Каким должно стать будущее казахстанского образования?

7553
Каким должно стать будущее казахстанского образования?

За неделю до начала нового учебного года в Алматы проходит крупнейший форум по вопросам сферы образования с темой "Образованная нация: стремление к знаниям, трудолюбие и патриотизм", в пленарном заседании которого приняло участие около 3 000 педагогов, и более 20 000 алматинских учителей наблюдали за ходом заседания в онлайн формате. Днем ранее, inbusiness.kz уже сообщал, что форум стал площадкой для диалога по обсуждению важнейших вопросов, которые стоят на повестке дня казахстанской системы образования, и возможностью обмена реальным опытом, необходимым для трансформации сферы обучения в городе Алматы.

Пообщавшись с участниками форума, корреспондент inbusiness.kz узнал мнения педагогов и руководителей учебных заведений, о реформах сферы образования, об идеях, новых возможностях и перспективах в их деятельности.

Каким должно стать будущее казахстанского образования?

Новые тенденции в сфере образования напрямую связаны с уровнем подготовки педагогического состава. Министр просвещения Асхат Аймагамбетов озвучил шокирующую статистику сертификации выпускников педагогических ВУЗов. Тестирование показало, что свыше 70% дипломированных специалистов не прошли пороговый бал, что может стать проблемой республиканского масштаба.

"В ближайшей перспективе нам понадобится около 100 000 педагогов, высокого уровня квалификации, и подготовка этих педагогов – для нас очень важный вызов", – заявил он.

За последние годы в Казахстане своих лицензий лишились 36 ВУЗов, не дававшие должного уровня знаний и подготовки будущих педагогов. Реформы позволили дать большую академическую свободу учебным заведениям, учебные программы которых были типовыми, жестко регламентированными, не позволявшими реагировать на изменения рынка труда. Нововведения откроют возможность для вхождения в профессию специалистов из научных областей, после соответствующей педагогической подготовки.

Каким должно стать будущее казахстанского образования?

О том, как решают проблему подготовки кадров на местах, рассказал директор алматинского специализированного лицея-интерната "Білім-Инновация" Эльбрус Пириев, учебного заведения, победившего в конкурсе "Лучшая организация среднего образования".

"Когда, в 2007 году я стал педагогом, отношение людей к этой профессии было, мягко говоря, снисходительным, люди просто усмехались над профессией, особенно парни. Реформы последнего времени позволили поднять престиж профессии учителя. Значительно был повышен проходной балл для абитуриентов, поступающих в педагогические ВУЗы и это уже дает свои плоды. Значительно улучшилось и состояние государственного финансирования школ, по крайней мере если говорить об Алматы", – рассказал Пириев.

Каким должно стать будущее казахстанского образования?

По словам Эльбуса Пириева, в казахстанских лицеях, расположенных во многих городах страны, уже много лет ведется работа по подготовке будущих педагогов из своих же учеников.

"В качестве примера я приведу наш лицей в Алматы, где около трети педагогического состава – наши бывшие ученики, закончившие лицей, а затем и педагогические ВУЗы и вернувшиеся к нам уже в качестве преподавателей. Но такую работу нужно вести на систематической основе, и здесь важны лидерские качества учителя, который должен сам не только иметь большой интерес к своей профессии, но и "заражать" этим интересом своих учеников. Очень важно, я считаю, вовлекать в профессию педагогов мужчин. Молодые педагоги имеют большие шансы стать лидерами для своих учеников, людьми, способными повести их за знаниями, но, повторюсь, эта работа должна вестись на системной основе. Что же касается свободы, о которой на форуме говорил аким Алматы, то это позволит школам внедрять у себя опыт лучших учебных заведений, что позволит поднять уровень знаний учеников до критериев ведущих зарубежных школ, и такой опыт уже есть в нашей стране" – поделился опытом работы глава лицея.

Каким должно стать будущее казахстанского образования?

Новые технологии для школы были представлены в фойе Дворца Республики, где директора школ и преподаватели различных дисциплин могли познакомиться с новыми технологиями для школ.

Цифровая эра начинается уже со школы, где важно начинать подготовку специалистов, которые будут строить будущее страны. Было что посмотреть и директорам дошкольных учреждений – новые технологии уже есть и для этого сегмента сферы образования.

Каким должно стать будущее казахстанского образования?

Преподаватель биологии Рустам Укебаев считает, что важно найти подход к каждому ученику, стараться не загонять всех детей в одни жесткие рамки.

"Конечно, нам необходимы новые технологии, но важен и индивидуальный подход к ученикам. Молодое поколение уже не может без информационных технологий и нам необходимо пользоваться этим, применять новые источники информации, ведь это повышает интерес самих детей к знаниям. Я относился с определенной долей скептицизма к этой конференции, но то, что я услышал сегодня здесь позволит мне значительно повысить мои компетенции в преподавании, наверняка позволит выйти на другой уровень взаимодействия с учениками", – сказал он.

Каким должно стать будущее казахстанского образования?

Учитель с тридцатилетним стажем Балжан Ертуганова считает, что с каждым поколением, у детей растет уровень знаний, но при этом открытым остается вопрос воспитания.

"Обмен опытом с успешными директорами и преподавателями школ – огромный плюс этого форума, который мы обязательно применим в стенах нашей школы. Нам – учителям старшего поколения важно быть в курсе современной жизни, новых технологий, которыми обладают наши ученики. Сейчас они много знаний получают из интернета, и здесь есть как плюсы, так и минусы. Но могу сказать, что современные дети стали более образованными, обладают совсем другим багажом знаний. С другой стороны, совсем изменились отношения между учениками и учителями, и это проблема, прежде всего, в воспитании молодого поколения, на которую очень важно обратить внимание", – заметил педагог.

Каким должно стать будущее казахстанского образования?

Много из того, что было озвучено со сцены форума, перекликается с желаниями не только молодых педагогов, жаждущих реформаций, но и близко поколению учителей, которые, несмотря на огромный опыт, всегда находятся на острие новшеств в педагогической сфере. Заслуженный учитель РК, кандидат педагогических наук Сабурова Гульшарбан-Жанна Камылбаевна, которая на протяжении 30 лет занимается развитием частных школ, считает, что нужно иметь большую смелость, чтобы проводить реформы в системе образования.

"Все что звучало на форуме, звучало в унисон с моими представлениями о сфере образования. Это то, чем я занимаюсь на протяжении всей своей педагогической деятельности. Министр просвещения взял на себя очень большую ответственность, ведь нужно быть очень смелым человеком, чтобы решить, наконец, вопрос с недостаточным уровнем подготовки педагогов, тем самым, противопоставить себя закоренелой системе по зарабатыванию денег. Я считаю, что реформы, а именно тестирование на профессиональную пригодность выпускников ВУЗов – это просто необходимая мера, против которой выступают достаточно сильное лобби, тем не менее, способна коренным образом поднять уровень наших педагогов", – заявила она.

Каким должно стать будущее казахстанского образования?

Развитие частного образования, по мнению Жанны Камылбаевны, окажет большое влияние на сферу образования.

"Отрадно, что власти города взяли курс на развитие частных школ, ведь это позволит не только разгрузить государственную систему образования, но и позволит людям проявить себя в качестве управленцев, бизнесменов. Но и здесь важна поддержка, без которой не обойтись и частникам, прежде всего, административном плана.

Современные дети сейчас получают намного больше разнообразной информации, и это, в большинстве, идет на пользу их обучению. Но есть и проблемы. Программа обучения в школах меняется чуть ли не ежегодно, и значительно усложняется. В программу младших классов вводятся элементы совсем не понятные для учеников, то, что раньше преподавалось в среднем звене. Все это, плюс никому не нужные предметы, значительно повышают нагрузку на детей, обучение которых, в итоге. Сводится к подготовке к ЕНТ", – говорит преподаватель.

Каким должно стать будущее казахстанского образования?

"Современный педагог должен, что называется, быть в тренде, применять в обучении, в том числе и психологические приемы, вовлекающие молодежь, но учителя, к сожалению, отстают. Сейчас в профессии много людей, которые не стремятся повысить уровень своей квалификации, но хотят зарабатывать как можно больше. Побывав на встрече с министром, я была удивлена, что многие педагоги и директора школ были недовольны снижением нагрузки на молодых учителей, а ведь это, прежде всего возможность расти в профессиональном плане, в том числе и через наставничество.

Очень интересна инициатива министра, касающаяся ротации директоров школ. Сейчас, по моему мнению, многие директора чувствуют себя князьями, вершащими судьбы педагогического коллектива. Они решают, кого брать или не брать на работу, ориентируясь иногда на только им понятные причины. Все это порождает коррупцию в сфере образования, и здесь необходимы реформы, направленные на искоренение подобных явлений. Ротация – это один из методов, но не единственный, необходима и системная подготовка управленцев" – поделилась своим мнением о современном состоянии системы образования Народный учитель Казахстана.

Каким должно стать будущее казахстанского образования?

В заключение отметим, что по словам преподавателей, пока еще сложно делать прогнозы о том, каким станет сфера образования в Алматы, да и по республике в целом, но уже сейчас видно, что перемены в этой, достаточно консервативной сфере нашей жизни, уже идут полным ходом.

Каким должно стать будущее казахстанского образования?

Максим Морозов

Каким должно стать будущее казахстанского образования?

За неделю до начала нового учебного года в Алматы проходит крупнейший форум по вопросам сферы образования с темой "Образованная нация: стремление к знаниям, трудолюбие и патриотизм", в пленарном заседании которого приняло участие около 3 000 педагогов, и более 20 000 алматинских учителей наблюдали за ходом заседания в онлайн формате. Днем ранее, inbusiness.kz уже сообщал, что форум стал площадкой для диалога по обсуждению важнейших вопросов, которые стоят на повестке дня казахстанской системы образования, и возможностью обмена реальным опытом, необходимым для трансформации сферы обучения в городе Алматы.

Пообщавшись с участниками форума, корреспондент inbusiness.kz узнал мнения педагогов и руководителей учебных заведений, о реформах сферы образования, об идеях, новых возможностях и перспективах в их деятельности.

Каким должно стать будущее казахстанского образования?

Новые тенденции в сфере образования напрямую связаны с уровнем подготовки педагогического состава. Министр просвещения Асхат Аймагамбетов озвучил шокирующую статистику сертификации выпускников педагогических ВУЗов. Тестирование показало, что свыше 70% дипломированных специалистов не прошли пороговый бал, что может стать проблемой республиканского масштаба.

"В ближайшей перспективе нам понадобится около 100 000 педагогов, высокого уровня квалификации, и подготовка этих педагогов – для нас очень важный вызов", – заявил он.

За последние годы в Казахстане своих лицензий лишились 36 ВУЗов, не дававшие должного уровня знаний и подготовки будущих педагогов. Реформы позволили дать большую академическую свободу учебным заведениям, учебные программы которых были типовыми, жестко регламентированными, не позволявшими реагировать на изменения рынка труда. Нововведения откроют возможность для вхождения в профессию специалистов из научных областей, после соответствующей педагогической подготовки.

Каким должно стать будущее казахстанского образования?

О том, как решают проблему подготовки кадров на местах, рассказал директор алматинского специализированного лицея-интерната "Білім-Инновация" Эльбрус Пириев, учебного заведения, победившего в конкурсе "Лучшая организация среднего образования".

"Когда, в 2007 году я стал педагогом, отношение людей к этой профессии было, мягко говоря, снисходительным, люди просто усмехались над профессией, особенно парни. Реформы последнего времени позволили поднять престиж профессии учителя. Значительно был повышен проходной балл для абитуриентов, поступающих в педагогические ВУЗы и это уже дает свои плоды. Значительно улучшилось и состояние государственного финансирования школ, по крайней мере если говорить об Алматы", – рассказал Пириев.

Каким должно стать будущее казахстанского образования?

По словам Эльбуса Пириева, в казахстанских лицеях, расположенных во многих городах страны, уже много лет ведется работа по подготовке будущих педагогов из своих же учеников.

"В качестве примера я приведу наш лицей в Алматы, где около трети педагогического состава – наши бывшие ученики, закончившие лицей, а затем и педагогические ВУЗы и вернувшиеся к нам уже в качестве преподавателей. Но такую работу нужно вести на систематической основе, и здесь важны лидерские качества учителя, который должен сам не только иметь большой интерес к своей профессии, но и "заражать" этим интересом своих учеников. Очень важно, я считаю, вовлекать в профессию педагогов мужчин. Молодые педагоги имеют большие шансы стать лидерами для своих учеников, людьми, способными повести их за знаниями, но, повторюсь, эта работа должна вестись на системной основе. Что же касается свободы, о которой на форуме говорил аким Алматы, то это позволит школам внедрять у себя опыт лучших учебных заведений, что позволит поднять уровень знаний учеников до критериев ведущих зарубежных школ, и такой опыт уже есть в нашей стране" – поделился опытом работы глава лицея.

Каким должно стать будущее казахстанского образования?

Новые технологии для школы были представлены в фойе Дворца Республики, где директора школ и преподаватели различных дисциплин могли познакомиться с новыми технологиями для школ.

Цифровая эра начинается уже со школы, где важно начинать подготовку специалистов, которые будут строить будущее страны. Было что посмотреть и директорам дошкольных учреждений – новые технологии уже есть и для этого сегмента сферы образования.

Каким должно стать будущее казахстанского образования?

Преподаватель биологии Рустам Укебаев считает, что важно найти подход к каждому ученику, стараться не загонять всех детей в одни жесткие рамки.

"Конечно, нам необходимы новые технологии, но важен и индивидуальный подход к ученикам. Молодое поколение уже не может без информационных технологий и нам необходимо пользоваться этим, применять новые источники информации, ведь это повышает интерес самих детей к знаниям. Я относился с определенной долей скептицизма к этой конференции, но то, что я услышал сегодня здесь позволит мне значительно повысить мои компетенции в преподавании, наверняка позволит выйти на другой уровень взаимодействия с учениками", – сказал он.

Каким должно стать будущее казахстанского образования?

Учитель с тридцатилетним стажем Балжан Ертуганова считает, что с каждым поколением, у детей растет уровень знаний, но при этом открытым остается вопрос воспитания.

"Обмен опытом с успешными директорами и преподавателями школ – огромный плюс этого форума, который мы обязательно применим в стенах нашей школы. Нам – учителям старшего поколения важно быть в курсе современной жизни, новых технологий, которыми обладают наши ученики. Сейчас они много знаний получают из интернета, и здесь есть как плюсы, так и минусы. Но могу сказать, что современные дети стали более образованными, обладают совсем другим багажом знаний. С другой стороны, совсем изменились отношения между учениками и учителями, и это проблема, прежде всего, в воспитании молодого поколения, на которую очень важно обратить внимание", – заметил педагог.

Каким должно стать будущее казахстанского образования?

Много из того, что было озвучено со сцены форума, перекликается с желаниями не только молодых педагогов, жаждущих реформаций, но и близко поколению учителей, которые, несмотря на огромный опыт, всегда находятся на острие новшеств в педагогической сфере. Заслуженный учитель РК, кандидат педагогических наук Сабурова Гульшарбан-Жанна Камылбаевна, которая на протяжении 30 лет занимается развитием частных школ, считает, что нужно иметь большую смелость, чтобы проводить реформы в системе образования.

"Все что звучало на форуме, звучало в унисон с моими представлениями о сфере образования. Это то, чем я занимаюсь на протяжении всей своей педагогической деятельности. Министр просвещения взял на себя очень большую ответственность, ведь нужно быть очень смелым человеком, чтобы решить, наконец, вопрос с недостаточным уровнем подготовки педагогов, тем самым, противопоставить себя закоренелой системе по зарабатыванию денег. Я считаю, что реформы, а именно тестирование на профессиональную пригодность выпускников ВУЗов – это просто необходимая мера, против которой выступают достаточно сильное лобби, тем не менее, способна коренным образом поднять уровень наших педагогов", – заявила она.

Каким должно стать будущее казахстанского образования?

Развитие частного образования, по мнению Жанны Камылбаевны, окажет большое влияние на сферу образования.

"Отрадно, что власти города взяли курс на развитие частных школ, ведь это позволит не только разгрузить государственную систему образования, но и позволит людям проявить себя в качестве управленцев, бизнесменов. Но и здесь важна поддержка, без которой не обойтись и частникам, прежде всего, административном плана.

Современные дети сейчас получают намного больше разнообразной информации, и это, в большинстве, идет на пользу их обучению. Но есть и проблемы. Программа обучения в школах меняется чуть ли не ежегодно, и значительно усложняется. В программу младших классов вводятся элементы совсем не понятные для учеников, то, что раньше преподавалось в среднем звене. Все это, плюс никому не нужные предметы, значительно повышают нагрузку на детей, обучение которых, в итоге. Сводится к подготовке к ЕНТ", – говорит преподаватель.

Каким должно стать будущее казахстанского образования?

"Современный педагог должен, что называется, быть в тренде, применять в обучении, в том числе и психологические приемы, вовлекающие молодежь, но учителя, к сожалению, отстают. Сейчас в профессии много людей, которые не стремятся повысить уровень своей квалификации, но хотят зарабатывать как можно больше. Побывав на встрече с министром, я была удивлена, что многие педагоги и директора школ были недовольны снижением нагрузки на молодых учителей, а ведь это, прежде всего возможность расти в профессиональном плане, в том числе и через наставничество.

Очень интересна инициатива министра, касающаяся ротации директоров школ. Сейчас, по моему мнению, многие директора чувствуют себя князьями, вершащими судьбы педагогического коллектива. Они решают, кого брать или не брать на работу, ориентируясь иногда на только им понятные причины. Все это порождает коррупцию в сфере образования, и здесь необходимы реформы, направленные на искоренение подобных явлений. Ротация – это один из методов, но не единственный, необходима и системная подготовка управленцев" – поделилась своим мнением о современном состоянии системы образования Народный учитель Казахстана.

Каким должно стать будущее казахстанского образования?

В заключение отметим, что по словам преподавателей, пока еще сложно делать прогнозы о том, каким станет сфера образования в Алматы, да и по республике в целом, но уже сейчас видно, что перемены в этой, достаточно консервативной сфере нашей жизни, уже идут полным ходом.

Каким должно стать будущее казахстанского образования?

Максим Морозов

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться