Мир и весна
Много ли мы знаем об истории Наурыза? Чаще всего представления сводятся к современному праздничному веселью, выступлениям музыкальных и творческих коллективов, застолью и традиционной пиале наурыз-коже. Для предков же это был чуть ли не самый важный момент года. Но не только ради байги и кюев собирались вместе степняки.
Одни из первых упоминаний о традициях, в которых угадывается связь с Наурызом, встречаются в VII веке в китайских рукописях "Вэйшу" и "Суйшу", представляющих собой летопись царствующих династий и событий за период, начиная с IV века. По наблюдениям китайцев, с приходом весны кочевники "ту-кю" собираются в огромном количестве со всей степи и поклоняются своим божествам. При этом "дикие люди", как отмечал летописец Сян Чжан, "резали много скота, плясали вокруг костров с поднятыми копьями, на которые были нанизаны волчьи головы". Эти сведения относятся к V веку н. э. Именно это время, по всей видимости, связано с появлением тюрков.
Более ранние упоминания о них содержатся в персидском поэтическом памятнике – "Книге царей", "Шахнаме" автора Фирдоуси, созданных в V веке. Описываемый временной период – тот же, что и в китайских источниках. В книге праздник Ньюроз тесно связан с историей легендарного кузнеца Кавеха, который возглавил народное восстание против угнетающего правления ассирийского царя-тирана Захака. В результате народ получил свободу. В ознаменование этой победы решили праздновать Ньюроз. Одним из ритуальных элементов праздничного действа были прыжки через костры – как символ доблести, сопротивления и преодоления опасности.
Как бы там ни было, но Наурыз – часть древней тюркской культуры. Будучи тенгрианцами, жители Великой степи издревле поклонялись только стихиям: солнцу, воде, земле, огню и воспринимали их как своих помощников и защиту. И даже расширение культурных и хозяйственных связей с соседями, взаимообогащение культур и адаптация к новым календарным событиям не подвинули этот особый период в жизни кочевника на другие даты.
Астрономическое положение светила оказалось важнее, чем даты земного порядка: встреча Наурыза приурочена к началу настоящей весны в Центральной Азии. Еще в IX веке ученые Востока определили день равноденствия – момента равной продолжительности светлого и темного времени суток. Выпадает это взаиморасположение Земли и Солнца, как известно, на период с 20 по 22 марта.
В древности праздновали Наурыз вначале довольно узким кругом народов, населявших Переднюю и Среднюю Азию и прежде входивших в сферу влияния персидской культуры. По мере того, как все большее число тюркских народов переходило от охоты к скотоводству, росло и его значение: скотовод в гораздо большей степени привязан к сезонным качелям. И, чем севернее широты, тем короче тучный и сытный летний период.
В отличие от охотников, скотоводы кочевали не постоянно. Длительные кочевки занимали период с осени до весны: стада перегоняли с обеднённых мест туда, где оставался корм для скота. Весенний же и летний выпасы не требовали таких затяжных перекочевок. Поэтому в остальной период года люди жили в небольших селениях, в предназначенных для оседлой жизни жилищах, или размещали поблизости селений юрточные поселки.
"Кочевой степняк ест, пьет и одевается скотом, – писал Чокан Валиханов, – для него скот дороже своего спокойствия". Весну в любом аграрном или скотоводческом обществе ждут с особым трепетом. Вешние воды, тепло и солнце запускают в природе извечный цикл – от пробуждения до цветения и созревания. Скотоводу-чабану весна дарит радость и надежду, ведь новый зеленый ковер степи даст стадам корм и свежие силы, восстановит и приободрит после сложного зимовья.
Сегодня большинство горожан воспринимают Наурыз в большей степени как начало нового года – даже с присущими празднику традициями и обычаями. Современный человек, наверное, не сумеет понять всей глубины его истинного значения.
В силу сложившегося уклада тюрки хозяйствовали обособленно друг от друга. Отдельный аул – часто одно большое семейство. По соглашению между старейшинами родов за аулами закреплялись водоемы, колодцы и урочища, в пределах которых следовало осуществлять кочевки. Но нередки были и нарушения этих границ, что приводило к раздорам между отдельными аулами и целыми родами.
В Наурыз появлялась редкая и бесценная возможность встретиться жителям многих аулов, узнать – кто как сумел пережить зиму, кто выжил, обсудить дела, подтвердить или перераспределить места кочевок, разрешить спорные вопросы, сосватать или женить детей.
Независимо от уровня достатка и сословного положения тюрки собирались в оговоренном месте, образуя подчас внушительный юрточный город. Туда же устремлялись торговцы и ремесленники. Проходила своего рода ярмарка, которая могла длиться около месяца. Таким образом Наурыз становился событием-миротворцем. В этот период следовало остановить любые враждебные действия. Появлялась возможность договориться и прекратить междоусобицу. До сих пор в Наурыз принято мирить тех, кто в ссоре.
Начавшийся с веселья и застолий месяц сменялся деловой и дипломатической частью. Главы семейств, старейшины обсуждали наболевшее, искали компромиссы, просто договаривались или планировали дела. Молодые люди и девушки в это время занимали себя играми, состязались в силе, скорости, сноровке, танцах, виртуозной игре на музыкальных инструментах, исполнении кюев. После чего разъезжались по кочевьям.
Любопытно, что даже после XI века, когда степняки разделились на скотоводов и земледельцев, Наурыз сохранил значение среди всех прародителей казахов, киргизов, узбеков, туркмен. Широко отмечался и всем свои функционалом присутствовал в жизни – вплоть до установления советской власти.
В 1926 году в Казахстане вышло постановление Казкрайкома, которое обязывало партийных руководителей на местах препятствовать проведению Наурыза. Можно предположить, что советская власть рассматривала Наурыз как наследие религиозного прошлого. На самом же деле новая власть стремилась сосредоточить в своих руках решение вопросов использования территорий, разрешения споров, отправления правосудия.
Почти на два века попадал Наурыз под запрет и на земле иранцев – в период господства там арабов. Запрещали отмечать Наурыз талибы в Афганистане – как праздник, не имеющий истоков в исламе. На территории Ближнего Востока Наурыз (в местных наречиях – Новруз, Навруз) отмечают только те народы, которые проживали там до прихода арабов, распространения ислама и возникновения Арабского халифата.
Соответственно, Наурыз арабы не празднуют. В Турции с 1925 года по 1991 год официально празднование Новруза было запрещено. Запретили власти Турции праздновать Новруз в нескольких городах и в 2016 году. Запрет коснулся в первую очередь регионов, где проживают курды. Представители прокурдских партий назвали это решение властей наступлением на демократию и насильственной исламизацией. В Сирии празднование Новруза запрещено до сих пор.
В Казахстане официальное возвращение праздника Наурыз началось с постановления исполкома алма-атинского горсовета народных депутатов и алма-атинского областного совета профсоюзов от 13 апреля 1988 года "О проведении народного праздника весны "Наурыз мейрамы" – в целях возрождения древних народных праздников и дальнейшего совершенствования досуга населения, утверждения здорового образа жизни.
В сентябре 2009 года Наурыз (Навруз, Новруз, Ноороз) включили в особый список ЮНЕСКО – как нематериальное культурное наследие всего человечества. Годом позже Генассамблея ООН приняла резолюцию, которую озаглавили "Международный день Навруз".
Константин Маскаев
Фотографии из семейного архива Алмаса Ордабаева, сетевой ресурс Silk Road Adventures