Сможет ли повториться история?

17309
Сможет ли повториться история?

Как переносят и восстанавливают архитектурные элементы старого терминала алматинского аэропорта, выяснял inbusiness.kz.

Строительство нового терминала для правительственных и VIP-перелетов, который и станет основой, несущей в себе все элементы "исторического наследия", близится к завершению. Журналисты inbusiness.kz побывали на строительной площадке нового терминала и посетили одно из алматинских предприятий, где идет работа по воссозданию архитектурных образов, которые и придавали типовому советскому зданию старого терминала тот неповторимый национальный колорит.

Сможет ли повториться история?

Строительство этого терминала останавливалось на несколько месяцев. Основной причиной, по которой в 2022 году стройка была заморожена, стало недовольство общественников проектом строительства нового терминала международных рейсов и перенос исторического здания южнее.

Жаркие дебаты, развернувшиеся в ходе общественных слушаний, не только отодвинули сроки сдачи  VIP-терминала, но и затянули строительство нового терминала для обслуживания международных рейсов.

Сможет ли повториться история?

Ради сохранения здания, историческая ценность которого, по мнению некоторых экспертов, была довольно спорной, звучали призывы к переносу аэропорта за десятки километров от города Алматы. Эти "прожекты", по-другому их трудно назвать, потребовали бы колоссальных инвестиций, которые в нынешних условиях не готовы взять на себя ни бюджет страны, ни частные инвесторы.

Здание старого терминала, построенное в 1947 году, за свою многолетнюю историю множество раз подвергалась реконструкции и даже перестройке, и от исторического облика в нем остались лишь декоративные элементы. Часть архитектурных изысков была утеряна еще в советское время, когда прагматизм и необходимость преобладали над "историческими образами". Интерьер здания, много лет закрытого для посещения простыми гражданами страны, уже десятилетия не соответствовал первоначальному облику.

Старый терминал со стороны перрона был давно скрыт из виду крупными деревьями. Да и снаружи аэропорта двухэтажный терминал был с одной стороны зажат нависшим над ним "архитектурным шедевром" из синего стекла и бетона – действующим терминалом аэропорта, а с другой стороны девятиэтажной постройкой начала 2000-х и рощей многолетних елей, расположенной как раз напротив здания. Большинство авиапассажиров попросту не замечали этого "исторического наследия", не говоря уже о том, чтобы рассмотреть красоту орнаментов. Функционал здания, где когда-то еще размещались таможенные службы и пограничный контроль, уже давно не соответствовал современным требованиям, справляясь только с обслуживанием VIP-персон.

Сможет ли повториться история?

По словам архитектора проекта Алима Ахмедова, на этом строящемся здании терминала будут воссозданы все архитектурные элементы, которыми был украшен старый терминал, даже части, утраченные много десятилетий назад.

"Благодаря старым, еще черно-белым фотографиям середины прошлого века мы получили первоначальный облик терминала, такой, каким его создавали архитекторы. На этих фотографиях периметр крыши здания украшал орнаментный карниз, который был утрачен вследствие проводимых на здании ремонтов. Но его малая часть осталась, как украшение бельведера. Мы взяли часть этого карниза за основу и по его образу и подобию восстановим карниз по контуру кровли.

Полностью сдать в эксплуатацию этот терминал мы планируем в марте 2023 года. Каркас здания был готов уже в начале прошлого года, хотя по планам мы должны были завершить стройку еще полгода назад. Перенос и воссоздание здания терминала сильно задержали из-за общественности, которая была против любых действий в отношении этого здания. Мы рассматривали различные проекты интеграции исторического здания, но все они сильно влияли на строительство терминала международных рейсов, в том числе, снижая энергоэффективность нового здания, что, в свою очередь, не дало бы нашему аэропорту стать одним из первых в мире и первым в Средней Азии, получившим международный "зеленый" сертификат на новый терминал", - отметил архитектор Алим Ахмедов.

Сможет ли повториться история?

В настоящий момент рабочие уже ведут монтаж восстановленных архитектурных элементов на здании терминала. Цветовая палитра воссозданного на новом месте терминала будет повторять старое здание. Но интерьер претерпел значительные изменения. Если внутренне убранство прежнего здания многократно реконструировалось под нужды времени, то интерьер этого здания изначально рассчитан под свои задачи. Левая часть терминала – "президентская", будет служить для прилета и вылета президента страны и официальных правительственных делегаций. Правая часть будет предоставлена обслуживания VIP-перелетов.

Сможет ли повториться история?

Переносом и восстановлением цветных витражных окон, украшавших здание аэропорта, занимается турецкая компания, обладающая компетенцией в этой сфере. Полностью сохранены оригинальные рамы и стекла витражей, часть которых требовали ремонта после более чем полувековой эксплуатации.

Кроме того, как рассказал архитектор Алим Ахмедов, внутри нового терминала международных рейсов планируется разместить цветные стеклянные витражные панно, которые станут связующим звеном истории алматинского аэропорта.

Сможет ли повториться история?

В цехах одной из алматинских компаний полным ходом идут работы по воссозданию узоров и элементов, украшавших здание старого терминала. Готовые элементы сразу красятся на заводе согласно технологической карте изделия.

Сможет ли повториться история?

По образцам узоров, располагавшихся на старом терминале, сначала создается гипсовая копия, по которой делается стеклопластиковая форма или матрица, в которой, по английской технологии, заливаются новые элементы.

Для производства элементов используется специальный фибробетон, состоящий из специального раствора зарубежного производства и стекловолокна, придающего конструкции прочность при значительном сокращении веса. По словам представителя компании, использование передовой зарубежной технологии и материалов позволит прослужить элементам конструкции не один десяток лет в первозданном виде.    

Сможет ли повториться история?

Большая часть отслуживших более полувека бетонных конструкций, украшавших старое здание, была повреждена вследствие воздействия времени и погодных условий. Технология монолитного литья бетона, применявшаяся для создания этих элементов, не предусматривала капитального ремонта этих украшений.

Сможет ли повториться история?

Осталось около двух месяцев до того момента, когда алматинцы смогут воочию оценить работу по воссозданию исторического здания терминала аэропорта города Алматы.

Сможет ли повториться история?

А в 2024 году для авиапутешественников, прилетающих в Алматы или вылетающих из нашей воздушной гавани, откроет свои двери новый терминал по обслуживанию международных рейсов, что позволит увеличить ежегодную пропускную способность аэропорта, через который в прошлом году прошло более 7 миллионов пассажиров, в два раза, до 14 млн авиапассажиров.  

Действующий терминал, который построен около 20 лет назад на месте уничтоженного пожаром здания, будет целиком переведен на обслуживание внутренних рейсов, что позволит путешественникам забыть о существующих проблемах, связанных, в первую очередь, с нехваткой площадей действующего терминала, рассчитанного на поток в 3 млн пассажиров в год.

Максим Морозов

Фото автора

Сможет ли повториться история?

Как переносят и восстанавливают архитектурные элементы старого терминала алматинского аэропорта, выяснял inbusiness.kz.

Строительство нового терминала для правительственных и VIP-перелетов, который и станет основой, несущей в себе все элементы "исторического наследия", близится к завершению. Журналисты inbusiness.kz побывали на строительной площадке нового терминала и посетили одно из алматинских предприятий, где идет работа по воссозданию архитектурных образов, которые и придавали типовому советскому зданию старого терминала тот неповторимый национальный колорит.

Сможет ли повториться история?

Строительство этого терминала останавливалось на несколько месяцев. Основной причиной, по которой в 2022 году стройка была заморожена, стало недовольство общественников проектом строительства нового терминала международных рейсов и перенос исторического здания южнее.

Жаркие дебаты, развернувшиеся в ходе общественных слушаний, не только отодвинули сроки сдачи  VIP-терминала, но и затянули строительство нового терминала для обслуживания международных рейсов.

Сможет ли повториться история?

Ради сохранения здания, историческая ценность которого, по мнению некоторых экспертов, была довольно спорной, звучали призывы к переносу аэропорта за десятки километров от города Алматы. Эти "прожекты", по-другому их трудно назвать, потребовали бы колоссальных инвестиций, которые в нынешних условиях не готовы взять на себя ни бюджет страны, ни частные инвесторы.

Здание старого терминала, построенное в 1947 году, за свою многолетнюю историю множество раз подвергалась реконструкции и даже перестройке, и от исторического облика в нем остались лишь декоративные элементы. Часть архитектурных изысков была утеряна еще в советское время, когда прагматизм и необходимость преобладали над "историческими образами". Интерьер здания, много лет закрытого для посещения простыми гражданами страны, уже десятилетия не соответствовал первоначальному облику.

Старый терминал со стороны перрона был давно скрыт из виду крупными деревьями. Да и снаружи аэропорта двухэтажный терминал был с одной стороны зажат нависшим над ним "архитектурным шедевром" из синего стекла и бетона – действующим терминалом аэропорта, а с другой стороны девятиэтажной постройкой начала 2000-х и рощей многолетних елей, расположенной как раз напротив здания. Большинство авиапассажиров попросту не замечали этого "исторического наследия", не говоря уже о том, чтобы рассмотреть красоту орнаментов. Функционал здания, где когда-то еще размещались таможенные службы и пограничный контроль, уже давно не соответствовал современным требованиям, справляясь только с обслуживанием VIP-персон.

Сможет ли повториться история?

По словам архитектора проекта Алима Ахмедова, на этом строящемся здании терминала будут воссозданы все архитектурные элементы, которыми был украшен старый терминал, даже части, утраченные много десятилетий назад.

"Благодаря старым, еще черно-белым фотографиям середины прошлого века мы получили первоначальный облик терминала, такой, каким его создавали архитекторы. На этих фотографиях периметр крыши здания украшал орнаментный карниз, который был утрачен вследствие проводимых на здании ремонтов. Но его малая часть осталась, как украшение бельведера. Мы взяли часть этого карниза за основу и по его образу и подобию восстановим карниз по контуру кровли.

Полностью сдать в эксплуатацию этот терминал мы планируем в марте 2023 года. Каркас здания был готов уже в начале прошлого года, хотя по планам мы должны были завершить стройку еще полгода назад. Перенос и воссоздание здания терминала сильно задержали из-за общественности, которая была против любых действий в отношении этого здания. Мы рассматривали различные проекты интеграции исторического здания, но все они сильно влияли на строительство терминала международных рейсов, в том числе, снижая энергоэффективность нового здания, что, в свою очередь, не дало бы нашему аэропорту стать одним из первых в мире и первым в Средней Азии, получившим международный "зеленый" сертификат на новый терминал", - отметил архитектор Алим Ахмедов.

Сможет ли повториться история?

В настоящий момент рабочие уже ведут монтаж восстановленных архитектурных элементов на здании терминала. Цветовая палитра воссозданного на новом месте терминала будет повторять старое здание. Но интерьер претерпел значительные изменения. Если внутренне убранство прежнего здания многократно реконструировалось под нужды времени, то интерьер этого здания изначально рассчитан под свои задачи. Левая часть терминала – "президентская", будет служить для прилета и вылета президента страны и официальных правительственных делегаций. Правая часть будет предоставлена обслуживания VIP-перелетов.

Сможет ли повториться история?

Переносом и восстановлением цветных витражных окон, украшавших здание аэропорта, занимается турецкая компания, обладающая компетенцией в этой сфере. Полностью сохранены оригинальные рамы и стекла витражей, часть которых требовали ремонта после более чем полувековой эксплуатации.

Кроме того, как рассказал архитектор Алим Ахмедов, внутри нового терминала международных рейсов планируется разместить цветные стеклянные витражные панно, которые станут связующим звеном истории алматинского аэропорта.

Сможет ли повториться история?

В цехах одной из алматинских компаний полным ходом идут работы по воссозданию узоров и элементов, украшавших здание старого терминала. Готовые элементы сразу красятся на заводе согласно технологической карте изделия.

Сможет ли повториться история?

По образцам узоров, располагавшихся на старом терминале, сначала создается гипсовая копия, по которой делается стеклопластиковая форма или матрица, в которой, по английской технологии, заливаются новые элементы.

Для производства элементов используется специальный фибробетон, состоящий из специального раствора зарубежного производства и стекловолокна, придающего конструкции прочность при значительном сокращении веса. По словам представителя компании, использование передовой зарубежной технологии и материалов позволит прослужить элементам конструкции не один десяток лет в первозданном виде.    

Сможет ли повториться история?

Большая часть отслуживших более полувека бетонных конструкций, украшавших старое здание, была повреждена вследствие воздействия времени и погодных условий. Технология монолитного литья бетона, применявшаяся для создания этих элементов, не предусматривала капитального ремонта этих украшений.

Сможет ли повториться история?

Осталось около двух месяцев до того момента, когда алматинцы смогут воочию оценить работу по воссозданию исторического здания терминала аэропорта города Алматы.

Сможет ли повториться история?

А в 2024 году для авиапутешественников, прилетающих в Алматы или вылетающих из нашей воздушной гавани, откроет свои двери новый терминал по обслуживанию международных рейсов, что позволит увеличить ежегодную пропускную способность аэропорта, через который в прошлом году прошло более 7 миллионов пассажиров, в два раза, до 14 млн авиапассажиров.  

Действующий терминал, который построен около 20 лет назад на месте уничтоженного пожаром здания, будет целиком переведен на обслуживание внутренних рейсов, что позволит путешественникам забыть о существующих проблемах, связанных, в первую очередь, с нехваткой площадей действующего терминала, рассчитанного на поток в 3 млн пассажиров в год.

Максим Морозов

Фото автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться