Волонтеры-археологи бьют тревогу по поводу сохранения памятников древней культуры кочевников
Они считают, что Казахстан теряет свое историческое наследие.
Уникальные древние наскальные рисунки – петроглифы – являются сакральными памятниками истории, но почему-то борьбу за их сохранение ведут, пожалуй, только немногие ученые и волонтеры-археологи, сообщает inbusiness.kz
На протяжении десятков лет творчество древних художников на камнях и скалах подвергается разрушению, в том числе становясь объектом вандализма, но обращать внимание на проблему начинают только после многочисленных жалоб и обращений волонтеров, пытающихся донести до властей важность сохранения очередного объекта исторического наследия для казахстанцев.
На грани исчезновения находится петроглифический комплекс Аккайнар, расположенный на границе Алматинской и Жамбылской областей, который в 2008 году открыли волонтеры экспедиции Института археологии имени Маргулана, ее возглавлял известный ученый Алексей Марьяшев.
Скальный массив Аккайнара практически полностью покрыт наскальными рисунками эпохи бронзового века и сакской эпохи, рассказывает волонтер-археолог Ольга Гумирова, участвовавшая в более чем двухстах экспедициях. Но часть древних изображений попросту невозможно увидеть и идентифицировать, так как они покрыты слоями краски или цемента, которыми свои «произведения» на скалах рисовали наши современники, служившие в воинских частях Отара.
«По заключению Нуржана Алтынбекова, специалиста реставрационной лаборатории, которого мы привозили сюда для оценки, для нанесения надписей поверх петроглифов применялось четыре вида красок и цемент. Кто-то применял для выцарапывания своих имен на камнях металлические предметы.
Несколько раз мы обращались в центр историко-культурного наследия и к военным, чей полигон здесь расположен, с просьбой убрать груды мусора, и частично территория была очищена, но сейчас мы видим, что ситуация опять ухудшилась.
Мы называем это место «Долиной тысячи быков», потому что здесь огромное количество изображений различных видов этого животного, в том числе и вымерших туров. Размер большинства рисунков достигает одного метра, но есть изображение быка размером около четырех метров. Есть и изображение зороастрийского мифического божества в виде быка с двумя парами рогов, который, согласно преданиям, перевозил души умерших через священную реку».
Это святилище пока мало изучено – сказывается недостаток финансирования науки в нашей стране. Большинство работы по поиску петроглифов проводилось волонтерами за счет их собственных средств. Как рассказала Ольга Гумирова, на те деньги, что выделялись Институтом археологии, удалось отфотографировать и зафиксировать координаты только десяти скоплений. А для полного исследования этого скопления необходима организация серьезной научной экспедиции продолжительностью не в один месяц.
«Для сохранения этого уникального комплекса мы предлагаем министерству обороны очистить рисунки от надписей и использовать это место в воспитательных целях, рассказывая военнослужащим не только об истории, насчитывающей несколько тысяч лет, но и на примере этих скал рассказывать об отношении к историческому наследию наших предков.
На днях мы получили ответ от министерства обороны о том, что наше письмо принято к рассмотрению, и очень надеемся, что дело сдвинется в ближайшее время».
Многие из рисунков сохранились только благодаря тому, что художники сакской эпохи глубже и ярче прорисовывали изображения бронзового века, добавляя детали и образы, соответствовавшие более поздним временам.
Как рассказал историк и волонтер движения «Охотники за петроглифами» Юрий Дорохов, большая работа, проведенная ученым Алексеем Марьяшевым и его ученицей Ольгой Гумировой, показала, что наскальные изображения эпохи бронзы были стереотипны для всего евразийского пространства.
«Причем культура наскальной живописи появилась здесь раньше, чем в Европе, что было связано, видимо, с географией распространения индоевропейских племен.
Проблема сохранения стоит очень остро, и один из вариантов решения этой проблемы видится в присвоении этому объекту статуса особо охраняемого, как это произошло с Танбалы, где организован музей-заповедник».
Многие знают, что произошло с петроглифами Архарлы, где собственник, ведя добычу плитняка, попросту разрушил центральную часть комплекса, потому что тот не имел никакого охранного статуса. Взятие памятника под охрану – это сейчас довольно долгий и затратный процесс. Необходимо сначала паспортизировать памятник, что требует многих выездов и проведения исследований согласно стандартам, соответственно нужны средства на транспортные расходы и оплату труда работников.
По словам Юрия Дорохова, среди волонтеров можно по пальцам пересчитать тех, кто сможет проделать эту работу на профессиональном уровне.
«Скандал с вывозом шаров в Мангистау показал, насколько несовершенно законодательство в этой области. Фактически оказалось, что территория «Долины шаров» не является памятником природы, а потому и никакой ответственности за причинение ущерба не предусмотрено. То же самое можно сказать и о множестве курганов, еще не раскопанных, но уже разграбленных, и о петроглифах, которые постоянно пытаются разрушить, чтобы сохранить древние рисунки в частные коллекции.
Большая проблема с каменными бабами – древними изваяниями, называемыми балбалами. Существует черный рынок, где можно приобрести каменные изваяния, цены на которые доходят до нескольких тысяч долларов. На плато, расположенном в Жамбылской области, где находятся захоронения тюркского периода, этих балбалов с каждым годом становится все меньше и меньше. «Черная» археология наносит огромный ущерб науке, ведь каждый предмет, извлеченный из контекста археологического слоя, разрывает цепь научных исследований», отметил волонтер-историк.
В урочище Аккайнар можно увидеть рисунки различных эпох и самой различной тематики – от изображений мифических, домашних или диких животных до сцен охоты или «танцующих человечков». Не надо обладать большим воображением, чтобы различить в произведениях наскальной живописи волков, собак, быков, архаров, теков или верблюдов.
Есть здесь и предметы, предназначение которых до сих пор не разгадано учеными во всем мире. Чашечные камни представляют собой камни с выдолбленными в них небольшими углублениями. Существуют предположения, что эти углубления представляют собой одну из версий лунного календаря.
Многие из петроглифов Аккайнара уже потеряны для науки, считает руководитель фонда "БекенАта" Бекбол Нурмуханбетов.
«Как вы видите, все в руках общественников. Благодаря общественности мы спасли Архарлы. Сейчас мы в Казахстане продвигаем движение научного волонтерства, когда группа людей, объединенная общностью интересов, занимается открытием и исследованием наследия предков. Мы неслучайно оказались здесь, ведь в Казахстане сотни, тысячи петроглифических памятников, и у ученых просто не хватает рук, чтобы охватить и зафиксировать их для науки. Именно поэтому мы бы очень хотели, чтобы люди как можно больше узнавали об этом международном движении, чтобы помочь сохранить историческое наследие для наших потомков».
Петроглифический комплекс Аккайнар раскинулся на несколько десятков километров, представляя собой разрозненные скопления. По словам основателя общественного движения «Охотники за петроглифами» Ольги Гумировой, в стране официально зарегистрировано около трех сотен скоплений петроглифов, но по оценкам ученых-археологов, их в несколько раз больше. Как считают специалисты, если не относиться бережно к этим уникальным образцам древней культуры, это приведет к потере ценнейших памятников истории для всего человечества.
Максим Морозов
Фото автора