АППК: новеллы о пересмотре судебных актов

145

Вводится кассационный порядок пересмотра судебных актов, и меняются полномочия судебных инстанций в адмсудопроизводстве.

АППК: новеллы о пересмотре судебных актов

Новелла о кассационном производстве

Законом Республики Казахстан от 21 ноября 2024 года № 136-VIII ЗРК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реформирования судебной системы и совершенствования процессуального законодательства внесен ряд новелл в  Административный  процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее - АППК). Одна из важных новелл - введение кассационного порядка пересмотра  судебных  актов и связанные  с  этим изменения  в  полномочиях других  судебных инстанций.

Данная публикация из цикла "Всё об  АППК"  посвящена анализу норм о пересмотре судебных актов  в административном судопроизводстве, что представляет интерес для практикующих юристов и тех, кто  сталкивается с административным  судопроизводством  в своей деятельности.

Четыре судебные инстанции

В административном  судопроизводстве теперь действуют 4 судебные инстанции: суд  первой,  апелляционной, кассационной инстанция и  Верховный Суд Республики Казахстан.

Верховный Суд Республики Казахстан, ранее выступавший в качестве кассационной инстанции, теперь отделен от кассации и остается  согласно  статье 81 Конституции Республики Казахстан  "высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, в предусмотренных законом случаях рассматривает отнесенные к его подсудности судебные дела и дает разъяснения по вопросам судебной практики".

Изменения в  апелляции

Изменился срок вступления в законную  силу постановления  суда апелляционной инстанции:

  • раньше это происходило по истечении кассационного срока обжалования;
  • теперь  - со дня оглашения.
  • Данное изменение не только существенно ускоряет наступление правовой определенности  по административному делу,  но и сближает правовую природу пересмотра судебных актов в апелляционном порядке в  административном и гражданском судопроизводстве. У участников административного дела остается право обжаловать судебные  в кассационном порядке, однако опираться на апелляционное постановление они могут со дня его оглашения.

Не является новеллой, но привлекает внимание правило части 10  статьи  168  АППК о том, что определения суда апелляционной инстанции, преграждающие возможность дальнейшего движения административного дела, могут быть обжалованы в кассационном порядке.

К таким судебным актам, которыми оставлены без изменения определения суда первой инстанции о:

  • возвращении иска (часть  2 статьи  138 АППК),
  • приостановлении  производства по  административному делу (часть  3  статьи  146 АППК).  

ГПК и АППК

Порядок кассационного обжалования и производство в суде кассационной инстанции определяются правилами Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – ГПК). Однако особенности кассации в административном судопроизводстве предусмотрены АППК.

Поэтому здесь требуется внимательность, чтобы правильно определить: где действуют общие нормы ГПК, а где – специальные нормы АППК.

Состав кассационной инстанции

Положения о составе кассационной инстанции прописаны в АППК, хотя они идентичны соответствующим правилам в гражданском  судопроизводстве:   

  • суд кассационной инстанции рассматривает административные дела коллегиальным составом в нечетном количестве (не менее трех) судей кассационного суда по административным делам;
  • если административное дело поступило в  кассационную инстанцию из  Верховного Суда Республики Казахстан – то коллегиальный состав увеличивается до "не менее пяти судей. Председательствовать при таком рассмотрении должен сам  председатель  суда.

Подсудность дел

В связи с введением кассационного суда по административным делам, внесены поправки в нормы о подсудности административных дел. 

Кассационный суд пересматривает судебные акты нижестоящих судов, что было предусмотрено в АППК и раньше.

Но теперь кассационное  производство осуществляется в отношении судебных  актов, которые:

  • вступили в законную силу и
  • прошли через апелляционную инстанцию.

Специально  предусмотрено, что кассационный суд рассматривает судебные акты по инвестиционным спорам, которые подсудны специализированному межрайонному административному суду столицы.

В роли кассационной инстанции может выступить Верховный Суд Республики Казахстан -  по административным делам об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, решений и действий (бездействия) Центральной комиссии референдума. Это исключение из подсудности кассационного  суда  связано  с  тем, что данные категории дел в качестве суда первой инстанции так же рассматривает Верховный Суд.

Общие положения о кассационном обжаловании

Порядок кассационного обжалования и производство в суде кассационной инстанции включают следующие положения:

  • кассационную жалобу  на вступившие в законную  силу судебные  акты можно подать в в течение шести месяцев со дня вручения судебного акта апелляционной инстанции в окончательной форме;
  • в отличие от гражданского  судопроизводства по правилам  АППК можно обжаловать вступившие в законную силу судебные акты по административным делам, оконченным в порядке примирения, медиации или урегулирования спора в порядке партисипативной процедуры;
  • протест на  вступившие  в законную  силу судебные акты вправе  принести Генеральный Прокурор Республики Казахстан, его заместители, Главный военный прокурор, Главный транспортный прокурор по собственной инициативе либо по ходатайствам лиц по определенным категориям административных дел, прямо перечисленным в статье 31 АПК;
  • установлен разумный срок рассмотрения административного дела в кассационном  суде - не более шести месяцев со дня его поступления в суд.

Исключительный  порядок  пересмотра

В отдельную статью 169-1 АППК выделены положения о пересмотре судебных  актов в  Верховном Суде Республики Казахстан: прошедшие  кассационную  инстанцию судебные акты могут быть пересмотрены в  исключительных  случаях – если:

  • принятые судебные акты могут привести к тяжким необратимым последствиям для жизни, здоровья людей либо для экономики и национальной безопасности Республики Казахстан;
  • принятые судебные акты нарушают права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  • принятые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении судами норм права.

Основанием такого  пересмотра могут стать:

  • представление судьи Верховного Суда Республики Казахстан или
  • протест Генерального Прокурора Республики Казахстан.

Подведем итоги

В целом изменения порядок  пересмотра по административным делам стал более похож на пересмотр по гражданским делам: часть  норм ГПК о  пересмотре в той или иной схожей манере изложена теперь  в АППК.

Вместе с тем отдельные нормы АППК отличаются от аналогичных норм в гражданском судопроизводстве, отражая специфику административного  судопроизводства.  

Читайте по теме:

Как продали право землепользования: история исполнительного производства

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться