Конституционный Суд: что он даст казахстанцам?

5557

Новый закон – новый госорган  

Конституционный Суд: что он даст казахстанцам?

С 1 января 2023 года заработал новый институт государственный власти – Конституционный Суд Республики Казахстан. Правовые основы его деятельности регулируются Конституционным законом Республики Казахстан от 5 ноября 2022 года № 153-VII ЗРК "О Конституционном Суде Республики Казахстан" (далее – Конституционный закон). Рассмотрим, что это за государственный орган, какова его  компетенция, кто может обратиться в  Конституционный Суд и по каким вопросам.

Король умер. Да здравствует король!

Эта традиционная французская фраза при воцарении нового монарха уместна для констатации факта: в прошлое страны ушел Конституционный Совет, на смену ему пришел Конституционный Суд.

Конституционный Суд можно считать преемником Конституционного Совета по обеспечению верховенства Конституции Республики Казахстан на всей территории республики.

Для выполнения этой  миссии Конституционный Суд имеет следующую компетенцию:

  • решает в случае спора вопрос о правильности проведения выборов Президента Республики Казахстан, выборов депутатов Парламента Республики Казахстан, республиканского референдума;
  • рассматривает на соответствие Конституции Республики Казахстан до подписания Президентом Республики Казахстан принятые Парламентом Республики Казахстан законы, принятые Парламентом Республики Казахстан и его палатами постановления, международные договоры Республики Казахстан до их ратификации.
  • дает официальное толкование норм Конституции Республики Казахстан, а также до принятия Парламентом Республики Казахстан соответственно решения о досрочном освобождении от должности Президента Республики Казахстан, окончательного решения об отрешении от должности Президента Республики Казахстан – заключение о соблюдении установленных конституционных процедур;
  • по результатам обобщения практики конституционного производства ежегодно направляет Парламенту Республики Казахстан послание о состоянии конституционной законности в Республике Казахстан;
  • рассматривает обращения Президента Республики Казахстан, Генерального прокурора Республики Казахстан, Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан, а также обращения судов о  признании закона или нормативного правового акта неконституционным.

В отличие от  Конституционного Совета Конституционный Суд по обращениям граждан рассматривает на соответствие Конституции Республики Казахстан нормативные правовые акты Республики Казахстан, непосредственно затрагивающие их права и свободы, закрепленные Конституцией Республики Казахстан. Это означает, что граждане наконец-то получили прямой  доступ к Конституционному суду для защиты своих конституционных прав и свобод.   

Конституционный Суд и судебная система

Название нового госоргана может создать ложное  вечатление, что Конституционный Суд входит  в  состав судебной системы Республики Казахстан.  

Это не так.

Судебную систему Республики Казахстан составляют Верховный Суд республики, местные и другие суды республики, учреждаемые законом. При этом Верховный Суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам (статьи 75, 81 Конституции Республики Казахстан).

Помимо указанных гражданских и уголовных дел, суды республики рассматривают также административные дела по правилам Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан и  дела об административных правонарушениях по правилам Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях. Конституционные основы суда и правосудия регулируются  в разделе VII, который именуется "Суды и правосудие. Прокуратура. Уполномоченный по правам человека".

Конституционному Суду в Конституции посвящен отдельный раздел VI, в котором предусмотрены статус Конституционного Суда, его  компетенция, последствия признания законов и иных правовых актов неконституционными.

Статьей 23 Конституционного закона предусмотрено:

"5. Конституционный Суд решает исключительно вопросы права и не дает оценку фактическим обстоятельствам, послужившим поводом для обращения".

В этом – одно из основных отличий Конституционного Суда от суда судебной системы.

Можно ли обжаловать судебное решение в Конституционный Суд?

Нет, нельзя. Потому что суды судебной  системы занимаются правоприменительной деятельностью,  а Конституционный Суд – только правовыми вопросами.

Это означает, что по каждому судебному делу суд вначале устаналивает конкретные фактические обстоятельства, например, как была заключена сделка, какое имущество желают разделить сурпуги при расторжении брака, при каких обстоятельствах было совершено преступление и т.д. Затем к установленной совокупности фактических обстоятельств суд "подбирает" (то есть применяет) подходящую норму права, которая регулирует такую ситуацию. То есть суд дает правовую оценку фактическим обстоятельствам. В этом заключается суть правоприменения. Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционную и  кассационную инстанции.

В отличие от этого, Конституционный Суд интересует только вопрос о том, соответствуют или нет Конституции законы и нормативные правовые акты. Поэтому Конституционный Суд не пересматривает судебные акты в порядке обжалования. Именно поэтому часть обращений в Конституционный Суд в начале этого года были возвращены -  в них заявители просили отменить, проверить или пересмотреть судебные приговоры.

Но Конституционный Суд может рассмотреть и признать неконституционным закон или иной нормативный правовой акт, на основании  которых вынесен судебный акт. В таком случае судебный акт подлежит пересмотру: по гражданскому или административному делу - по новым обстоятельствам, по уголовному делу и делу об  административом  правонарушении – по вновь открывшимся обстоятельствам. Пересмотр дела производит соответствующий суд по правилам,  установленным процессуальными кодексами.     

Обращение гражданина допустимо

Для того, чтобы  Конституционный Суд принял обращение гражданина, необходимо, чтобы:

  • оспариваемый закон или иной нормативный правовой акт был применен судом либо непосредственно затрагивал права и свободы в конкретном деле с участием гражданина и по делу был вынесен судебный акт, вступивший в законную силу;
  • обращение было подано в срок не позднее одного года после принятия судебного акта.

Гражданин вправе также обратиться в Конституционный Суд, не обжалуя судебный акт в апелляционном порядке, при условии, что есть нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан и данное в нем разъяснение нормативного правового акта свидетельствует, что иное применение нормативного правового акта не предполагается, в связи с чем обжалование судебного акта в вышестоящие судебные инстанции не может предотвратить нарушение прав гражданина.

Еще один исключительный случай, когда гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд без предварительного обращения в суд – когда нормы закона носят императивный, четко выраженный, категоричный характер и обращение гражданина в суд не приведет к иному применению такого закона.

Требования к  форме и содержанию обращения установлены статьей 44 Конституционного закона и включают сущность обращения, позицию лица, подающего обращение, правовое обоснование.

Уже признан неконституционным…

22 февраля текущего года по обращению  казахстанца Конституционный Суд признал несоответствующими Конституции подпункт 1) пункта 1 и пункт 2 статьи 610 Налогового кодекса, которыми установлены ставки госпошлины при обжаловании  в кассационном порядке судебного акта по спорам имущественного характера. При этом в законе отсутствуют нормы о верхнем пределе госпошлины либо об освобождении от ее уплаты, отсрочке, рассрочке ее оплаты, что фактически ограничивает доступ к правосудию. Правительству предписано не позднее трех месяцев после опубликования нормативного постановления внести в Мажилис Парламента РК проект закона о совершенствовании правового регулирования вопросов оплаты государственной пошлины в судах.

Подведем итоги

Возможно, в ближайшее время мы станем  свидетелями рассмотрения Конституционным судом таких "горячих" вопросов судебной практики, как соответствие Конституции:

  • права налоговых органов оспаривать  гражданско-правовые сделки налогоплательщиков (подпункт 10) пункта 2 статьи  19  Налогового кодекса Республики Казахстан);
  • установления нижнего предела в 2.000 МРП и 30.000 МРП для физических и юридических лиц при оспаривании в кассационном порядке исков имущественного характера (подпункт  3) части 2 статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан);
  • обязанности возмещать моральный вред близким родственникам, супругу (супруге) потерпевшего  в  случае смерти последнего (пункт 1 статьи 951 Гражданского  кодекса Республики Казахстан) и др.

Первые шаги Конституционного Суда дают основание сделать вывод, что в стране заработал орган конституционного контроля, в который граждане могут напрямую обратиться при соблюдении установленных условий. Доступ граждан  к  конституционному производству – это расширение юридических возможностей для защиты своих конституционных прав и свобод.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться