Так, например, глава государства в своем недавнем послании народу Казахстана на заседании палат парламента "Экономический курс Справедливого Казахстана", помимо озвученных реформ по поддержке традиционных отраслей экономики, озвучил необходимость развития креативных индустрий Казахстана (кино, музыка, дизайн, образование, сфера информационных технологий) с созданием необходимых условий для масштабного развития креативной экономики Казахстана в целом.
Но, как показывает мировая практика, условия развития креативной экономики в различных географических регионах далеко не одинаковые. Например, согласно исследованиям института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ (РФ), удалось рассчитать рейтинг привлекательности стран мира для звезд креативных индустрий; к примеру, у каждой страны выделяется какая-то определенная сфера креативной индустрии, и не одна:
"Так, США наиболее привлекательны в моде и культуре за счет развития современных течений: городская одежда и современное искусство.
Германия выигрывает у всех стран, кроме США, по привлекательности для звезд игровой индустрии и промышленного дизайна. Франция и Италия сильны модой и кинематографом. Китай лидирует в креативных индустриях, которые содержат технологическую (игровая индустрия, архитектура) и визуальную (дизайн, культура и искусство) составляющие.
Южная Корея занимает второе место по привлекательности для музыкальных звезд благодаря популярности жанра K-pop. Япония притягивает звезд литературы и кино, моды и архитектуры. Развивающиеся страны с активно растущими потребительскими рынками (Перу, Турция) ярко проявляют себя в рекламе и пиаре".
Если же отталкиваться от слов президента, а именно о состоянии креативных индустрий в экономике Казахстана, то получается, что: "<…> вклад креативной индустрии в ВВП не дотягивает и до 1%, а его доля в структуре занятости тоже крайне низка" – Токаев.[
Исходя из чего можно сделать вывод, что креативная экономика сегодня в Казахстане не получает должного развития, иначе говоря, правительству необходимо уделить надлежащие внимание развитию креативных индустрий Казахстана.
Однако если говорить о соответствующем отношении к проблеме развития креативных индустрий Казахстана, да и в целом об отношении правительства к этому сектору экономики страны, то можно выделить несколько уже предпринятых шагов со стороны правительства:
- в конце 2021 года была разработана и утверждена концепция развития креативных индустрий Казахстана;
- в конце 2022 года были внесены соответствующие изменения в закон "О культуре" и предпринимательский кодекс РК, в части внедрения понятия креативный предприниматель и коммерциализация креативных продуктов;
- в 2023 году был утвержден перечень 43 видов экономической деятельности, которые относятся к креативным индустриям;
- в 2023 году была начата работа по созданию отдельного корпоративного фонда по поддержке креативных индустрии, предусматривающий финансовые и нефинансовые инструменты;
- в 2023 году был разработан проект дорожной карты по развитию креативных индустрий Казахстана.
Помимо этого, государство сегодня оказывает существенную поддержку одной из наиболее перспективных индустрий креативной экономики – индустрии кинематографа. Согласно закону "О кинематографии", кинодеятелям предоставляется ежегодная возможность в получении государственного финансирования на производство кинопроектов и анимационных проектов.
Однако сегодня этого недостаточно, так как в настоящее время в системе государственного планирования существенная нехватка необходимых инструментов поддержки креативных индустрий для выработки наиболее действенных механизмов по масштабированию развития креативной экономики Казахстана.
Для получения полной картины о состоянии креативной экономики необходимо провести комплексный анализ существующих инструментов поддержки на предмет их эффективности, а также необходимо выявить список недостающих инструментов поддержки креативных индустрий. Данную работу необходимо осуществить с привлечением экспертного сообщества, полученный анализ даст полную картину состояния креативной экономики РК и позволит выработать необходимые механизмы поддержки креативных индустрий.
Говоря о существующих пробелах в действующих инструментах поддержки креативных индустрий, можно обратить внимание на существующие нормы законодательства "О кинематографии", где в законе отсутствуют какие-либо механизмы финансирования продвижения созданных кинопроектов, что оказывает негативное влияние на развитие казахстанского кинематографа за рубежом, да и внутри страны в целом.
Также до конца не проработан вопрос субсидий иностранным кинокомпаниям, что влечет за собой упущенную возможность международного сотрудничества и потерянный потенциал наращивания инвестиционной привлекательности Казахстана для иностранных инвестиций.
Если же говорить в целом о казахстанском рынке креативных продуктов, то наш рынок слишком мал для привлечения иностранных и внутренних инвестиций, в связи с чем правительству необходимо проработать вопрос о тесном сотрудничестве с близлежащими странами, имеющими активное развитие креативной экономики, на предмет создания единого рынка креативных продуктов в регионе. Данная мера позволит создать уникальный рынок в Центральной Азии, со своим многообразием и привлекательным инвестиционным потенциалом.
Также президент затронул тему развития креативных индустрий в регионах: так, например, согласно выступлению Токаева: "<…> центры креативной индустрии сосредоточены в трех крупных городах (Астана, Алматы, Шымкент), регионы остаются без должного внимания. Это нужно исправить. Точки притяжения талантов – Центры креативной индустрии – должны быть в каждом областном центре, в каждом крупном городе".
Опять-таки, для развития креативных индустрий в регионах необходимы соответствующие государственные инструменты поддержки, поскольку сегодня основным заказчиком креативных продуктов для поддержания индустрий является государство. К примеру, одним из стимулирующих инструментов заинтересованности местных исполнительных органов в развитии креативных индустрий в своих регионах может быть утвержденный критерий по оценки деятельности акимов на предмет количественного и качественного показателя оказанной поддержки в развитии креативных индустрий в регионе.
Помимо развития креативной экономики в регионах необходимо начать работу по совершенствованию законодательства по защите интеллектуального продукта. К примеру, в том же законе "О кинематографии" правообладатели кинопродуктов никак не защищены от отчуждения имущественных прав на созданные кинопроекты, что сегодня является сдерживающим фактором для многих кинопроизводителей по сотрудничеству с государством.
Подводя итог важности развития креативных индустрий, можно с уверенностью сказать, что сегодня креативные индустрии обладают огромным потенциалом для существенного форсирования экономического роста развитых стран с дальнейшим созданием новых рабочих мест, обеспечивающих высокий доход в сравнении с некоторыми другими отраслями экономики.
Например, по данным правительства Великобритании (2020 г.), рост экономики креативных отраслей в 2018 году составил 7,4% в год, что в пять раз превышало темпы роста экономики в целом. Более того, креативные отрасли также обычно характеризуются доходом выше среднего, заметна разница в 34,9% между заработной платой в творческих сферах и средней заработной платой в частном секторе в США (Долфман и пр., 2007). Согласно Поттсу и Каннингему (2008), аналогичная ситуация наблюдалась в Австралии, где средний доход работников творческих отраслей был на 31% выше, чем средний доход по стране.
Также не нужно забывать, что продукты креативной экономики создает в первую очередь человек, необходимо активно развивать человеческий потенциал путем развития образования, начиная с самых азов – школы, творческие кружки и т.д.
Правительству совместно с местными исполнительными органами необходимо продолжить начатые работы по развитию креативных индустрий, если оставить этот сектор экономики без должного внимания, то мы можем упустить существенный человеческий капитал, который сегодня является важным активом в мире.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора