Памятка для потребителей финансовых услуг: "Как взаимодействовать с коллекторскими агентствами?"

Если вы столкнулись с финансовыми трудностями и вам приходится взаимодействовать с коллекторами – в этом нет ничего страшного.

Памятка для потребителей финансовых услуг: "Как взаимодействовать с коллекторскими агентствами?"

Ведь если действовать в правовом поле, то можно обойтись без последствий как для своего финансового положения, так и для своих нервов.

Кто такие коллекторы и как с ними правильно работать – на эти и другие вопросы ответит Александр Терентьев, директор Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг.

Что такое коллекторское агентство?

Коллекторское агентство – организация, которая специализируется на взыскании задолженности с физических и юридических лиц.

Коллекторская деятельность осуществляется на основании договора, предметом которого является оказание услуг кредитору по досудебному взысканию и урегулированию задолженности, а также по сбору информации, связанной с задолженностью.

Где можно найти сведения о коллекторских агентствах?

Коллекторское агентство вправе осуществлять свою деятельность только после прохождения учетной регистрации в Агентстве Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство) и включения его в Реестр коллекторских агентств.

Проверить, имеется ли у коллекторского агентства учетная регистрация, а также место нахождения, сведения об интернет-ресурсе, телефоны коллекторских агентств можно на официальном интернет-ресурсе Агентства в разделе "Реестр разрешений и уведомлений".

Какими правами наделены коллекторские агентства?

В рамках законодательства Республики Казахстан коллекторские агентства наделены следующими правами:

  • осуществлять свою деятельность на основании договора о взыскании задолженности, заключенного с кредитором;
  • осуществлять сбор информации, связанной с задолженностью;
  • получать у кредитора документы (оригиналы и копии), разъяснения и информацию;
  • обращать взыскание в судебном порядке по договору банковского займа или договору о предоставлении микрокредита, право (требование) по которому коллекторским агентством приобретено у кредитора;
  • выступать представителем кредитора в суде;
  • запрашивать у третьих лиц информацию о должнике, ранее предоставленную должником при заключении договора банковского займа или договора о предоставлении микрокредита.

Как коллекторские агентства взаимодействуют с должником и его представителем или третьим лицом?

Коллекторское агентство вправе взаимодействовать с должником и (или) его представителем и (или) третьим лицом, связанным обязательствами с кредитором в рамках договора банковского займа или договора о предоставлении микрокредита, способом:

  • телефонных переговоров;
  • личных встреч;
  • письменных (почтовых) уведомлений, направляемых должнику – физическому лицу по месту жительства (юридическому адресу), должнику – юридическому лицу по месту нахождения (фактическому адресу);
  • текстовых, голосовых и иных сообщений по сотовой связи;
  • посредством сети Интернет.

Важно знать, что при первичном контакте взаимодействие  коллекторского агентства должно осуществляться с сообщением о:

  • наименовании коллекторского агентства и номере учетной регистрации в реестре коллекторских агентств;
  • месте нахождения коллекторского агентства;
  • фамилии, имени, отчестве (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должности лица, которое осуществляет взаимодействие с должником;
  • наименовании кредитора;
  • передаче кредитором задолженности в работу коллекторскому агентству;
  • структуре задолженности, остатке просроченных и текущих сумм основного долга, вознаграждения, комиссий, неустойки (штрафа, пени), предусмотренных договором банковского займа или договором о предоставлении микрокредита;
  • ответственности и иных обязательствах должника, предусмотренных договором банковского займа или договором о предоставлении микрокредита, законами РК, а также последствиях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных договором банковского займа или договором о предоставлении микрокредита.

При первичном контакте коллекторское агентство также обязано информировать должника и его представителя об их праве обратиться в коллекторское агентство с письменным заявлением, содержащим сведения о причинах возникновения задолженности, доходах и других подтвержденных обстоятельствах (фактах), которые обуславливают ходатайство об изменении условий договора банковского займа или договора о предоставлении микрокредита".

Какие действия коллекторских агентств относятся к недобросовестным и, соответственно, запрещены?

Недобросовестными действиями коллекторских агентств могут быть:

  • использование иных способов взаимодействия с должником и (или) его представителем и (или) третьим лицом, не предусмотренных законом о коллекторской деятельности;
  • распространение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию должника и его представителя, либо разглашение сведений, которые могут причинить им имущественный вред;
  • совершение противоправных действий, посягающие на права и свободы должника и его представителя, ставящие под угрозу их жизнь и здоровье, а также повлекшие причинение им имущественного и иного вреда;
  • оказывать давление путем угрозы применения насилия либо уничтожения или повреждения имущества должника и (или) его представителя, и (или) третьих лиц, оскорбления, мошенничества, подлога документов, шантажа, принуждающее должника к выполнению обязательств по договору банковского займа или договору о предоставлении микрокредита;
  • введение должника, его представителя в заблуждение относительно размера, характера и оснований возникновения задолженности;
  • принятие денег (в наличной или безналичной форме), а также иного имущества в счет погашения задолженности;
  • требование погашения задолженности иным имуществом, кроме денег;
  • разглашение охраняемой законами РК тайны, полученной от кредитора и (или) его представителя и (или) третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных законами РК.

Имеют ли право коллекторские агентства блокировать банковский счет должника?

У коллекторских агентств нет прав на осуществление блокировки банковского счета должника, а также на взыскание задолженности в безакцептном порядке путем выставления платежных требований к счетам должников.

Аресты на банковские счета могут налагаться только на основании судебных актов и судебными исполнителями на основании постановлений судебных исполнителей, санкционированных прокурором, в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством и законом об исполнительном производстве.

Для выяснения причин наложения ограничений на банковский счет необходимо проверить свои данные через единый реестр должников и временно ограниченных на выезд должников или обратиться в банк, где открыт счет.

Имеют ли право коллекторские агентства забрать имущество должника?

Производить опись и арест имущества должника имеет право только частный судебный исполнитель. Продажу имущества в рамках исполнительного производства с торгов для погашения просроченных долгов проводят частные судебные исполнители.

Какие права и обязанности установлены для должника и (или) его представителя?

Должник и (или) его представитель вправе:

  • получать у кредитора сведения о коллекторском агентстве, осуществляющем досудебные взыскание и урегулирование задолженности;
  • обратиться к кредитору с заявлением об изменении условий договора банковского займа или договора о предоставлении микрокредита, связанных с исполнением обязательств по указанному договору, с обоснованием причин такого обращения;
  •  оспаривать требования коллекторского агентства как полностью, так и в части, в том числе в суде;
  • обратиться в уполномоченный орган с жалобой на действия (бездействие) коллекторского агентства;
  • обратиться в государственное кредитное бюро и (или) к кредитору для получения справки об отсутствии задолженности перед кредитором при полном ее погашении;
  • самостоятельно фиксировать процесс взаимодействия с работниками коллекторского агентства с помощью средств аудио- и (или) видеотехники.

Должник и (или) его представитель обязаны:

  • своевременно информировать коллекторское агентство об изменении своего места жительства, о перемене имени, отчества, фамилии, замене документов, удостоверяющих личность, об изменении контактной информации, используемой для связи с ними (ним), и способа связи;
  • по запросу коллекторского агентства раскрывать достоверную информацию об уровне доходов и расходов, месте жительства, наличии имущества, на которое в соответствии с законодательством РК может быть обращено взыскание для погашения задолженности;
  • осуществлять взаимодействие по урегулированию задолженности с коллекторским агентством;
  • в течение 15 рабочих дней рассмотреть предложенные кредитором условия погашения задолженности и сообщить коллекторскому агентству либо кредитору условия, подходящие для должника.

Как можно урегулировать задолженность в досудебном порядке?

Необходимо выстраивать диалог с коллекторским агентством и не избегать взаимодействия с ними по урегулированию задолженности.

Важно знать, что во время досудебных переговоров должнику предоставляется возможность урегулировать задолженность в цивилизованном порядке и закрепить порядок и сроки возврата долгов.

В рамках досудебного порядка урегулирования задолженности должник и (или) его представитель в течение 30 календарных дней после даты их (его) информирования коллекторским агентством могут обратиться в коллекторское агентство с письменным заявлением об изменении условий договора.

В заявлении необходимо раскрыть сведения о причинах возникновения задолженности, а также предоставить достоверную информацию о текущем финансовом и социальном положении, месте жительства и наличии имущества.

Коллекторское агентство в течение 10 календарных дней после получения заявления обязано направить его кредитору.

Кредитор в течение 15 календарных дней после дня получения письменного заявления рассматривает предложенные условия изменения договора и в письменной форме информирует коллекторское агентство о (об):

  • согласии с предложенными изменениями в договор;
  • своих предложениях по изменению условий договора;
  • отказе в изменении условий договора с указанием мотивированного обоснования причин такого отказа.

Коллекторское агентство в течение 10 календарных дней после получения решения, принятого кредитором, информирует о нем должника.

Как урегулировать спорные вопросы с коллекторами?

В случае возникновения спорных и конфликтных вопросов с коллекторскими агентствами должник может оставить заявку на сайте https://stop-collector.kz/ Национальной Палаты Коллекторов Казахстана, связаться по номеру телефона +7707 573 00 00 или обратиться в Ассоциацию Коллекторов Казахстана по номеру телефона +7776 508 33 00.

Что делать, если вы считаете, что ваши права нарушены?

Для проверки на предмет соблюдения коллекторскими агентствами законодательства РК должник может обратиться в Агентство с письменным заявлением посредством:

  • электронной почты: info@finreg.kz;
  • в письменной форме по адресу: А15С9Т5, г.Алматы, мкр-н Коктем-3, д.21;
  • в Управление региональных представителей Агентства (по месту жительства);
  • по телефону горячей линии: +7 (727) 237 1000.

К заявлению необходимо приобщить любые дополнительные сведения, аудио- и видеозаписи. Если в результате проверки нарушение подтвердится, к коллекторскому агентству будут применены соответствующие меры.

Обращаем внимание, что в случае, если на Вас оказывают давление путем применения угроз, насилия, оскорбления или мошенничества, то необходимо обратиться в правоохранительные органы, поскольку ответственность за такие действия предусмотрена Уголовным кодексом РК.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться