Три вопроса к Big data. Применение, отрасли и безопасность

6026

Примерно 20 лет назад жесткий диск обычного компьютера мог похвастаться объемом памяти в 10 Гб.

Три вопроса к Big data. Применение, отрасли и безопасность

Такого размера хватало на то, чтобы устройство могло исправно работать и выдавать данные, которые от него требовал пользователь. Сегодня одни только социальные медиа обрабатывают около полумиллиарда терабайтов данных. Добавьте сюда смартфоны и планшеты, которые генерируют еще один миллиард терабайтов информации, и мы получим Big data – важнейший тренд, который распространился на самые разные направления бизнеса. Большие данные стали решением проблем и альтернативой традиционным системам управления. Но к Big data есть три главных вопроса.

Кто генерирует информацию для Big data?

На первый взгляд может показаться, что главный поток информации для Big data генерируют обычные пользователи. Facebook собирает данные о вашем местоположении и предпочтениях, а местный банк накапливает информацию о всех транзакциях и платных подписках. На деле оказывается, что пользователи предоставляют только малую часть от той информации, которая необходима для Big data. Роботы, которые находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, устройства для мониторинга, сенсоры, системы наблюдения и различные гаджеты – все эти устройства задают темп роста объема больших данных. Именно такую информацию компании используют для обработки, структурирования и практического применения.

В Big data анализ данных покрывает информацию из различных источников в целях получения максимально полной картины по интересующим процессам, то есть тут не ставятся ограничения в рамках только одной или нескольких доменных областей. Есть примеры, когда в целях формирования профиля клиента анализируются не только транзакционные данные, а, например, анализ покупок и поведенческий анализ в социальных сетях.

Большие данные распространяются не только на буквы и цифры, а включают в себя аудио, видео, разрозненный текст, а также данные из социальных сетей, так что Big data правильнее позиционировать как технологию, способную обеспечить работу с огромными массивами разнородных данных.

Согласно отчету аналитического агентства IDC Digital Universe, объем данных, которые генерируют устройства и пользователи, за последние пару лет вырос до 40 зеттабайтов, а к следующему году на каждого пользователя будет приходиться по 5200 Гб. Авторы исследования отмечают, что данные станут важным активом, а безопасность – основной для работы с такими данными. "Технология изменит экономический ландшафт, а обычный пользователь будет коммуницировать с подключенными устройствами около 4,8 тысячи раз в день", – пишут авторы в своем отчете.

Как компании используют Big data?

Информация по-прежнему остается главным аспектом успешного прогнозирования и построения стратегии для бизнеса. Благодаря Big data компании получили отличный инструмент, который не только помогает в работе, но и прогнозирует результаты. Анализ больших данных успешно применяется для определения целевой аудитории, спроса, активности потребителей или в принятии верных решений.

Одними из пионеров использования Big data внутри компании является крупнейший банк США – Chase Bank, который использовал анализ данных, чтобы не только предсказать банкротство своих клиентов, но и определить тех, кто в ближайшее время досрочно погасит ипотеку. За счет такой информации аналитики могли точно определить клиентов, какие кредиты заемщиков лучше продать другим банкам, увеличивая таким образом свой доход. Кроме того, анализ больших данных помогает создавать банкам востребованные продукты и предлагать услуги там, где в этом есть необходимость. Например, открывать отделения банков в торговых точках, где активно пользуются картами банка.

Большие данные определяют развитие и в телекоме. Анализ подключенных устройств, история использования сервисов, геолокация – все это помогает более точно сегментировать клиентов, управлять потребительским поведением и предпочтениями. Оператор, зная больше о своем клиенте, может вовлекать его в использование дополнительных услуг, поддерживать лояльность и тем самым больше зарабатывать. Помимо использования Big data в маркетинговых целях, телеком-операторы могут применять такие технологии для обнаружения и предотвращения фрода или других мошеннических действий.

Стоит отметить, что применение Big data никак не зависит от размера компании и количества сотрудников. Правильнее делить компании на тех, кто действительно генерирует большие данные или кому они необходимы, а также на те компании, которым Big data не нужна. Цифровые гиганты, такие как Facebook или Google, обречены на работу с большими данными, но есть и совсем небольшие компании, которые также заняты в этой сфере. Поэтому тут лучше судить по специфике бизнеса. Если компания в диджитале и ориентирована на генерацию больших данных, то добро пожаловать в крутые инженерные разработки. Если же компания имеет дело с небольшой клиентской базой, то достаточно будет стандартных инструментов business intelligence.

Кто гарантирует приватность и сохранность данных в Big data?

С ростом возможностей, которые получают компании за счет больших данных, растет количество опасений и вопросов, связанных с ее использованием. Дело в том, что Big data собирает огромное количество информации о нашей частной жизни, передвижениях, банковских транзакциях и тарифном плане. Тут возникает вопрос о поиске баланса между тем, каким количеством персональных данных мы готовы поделиться, и тем, насколько более комфортной может стать наша повседневная жизнь, благодаря тому, что Big data знает о нас все и делает нам предложения на основании этих знаний.

Тут стоит отметить, что никто не сможет гарантировать полную приватность ваших данных. Существует множество систем, которые уже хранят личную информацию о вас, начиная от банков и заканчивая тем же Apple, которые знают отпечатки пальцев и лица своих пользователей. Конечно, сбор информации строго регулируется законом. Компании, работающие с данными, обязаны отразить это в своей оферте с клиентами, но, тем не менее, гарантировать полную приватность не сможет никто. Тут ответ очень простой: если не хотите, чтобы ваши данные были кому-то известны, не пользуйтесь цифровыми продуктами. Анализ больших данных может основываться на чем угодно, лишь бы в этом были смысл и ценность. Личные данные, конечно, всегда будут интересны любому бизнесу.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора