Ценности, которые мы выбираем…

8037

О современном состоянии информационного пространства и актуальных трендах.

Ценности, которые мы выбираем…

В социальных сетях разгорелись нешуточные страсти по поводу так называемого ограничения работы соцсетей в Казахстане, "наступления на свободу слова" в нашей стране… Разработчики вызвавшего широкий общественный резонанс законопроекта настаивают на том, что такие негативные последствия беспрепятственного распространения Интернета на просторах Великой степи должны быть прекращены в связи с тем, что сегодня имеются многочисленные факты негативного влияния различных деструктивных контентов на судьбы и жизнь потребителей, неразборчивых в потреблении продукции и внимания Большого брата… Депутаты обращают внимание на такое деструктивное явление, как кибербуллинг. Напомним, что под кибербуллингом понимают травлю с использованием цифровых технологий. Кибербуллинг может происходить в социальных сетях, мессенджерах, на игровых платформах и в мобильных телефонах. Это целенаправленная модель поведения, которая ставит своей задачей запугать, разозлить или опозорить того, кто стал объектом травли. Примерами его являются:

  • распространение ложной информации или размещение ставящих в неловкое положение фотографий кого-либо в социальных сетях;
  • отправка обидных сообщений или угроз в мессенджерах;
  • выдача себя за кого-то другого и отправка неприемлемых сообщений другим от его имени.

Депутаты мажилиса одобрили в первом чтении законопроект по вопросам защиты прав ребенка, в котором содержатся нормы по ограничению работы социальных сетей и мессенджеров в случае, если они откажутся от регистрации в Казахстане. В заключении законопроекта отмечается, что во время работы над документом были существенно доработаны отдельные нормы, направленные на обеспечение прав детей на жилище, а также защиту интересов ребенка в семейных отношениях и профилактику противоправного контента в Сети.

Было предложено дополнить статью 1 Закона "Об информатизации" подпунктами 73) и 74), где прописано значение понятий "онлайн-платформа", "интернет-ресурс", "сервис обмена мгновенными сообщениями".

Другая поправка направлена на установку четких правил их функционирования на территории Казахстана. Так, для того чтобы осуществлять свою деятельность, собственники иностранных онлайн-платформ или сервиса обмена мгновенными сообщениями должны будут пройти обязательную государственную регистрацию и открыть свои представительства в Казахстане.

Вице-министр информации и общественного развития Кемелбек Ойшыбаев заявил, что ведомство поддерживает поправки депутатов. В качестве аргументов было отмечено растущее количество фактов кибербуллинга в Казахстане и негативных последствий для психического здоровья и жизни детей в связи с этим. В частности, в 2020 году во время мониторинга в Казахстане было выявлено около 70 тыс. фактов кибербуллинга в Сети. После этого в администрацию соцсетей и мессенджеров ответственным министерством информации и общественного развития было направлено около 1800 обращений с просьбой удалить материалы. Но в 2021 году эти цифры увеличились до 140 тыс. Чиновники утверждают, что от администрации соцсетей нет должной обратной связи, в связи с чем предлагается законодательно урегулировать данный вопрос.

Одновременно с этим в социальных сетях развернулась волна хейтерских атак (понятие "хейтер" происходит от английского слова hater, что в переводе означает "ненависть", что уже само по себе объясняет многое. Хейтеры – люди, для которых главным жизненным ощущением является как минимум неприязнь, а как максимум – ненависть) на эту инициативу властей. Одним из аргументов этой группы людей является то, что данные ограничения приведут к сокращению информационного контента, а то и к закрытию доступа для казахстанцев отдельных социальных сетей и информационных потоков, что существенно ограничит свободу слова в Казахстане. Многие видят политическую подоплеку в этом решении властей.

Давайте спокойно и без истерик попытаемся разобраться в существе дела.

Действительно, сегодняшнее информационное пространство Сети – вещь неоднозначная. В сетевых ресурсах можно обнаружить все, что угодно, от навязчивой рекламы и мошеннических схем отъема денег до откровенных сюжетов, призывающих к насилию, распространяющих порнографию и пропагандирующих дивиантное поведение, а то и прямо призывающих к насильственному свержению существующего строя, ведущих "гибридную информационную войну" с нашим государством. Это широкий поток информации, в котором не каждый сможет должным образом разобраться и сделать для себя конструктивные выводы, обезопасить себя и своих близких. Особенно это касается детей и молодежи, социально уязвимых слоев населения. Например, по данным сайта Finprom, в январе этого года в стране было зарегистрировано четыре тысячи уголовных правонарушений по статье "мошенничество", что на 30,9% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. При этом 43%, или более 1,8 тысячи дел, – преступления, связанные с интернет-мошенничеством. В результате разного рода мошеннических схем в январе 2021 года сумма причиненного ущерба составила 1,8 миллиарда тенге, сообщают в МВД. Ущерб физическим лицам оценивается в 1,1 миллиарда тенге. Ущерб государству составил 529,9 миллиона тенге, а юридическим лицам – 82,7 миллиона тенге.

Также в национальном сегменте Интернета получили распространение "информационные атаки" на наш суверенитет и территориальную целостность, ценности мира и согласия в обществе, подрывающие стабильность развития нашей страны. Эти "атаки" совершаются с согласия или при попустительстве администраторов социальных сетей, которые вольготно работают на нашем пространстве.

Поэтому я полагаю, что данную ситуацию нужно рассматривать в более широком контексте национальной информационной безопасности. В связи с чем данный шаг законодателей нужно рассматривать как "первый шаг" в направлении информационного суверенитета страны, – законодательно отрегулировать данную чувствительную сферу. Тем более что существуют международные прецеденты того, как отметил один из разработчиков этого законопроекта Айдос Сарым, что сегодня мы наблюдаем по всему миру стремление "национализировать Интернет" на своих просторах. И этот тренд широко распространен в мире, и не только в странах-изгоях, которые видят в этом лишь политическую подоплеку, но и во вполне респектабельных, демократических государствах, где считают своим неотъемлемым правом и обязанностью государства защищать своих граждан от нежелательного содержания социальных сетей, сеющих вражду между людьми, приносящих вред морально-психологическому здоровью детей, а порой и настойчиво осуществляющих прямую агрессию против государственных устоев и ценностей нации.

Касательно международного опыта по открытию представительств социальных сетей в странах можно отметить, что такая практика широко распространена. Многие из них, не располагающие собственными штаб-квартирами и специалистами по анализу контента на национальных языках, выступают с требованием по регистрации представительств. Например, в Турции введено понятие "поставщик социальных сетей". Отмечается, что административные штрафы, наложенные на поставщиков, которые не выполняют свои обязательства, будут увеличены до 10 миллионов лир (от 122 000 до 1 220 000 евро). Введено обязательное требование по открытию представительств соцсетей с аудиторией более 1 млн пользователей. При этом одним из условий является представитель – если это физическое лицо, то должен быть гражданином Турции. Установлена обязанность социальных сетей принять необходимые меры для хранения данных о турецких пользователях внутри страны.

В Германии существует обязательная процедура назначения организацией социальных сетей представителя, который будет заниматься штрафами или гражданскими делами в Германии, независимо от того, где находится их штаб-квартира. Этот человек несет персональную ответственность за содержание контента представленной социальной сети. Платформы социальных сетей обязаны рассматривать поступившие жалобы, проверять наличие оскорбительного контента в течение 24 часов, удалять или блокировать весь контент, составляющий преступление, в течение одной недели после поступления жалобы. Учитывая размер штрафа – до 50 млн евро, компании-организации социальных сетей сразу начали удалять противоправный контент.

Во Франции онлайн-платформа должна иметь законного представителя на территории Франции. В случае подтверждения обоснованности полученной жалобы онлайн-платформа обязана:

  • удалять публичные сообщения, разжигающие ненависть на основе расовой принадлежности, религии, сексуальной ориентации, пола, состояния здоровья, а также содержащие сексуальные домогательства, в течение 24 часов;
  • удалять призывы к терроризму и порнографию с участием детей в течение одного часа.

Штрафы за несоблюдение норм достигают 112 500 евро.

Россия приняла достаточно жесткие ограничения в этой сфере, включая введение понятия "иностранный агент".

Госдума обязала социальные сети с 1 февраля 2021 года самостоятельно выявлять и блокировать запрещенный контент, в том числе детскую порнографию и экстремистские материалы (Федеральный закон от 30.12.2020 № 530-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Принят и еще один закон – о штрафах за отказ удалять противоправную информацию (Федеральный закон от 30.12.2020 № 511-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"). Они касаются всех владельцев сайтов, включая социальные сети и видеохостинги.

1 июля 2021 года президент России Владимир Путин подписал закон, обязывающий крупные зарубежные IT-компании открывать филиалы или представительства в России (Федеральный закон от 01.07.2021 № 236-ФЗ "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на территории Российской Федерации"). Вводится также комплекс мер принуждения IT-компаний к выполнению российского законодательства, включая в качестве крайней меры возможность частичной или полной блокировки ресурса-нарушителя.

Интересен подход у наших соседей в Узбекистане.

В апреле 2020 года Apple Distribution International вместе с Google, Samsung, Netflix и рядом других компаний зарегистрировались в Узбекистане в качестве налогоплательщиков, поскольку в Налоговый кодекс страны была введена уплата НДС иностранными компаниями, которые оказывают электронные услуги физлицам. Законодательные требования по регистрации представительств социальных сетей отсутствуют. Но с 16 апреля 2021 года в соответствии со статьей 27−1 Закона "О персональных данных" социальные сети обязаны обрабатывать персональные данные граждан Узбекистана на серверах, размещенных внутри страны. В связи с несоблюдением требований данного закона с июля 2021 года работа "ВКонтакте", TikTok и Twitter, а также Skype в республике Узбекистан замедлилась. Со 2 июля такие соцсети-нарушители внесены в реестр нарушителей прав субъектов персональных данных до устранения выявленных недостатков.

Таким образом, данная проблема находится в актуальной повестке дня всего международного сообщества, а не только Казахстана.

В отношении же кибербуллинга и мошеннических действий, а также антиконституционных действий с использованием сетевых информационных технологий в Казахстане, полагаю, что данные явления государство должно жестко пресекать, и не только административными средствами, но и через прямое сотрудничество и консультации с администраторами сети. Сегодня эксперты говорят о широком распространении кибербуллинга, как явления, которое сопровождает всемирный информационный поток. Да. Вместе с большим полезным массивом информации мы наблюдаем, что Сеть сегодня чрезвычайно "замусорена". И это может ощутить на себе любой гражданин, пользующийся элементарными мессенджерами типа WhatsApp или "Телеграм"…

С другой стороны, мы в Казахстане пока не имеем альтернативных национальных систем и каналов получения информации, пользуемся чужими контентами и подключены к не своим сетевым приложениям и технологиям, надеемся на иностранные интернет-платформы и технологии. В этой связи я считаю, что государству следует подумать о механизмах защиты собственного информационного пространства с широким развитием собственного содержательного контента, отвечающего культурным правам и традициям нашего народа, защиты наших национальных интересов, задачах построения гармоничного общества в Казахстане.

В этом направлении, к сожалению, госорганы пока "недорабатывают", используя наиболее легкий способ реагирования – ограничить чужое, не производя свое или заимствуя чужие, и совсем "небескорыстные наработки". Мне кажется, нашим "государственным мужам", наряду с "отрегулированием" национального сетевого социального пространства нужно бы также позаботиться о "заполнении" и разработке собственных эффективных и разнообразных систем информационного обеспечения граждан. Еще один момент, раздражающий "диванных авторитетов" нашей Сети, это не всегда компетентное и вежливое, а порой и незаконное вмешательство государства в частную жизнь "жителей Сети". Ответственным госорганам необходимо серьезно "поработать над собой", уж коль они взялись отвечать за "моральный облик своих граждан". Но это уже тема особого, большого разговора…


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться