"В частности, будут обновлены регуляторные требования по таким направлениям, как формирование провизий, оценка залогового обеспечения, сделки со связанными лицами и т. д. Эти изменения должны будут найти должное отражение в критериях надзорной оценки по SREP", – сказал первый заместитель председателя агентства по регулированию и развитию финансового рынка Олег Смоляков, слова которого приводятся в сообщении.
В рамках SREP регулятором будет контролироваться исполнение планов корректирующих мер банков по результатам AQR.
"Как следствие, выполнение или невыполнение банками предписанных требований и рекомендаций регулятора будет оказывать соответствующее влияние на надзорную оценку банка по методологии SREP, что в конечном итоге повлияет на применение тех или иных мер надзорного реагирования, включая в последующем надзорную надбавку", – отметил Смоляков.
Кроме того, агентство продолжит дальнейшее совершенствование регуляторной отчетности для расширения перечня данных и упрощения процесса ее предоставления, что обеспечит доступ к более детальной информации, а также расширит перечень показателей, используемых для анализа финансовой устойчивости БВУ и качества их активов.
"Например, такая база данных, как кредитный регистр, будет дополнена необходимыми данными, которые в том числе использовались в рамках AQR, но которые отсутствуют в кредитном регистре в настоящий момент", – пояснил Смоляков.
Он уточнил, что данная мера позволит изменить подходы к выездным проверкам банков.
"Проверки будут носить таргетированный характер, что снизит операционную нагрузку как на банки, так и на сотрудников регулятора. Результаты таких проверок будут также учитываться в рамках оценок SREP", – сказал Смоляков.
Помимо этого, агентство планирует внедрение инструмента надзорного стресс-тестирования.
"Программа оценки качества активов проводилась для оценки состояния банков строго на отчетную дату AQR – 1 апреля 2019 года – и по сути представляет собой срез состояния банковского сектора на данную дату. Следующий логичный шаг – это тестирование состояния качества активов при различных сценариях. Так, с 1 апреля 2019 года портфели банков могли существенно измениться", – пояснил Смоляков.
"Например, произошли погашения и новые выдачи. В будущем портфели банков продолжат существенно меняться, в связи с чем оценки в рамках AQR со временем утратят актуальность. Поэтому необходимо оценивать качество активов, достаточность капитала и т. д. не только на определенную дату среза, но также и в прогнозе с учетом ряда потенциальных сценариев", – добавил он.
Таким образом, надзорное стресс-тестирование позволит оценивать способность банков реагировать на негативные макроэкономические явления в будущем.
Также результаты стресс-тестирования в дальнейшем должны будут отражаться в оценке банка по SREP.
"С учетом стресс-тестирования у банков вне зависимости от текущего положения должны быть проработаны конкретные планы по порядку действий в случае наступления крайне негативных макроэкономических и иных сценариев. В рамках таких планов банки определяют необходимые меры для обеспечения собственной финансовой стабильности без необходимости использования государственной поддержки. Соответственно, и качество этих планов найдет отражение в оценке SREP", – отметил Смоляков.
Система SREP – это регулярный процесс по оценке количественных и качественных характеристик деятельности и рисков банков по четырем основным направлениям. Проводится анализ бизнес-модели и доходности банка, анализируется качество корпоративного управления и системы управления рисками, оценивается уровень рисков для капитала и оцениваются риски ликвидности. Заключительным этапом SREP в случае необходимости является применение мер надзорного реагирования, которые определяются на основании проведенного анализа.
"Одной из таких возможных мер является введение надзорной надбавки к нормативам достаточности капитала банка. Надзорная надбавка представляет собой индивидуальное дополнительное требование к минимальным пруденциальным нормативам, над методологией реализации которой мы будем работать в этом году", – уточнил Смоляков.
Как ранее сообщал председатель правления Нацбанка Ерболат Досаев, количественные и качественные результаты AQR будут трансформированы в новую надзорную систему SREP (Supervisory review and evaluation process), в том числе в части применения нового надзорного инструмента в виде надзорной надбавки на капитал.
Нацбанк приступил к оценке качества активов 1 августа 2019 года и завершил 28 февраля 2020 года. Как следует из перечня, размещенного на сайте Нацбанка, проверку проходили 14 фининститутов страны.
С января 2020 года Нацбанк Казахстана передал мандат регулирования агентству по регулированию и развитию финансового рынка.
Новое ведомство непосредственно подотчетно главе государства. Взаимодействие агентства, Нацбанка и правительства происходит через совет по финансовой стабильности. За агентством закреплены функции по регулированию и надзору за финансовыми рынками в целом. За Нацбанком сохраняются функции регулирования и надзора в отношении платежных организаций, небанковских обменных пунктов, инкассаторских компаний.
Совокупные активы банковского сектора Казахстана по состоянию на 1 января 2020 года составили 26,8 трлн тенге. Кредиты, по которым имеется просроченная задолженность более 90 дней (NPL90+), составили 1,199 трлн тенге, или 8,13% от ссудного портфеля. Ссудный портфель – 14,7 млрд тенге, депозитный – 18 трлн тенге. По состоянию на 1 января 2020 года банковский сектор Казахстана представлен 27 банками.