/img/tv1.svg
RU KZ
РТС 1 099,76 FTSE 100 5 704,45
KASE 2 214,78 DOW J 22 658,48
Hang Seng 23 999,27 Золото 1 679,80
Более 9000 заявок подано на рефинансирование займов валютных ипотечных заемщиков

Более 9000 заявок подано на рефинансирование займов валютных ипотечных заемщиков

На рефинансирование валютных ипотечных заемщиков подано более 9 тыс. заявок, сообщила пресс-служба агентства по регулированию и развитию финрынка в четверг, 6 февраля.  

06 Февраль 2020 19:12 1203

Более 9000 заявок подано на рефинансирование займов валютных ипотечных заемщиков

"На рефинансирование займов валютных ипотечных заемщиков в банки подано более 9 тыс. заявок, из них одобрен на рефинансирование 8891 заем на сумму 79,8 млрд тенге", – отмечается в сообщении.

Указывается, что в рамках первой части программы предусмотрено рефинансирование ипотечных займов, выданных в период с 2004 по 2009 год. На поддержку заемщиков Нацбанком Казахстана выделено 130 млрд тенге.

"На сегодняшний день в рамках программы оказана помощь 28 тыс. заемщикам на сумму 172 млрд тенге, снижена задолженность заемщиков по вознаграждению, комиссиям, неустойке на сумму более 57 млрд тенге. Выделенные банками средства освоены в полном объеме, и с учетом револьверного механизма количество рефинансированных займов составит более 40 тысяч", – уточняется в сообщении.

Вторая часть программы запущена 27 марта 2018 года и предусматривает рефинансирование валютных ипотечных займов физических лиц в тенге по курсу Нацбанка на 18 августа 2015 года.

"Сумма курсовой разницы (156 млрд тенге) возмещается за счет средств Нацбанка. Банками будет снижена задолженность заемщиков по вознаграждению, комиссиям, неустойке на сумму более 136 млрд тенге", – поясняется в информации.

Срок рефинансирования валютных ипотечных займов завершается 31 декабря 2020 года.

Как сообщалось, рефинансированию подлежат тенговые ипотечные займы, выданные в период с 1 января 2004 года по 31 декабря 2009 года; займы, задолженность по которым на 1 января 2015 года составляла не более 36 млн 470 тыс. тенге; займы, обеспеченные единственной жилой недвижимостью (по состоянию на 1 января 2015 года); займы в иностранной валюте, выданные не позднее 1 января 2016 года. Валюта займа после рефинансирования – тенге.

Процентная ставка по займам, выданным в национальной валюте, составит не более 3% годовых.

Процентная ставка по займам, выданным в иностранной валюте, не более 12% годовых (в случаях если по действующему договору ставка вознаграждения составляет менее 12%, при рефинансировании займа ставка не подлежит увеличению), для социально уязвимых категорий ставка вознаграждения будет составлять 3% годовых.

Ранее Национальный банк Казахстана продлил до 31 декабря 2019 года программу по рефинансированию валютных ипотечных займов физических лиц, выданных до 1 января 2016 года. Сроки рефинансирования займов, находящихся в ликвидируемых банках – АО "Банк Астаны" и АО Qazaq Banki – были продлены до 31 декабря 2020 года. Изначально срок рефинансирования валютных займов банками истекал 30 декабря 2018 года.

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

В РК более 33,9 тысячи заявок подано на рефинансирование ипотечных займов

На рефинансирование ипотечных займов подано 33,941 тыс. заявок, сообщила пресс-служба агентства по регулированию и развитию финрынка.   

13 Март 2020 17:19 885

В РК более 33,9 тысячи заявок подано на рефинансирование ипотечных займов

"По состоянию на 1 марта 2020 года на рефинансирование займов в банки подано 33 941 заявка, из них на рефинансирование одобрено 27 967 займов на сумму 173,3 млрд тенге, с учетом револьверного механизма рефинансировано 26 846 займов на сумму 159,8 млрд тенге", – отмечается в сообщении.

При этом на рефинансирование валютных ипотечных займов в банки подано 9549 заявок, из них на рефинансирование одобрено 8985 займов на сумму 81,0 млрд тенге, рефинансировано 7656 займов на сумму 67,4 млрд тенге.

Указывается, что в рамках первой части программы предусмотрено рефинансирование ипотечных займов, выданных в период с 2004 по 2009 год. На поддержку заемщиков Нацбанком Казахстана выделено 130 млрд тенге.

Вторая часть программы запущена 27 марта 2018 года и предусматривает рефинансирование валютных ипотечных займов физических лиц в тенге по курсу Нацбанка на 18 августа 2015 года (188,35 тенге за $1).

Как сообщалось, рефинансированию подлежат тенговые ипотечные займы, выданные в период с 1 января 2004 года по 31 декабря 2009 года; займы, задолженность по которым на 1 января 2015 года составляла не более 36 млн 470 тыс. тенге; займы, обеспеченные единственной жилой недвижимостью (по состоянию на 1 января 2015 года); займы в иностранной валюте, выданные не позднее 1 января 2016 года. Валюта займа после рефинансирования – тенге.

Процентная ставка по займам, выданным в национальной валюте, составит не более 3% годовых.

Процентная ставка по займам, выданным в иностранной валюте, не более 12% годовых (в случаях, если по действующему договору ставка вознаграждения составляет менее 12%, при рефинансировании займа ставка не подлежит увеличению), для социально уязвимых категорий ставка вознаграждения будет составлять 3% годовых.

Ранее Национальный банк Казахстана продлил до 31 декабря 2019 года программу по рефинансированию валютных ипотечных займов физических лиц, выданных до 1 января 2016 года. Сроки рефинансирования займов, находящихся в ликвидируемых банках АО "Банк Астаны" и АО Qazaq Banki, были продлены до 31 декабря 2020 года. Изначально срок рефинансирования валютных займов банками истекал 30 декабря 2018 года.

Агентство по регулированию и развитию финрынка планирует провести работу по совершенствованию методологии SREP

Агентство по регулированию и развитию финансового рынка Казахстана планирует провести работу по совершенствованию методологии SREP (Supervisory review and evaluation process, оценка количественных и качественных характеристик деятельности и рисков БВУ) для учета результатов оценки качества активов банков (AQR, Asset Quality Review), сообщила пресс-служба агентства в пятницу, 28 февраля. 

28 Февраль 2020 11:09 1139

Агентство по регулированию и развитию финрынка планирует провести работу по совершенствованию методологии SREP

"В частности, будут обновлены регуляторные требования по таким направлениям, как формирование провизий, оценка залогового обеспечения, сделки со связанными лицами и т. д. Эти изменения должны будут найти должное отражение в критериях надзорной оценки по SREP", – сказал первый заместитель председателя агентства по регулированию и развитию финансового рынка Олег Смоляков, слова которого приводятся в сообщении.

В рамках SREP регулятором будет контролироваться исполнение планов корректирующих мер банков по результатам AQR.

"Как следствие, выполнение или невыполнение банками предписанных требований и рекомендаций регулятора будет оказывать соответствующее влияние на надзорную оценку банка по методологии SREP, что в конечном итоге повлияет на применение тех или иных мер надзорного реагирования, включая в последующем надзорную надбавку", – отметил Смоляков.

Кроме того, агентство продолжит дальнейшее совершенствование регуляторной отчетности для расширения перечня данных и упрощения процесса ее предоставления, что обеспечит доступ к более детальной информации, а также расширит перечень показателей, используемых для анализа финансовой устойчивости БВУ и качества их активов.

"Например, такая база данных, как кредитный регистр, будет дополнена необходимыми данными, которые в том числе использовались в рамках AQR, но которые отсутствуют в кредитном регистре в настоящий момент", – пояснил Смоляков.

Он уточнил, что данная мера позволит изменить подходы к выездным проверкам банков.

"Проверки будут носить таргетированный характер, что снизит операционную нагрузку как на банки, так и на сотрудников регулятора. Результаты таких проверок будут также учитываться в рамках оценок SREP", – сказал Смоляков.

Помимо этого, агентство планирует внедрение инструмента надзорного стресс-тестирования.

"Программа оценки качества активов проводилась для оценки состояния банков строго на отчетную дату AQR – 1 апреля 2019 года – и по сути представляет собой срез состояния банковского сектора на данную дату. Следующий логичный шаг – это тестирование состояния качества активов при различных сценариях. Так, с 1 апреля 2019 года портфели банков могли существенно измениться", – пояснил Смоляков.

"Например, произошли погашения и новые выдачи. В будущем портфели банков продолжат существенно меняться, в связи с чем оценки в рамках AQR со временем утратят актуальность. Поэтому необходимо оценивать качество активов, достаточность капитала и т. д. не только на определенную дату среза, но также и в прогнозе с учетом ряда потенциальных сценариев", – добавил он.

Таким образом, надзорное стресс-тестирование позволит оценивать способность банков реагировать на негативные макроэкономические явления в будущем.

Также результаты стресс-тестирования в дальнейшем должны будут отражаться в оценке банка по SREP.

"С учетом стресс-тестирования у банков вне зависимости от текущего положения должны быть проработаны конкретные планы по порядку действий в случае наступления крайне негативных макроэкономических и иных сценариев. В рамках таких планов банки определяют необходимые меры для обеспечения собственной финансовой стабильности без необходимости использования государственной поддержки. Соответственно, и качество этих планов найдет отражение в оценке SREP", – отметил Смоляков.
Система SREP – это регулярный процесс по оценке количественных и качественных характеристик деятельности и рисков банков по четырем основным направлениям. Проводится анализ бизнес-модели и доходности банка, анализируется качество корпоративного управления и системы управления рисками, оценивается уровень рисков для капитала и оцениваются риски ликвидности. Заключительным этапом SREP в случае необходимости является применение мер надзорного реагирования, которые определяются на основании проведенного анализа.

"Одной из таких возможных мер является введение надзорной надбавки к нормативам достаточности капитала банка. Надзорная надбавка представляет собой индивидуальное дополнительное требование к минимальным пруденциальным нормативам, над методологией реализации которой мы будем работать в этом году", – уточнил Смоляков.

Как ранее сообщал председатель правления Нацбанка Ерболат Досаев, количественные и качественные результаты AQR будут трансформированы в новую надзорную систему SREP (Supervisory review and evaluation process), в том числе в части применения нового надзорного инструмента в виде надзорной надбавки на капитал.

Нацбанк приступил к оценке качества активов 1 августа 2019 года и завершил 28 февраля 2020 года. Как следует из перечня, размещенного на сайте Нацбанка, проверку проходили 14 фининститутов страны.

С января 2020 года Нацбанк Казахстана передал мандат регулирования агентству по регулированию и развитию финансового рынка.

Новое ведомство непосредственно подотчетно главе государства. Взаимодействие агентства, Нацбанка и правительства происходит через совет по финансовой стабильности. За агентством закреплены функции по регулированию и надзору за финансовыми рынками в целом. За Нацбанком сохраняются функции регулирования и надзора в отношении платежных организаций, небанковских обменных пунктов, инкассаторских компаний.

Совокупные активы банковского сектора Казахстана по состоянию на 1 января 2020 года составили 26,8 трлн тенге. Кредиты, по которым имеется просроченная задолженность более 90 дней (NPL90+), составили 1,199 трлн тенге, или 8,13% от ссудного портфеля. Ссудный портфель – 14,7 млрд тенге, депозитный – 18 трлн тенге. По состоянию на 1 января 2020 года банковский сектор Казахстана представлен 27 банками.

Подписка на новости: