Как рассказали в департаменте торговли и защиты прав потребителей по Актюбинской области, в период с января по июнь 2025 года включительно в профильное ведомство региона поступило 769 заявлений от граждан, сообщает inbusiness.kz.
Основная часть обращений, а это 435 заявлений или 56,6%, приходится на сферы розничной и электронной торговли. Если говорить более детально, то на сферу розничной торговли пришлось 276 обращений, на электронную торговлю – 159 обращений. На сферу бытовых услуг – 131 обращение, на ЖКХ – 41. На нарушения в других сферах (транспорт, туризм, финансы, общественное питание, связь, медицина, образование) от потребителей поступило 162 жалобы.
"В сфере защиты прав потребителей, особенно в розничной и электронной торговле, нарушения носят системный характер. Наиболее распространенные типовые нарушения включают:
- отказ в обмене или возврате товара надлежащего качества в течение 14 календарных дней;
- отказ в ремонте, обмене или возврате некачественного товара;
- поставка некачественного товара в сфере электронной торговли, нарушение сроков доставки;
- отсутствие ответа на письменные претензии потребителей в течение предусмотренного законом 10-дневного срока;
- непредоставление полной и достоверной информации о товаре и продавце и другое", - отметил заместитель руководителя департамента торговли и защиты прав потребителей по Актюбинской области Багжан Тлегенов.
Из поступивших 769 обращений:
- 420 были решены в пользу потребителей;
- 178 потребителям предоставлены разъяснения и правовая помощь;
- 122 обращения направлены в компетентные государственные органы;
- 38 заявителей отозвали свои обращения после разрешения вопроса;
- 11 обращений перенесены на рассмотрение в июле 2025 года.
По итогам первого полугодия текущего года потребителям возвращено денежных средств на общую сумму 56,9 млн тенге, в том числе:
- 48,5 млн тенге — в сфере розничной торговли;
- 4,4 млн тенге — в сфере электронной торговли.
Данные суммы были возвращены потребителям за некачественные товары и за товары, не доставленные в установленный срок.
В сфере бытовых услуг зарегистрировано 131 обращение от потребителей, касающихся деятельности салонов красоты, изготовления мебели, автосервисов, сервисных центров, строительных и других бытовых услуг. По результатам рассмотрения обращений потребителям возвращено 775 тыс. тенге.
По туристическим услугам поступило 23 обращения, по результатам которых потребителям возвращено 450 тыс. тенге. Однако в данной сфере большинство вопросов решается в судебном порядке, так как туристические операторы часто не спешат возвращать деньги при неисполнении своих обязательств.
По медицинским услугам, преимущественно в стоматологической сфере, поступили жалобы на некачественное обслуживание и неполное информирование. В результате потребителям было возвращено 775 тыс. тенге.
"В соответствии с действующим законодательством, защита прав потребителей может осуществляться и в судебном порядке. В таких случаях потребитель имеет право не только на возврат уплаченных средств, но и на возмещение неустойки, морального вреда, представительских расходов и других затрат. За 6 месяцев 2025 года департамент принял участие в 25 судебных заседаниях, по результатам которых 17 потребителям были возвращены денежные средства на сумму 30,6 миллиона тенге, а также возмещены моральный вред и иные расходы", - резюмировал спикер.
С начала года за нарушение прав потребителей к административной ответственности привлечены 123 субъектов малого и среднего бизнеса. В отношении них применены меры в виде предупреждений и штрафов.
Читайте по теме:
Стало известно, какую сумму вернули актюбинским потребителям в 2024 году