Только в этом году в нашей странезарегистрировано 6,5 тысячи случаев интернет-мошенничества, передает inbusiness.kz.
Как рассказал в ходе брифинга официальный представитель МВД РК Шынгыс Алекешев, интернет-торговля стала удобным и популярным способом покупки товаров и услуг. Однако мошенники используют это в своих корыстных целях, размещая ложные объявления. Они требуют предоплату за товар или услугу, после чего исчезают, оставляя покупателя ни с чем. С начала года зарегистрировано более 2 700 таких случаев.
Чтобы не стать жертвой, обратите внимание на следующее:
- остерегайтесь фишинговых сайтов: эти поддельные сайты маскируются под настоящие, чтобы украсть личные данные и деньги. Всегда проверяйте адрес сайта в строке браузера и избегайте переходов по подозрительным ссылкам;
- оплата после получения товара: договаривайтесь об оплате после получения и проверки товара;
- проверка наличия товара: если продавец находится в другом городе, попросите знакомых или родственников получить и переслать товар;
Вторые в этом списке - мошеннические инвестиционные схемы быстрого обогащения:
"Сладкие обещания мгновенного обогащения через инвестиции звучат очень заманчиво, но зачастую за ними стоят мошенники. Они привлекают людей несуществующими инвестиционными проектами, после чего исчезают с их деньгами. С начала года более 700 казахстанцев стали жертвами таких схем, зачастую вкладывая последние сбережения или даже оформляя кредиты", - рассказал спикер.
Телефонные звонки от имени сотрудников банков и государственных органов: мошенники звонят, представляясь сотрудниками банков, правоохранительных органов или других госорганов, чтобы выманить ваши данные или деньги.
По словам спикера, совместно с операторами связи такие звонки блокируются и уже пресечено более 49 млн таких попыток. Однако бдительность граждан остается ключевым фактором в борьбе с этой угрозой.
Мошенничества через WhatsApp. Аферисты используют популярные мессенджеры, такие как WhatsApp, чтобы убедить граждан перевести деньги на "безопасный" счет или оформить кредит. В этом году зарегистрировано около 2 тыс. таких случаев.
Преступники также могут просить устанавливать приложения для удаленного доступа и передавать SMS-коды, что позволяет управлять вашими финансами.
Доступ к личным кабинетам через eGov. Используя украденные данные, мошенники получают доступ к личным кабинетам граждан на eGov, откуда они могут похитить ценную информацию и деньги.
Всегда проверяйте подлинность звонков и сообщений, особенно если вам предлагают предоставить конфиденциальные данные. Сотрудники банков и полиции никогда не проводят спецопераций по телефону. В таких случаях кладите трубку и немедленно сообщайте о подозрительных звонках.
"Министерством внутренних дел принимаются меры по предупреждению и раскрытию таких преступлений. Совместно с банками реализуются дополнительные меры по сохранности счетов граждан и пресечению оформления нелегитимных кредитов. С операторами связи заключены меморандумы о противодействии фрод-звонкам. Подписаны соглашения с сайтами объявлений "Колеса", "Крыша" и IT-компанией Центра анализа и расследования кибератак. Во всех регионах созданы и действуют специализированные группы "Киберпол" по расследованию интернет-мошенничеств", - сказал Алекешев.
Кстати, в апреле этого года в ходе международной специальной операции в Украине ликвидировано пять мошеннических call-центров.
МВД настоятельно рекомендует гражданам не гнаться за легкими деньгами и не доверять сомнительным предложениям в социальных сетях.
Берегите свои личные данные и не передавайте их незнакомым людям.
Ранее inbusiness.kz сообщал, что аферисты создали фейковые WhatsApp-аккаунты председателя Регионального совета Актюбинской области и директора областной палаты предпринимателей.
Изображение от master1305 на Freepik