Число внезапных смертей среди машинистов локомотивов и их помощников резко увеличилось в РК

573

Причины, пути выхода из ситуации обсудили железнодорожники на республиканском семинаре "Внезапное ухудшение здоровья локомотивных бригад" в Усть-Каменогорске. 

Число внезапных смертей среди машинистов локомотивов и их помощников резко увеличилось в РК Фото: pixabay.com

В Казахстане наблюдается тревожная тенденция: с начала этого года резко выросло количество внезапных ухудшений здоровья среди работников локомотивных бригад – машинистов и их помощников. За весь прошлый год было зарегистрировано восемь таких случаев, три из которых закончились смертью. А с начала 2025 года до настоящего момента — уже шесть летальных исходов из девяти зафиксированных эпизодов ухудшения самочувствия локомотивных бригад. Большинство случаев происходят в кабине локомотива, в пути следования поезда. Последний такой случай произошёл в Семейском отделении грузовых перевозок, во время стоянки поезда. Машинист почувствовал себя плохо, но, несмотря на оперативный вызов скорой, скончался, передает inbusiness.kz.

Еще один случай гибели – 22-летнего помощника машиниста - был зафиксирован на станции Шу. По данным главного менеджера департамента охраны труда ТОО "КТЖ-Грузовые перевозки" Дарии Толеуовой, парень не страдал какими-либо патологиями, не состоял на учете как хронический больной, не курил и не употреблял спиртное.

По ее словам, обычно состояние членов локомотивных бригад, действительно, ухудшается внезапно. Предрейсовый медосмотр не показывает наличие каких-либо проблем. Давление, пульс перед поездкой у пострадавших были в норме.

Врач медицинской компании "Муссафарм" Сауле Мукажанова подчеркнула, что до 43% всей профессиональной заболеваемости железнодорожников приходится на локомотивные бригады. Лидируют нейросенсорная тугоухость, заболевания опорно-двигательной и нервной систем. Но сегодня основная угроза — это сердечнососудистые заболевания. Гипертония — лидер по выявлению. Именно она приводит к внезапному ухудшению здоровья и летальному исходу.

"Поезд без машиниста, в любом случае, не останется. Мы другую бригаду найдём, резервную посадим, дальше поедем. Процесс не прерывается. Но мы потеряли работника, человека", - говорит главный менеджер департамента эксплуатации локомотивов ТОО "КТЖ-Грузовые перевозки" Арман Садыков.

Зачастую такие случаи, объясняет он, связаны с большими нагрузками локомотивных бригад, особенно на фоне увеличения количества перевозок железнодорожным транспортом. У них нет фиксированного графика: могут вызвать на рейс в 10 вечера, и человек 12 часов будет за пультом локомотива, всю ночь.

Большую часть рабочего времени они проводят в закрытом пространстве. Под воздействием вибрации, шума, электромагнитных полей, напряженности и других негативных факторов. К тому же, говорят спикеры, в этом году на ухудшение самочувствия локомотивных бригад повлияли погодные условия, резкие перепады температуры. 

По словам Садыкова, ситуация усугубляется тем, что система медицинского контроля разобщена. В командировке работника осматривает медик, который не имеет полной картины его здоровья.

"Раньше у нас была единая система, ведомственная медицина. Сейчас — разрозненные подрядчики. Медик в Актау не знает, что у машиниста из Семея может быть хроническое давление. А сам машинист, боясь быть отстранённым, может скрыть недомогание. Поэтому мы и инициировали этот семинар с ТОО "Муссафарм", которая оказывает нам услуги предсменного предрейсового медицинского осмотра, чтобы выработать решение", — пояснил он.

Согласно Трудовому кодексу, внезапное ухудшение здоровья не считается производственной травмой, и семье погибшего не положены компенсации.  ТОО "КТЖ-Грузовые перевозки" совместно с профсоюзом, говорит Дария Толеуова, помогают им, в соответствии со своими локальными актами.

Дария Толеуова рассказала, что компания уже предпринимает шаги. В локомотивных депо закупили автоматизированные системы медицинского осмотра — они фиксируют пульс, сахар, давление и даже следы лекарств или наркотических веществ.

Кроме того, внедряются "умные" часы: медик может в режиме реального времени отслеживать, если давление у машиниста поднимается на перегоне. Для восстановления после рейсов в десяти депо уже открыты фитнес-залы с душевыми и сауной, и программа расширяется. Ведётся работа и по запрету энергетических напитков среди молодых сотрудников.

Фото: Ольга Ушакова

Читайте по теме:

Не просто метеозависимость: как магнитные бури влияют на организм

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться