С 26 июня 2025 года в городе Акколь Акмолинской области Республики Казахстан реализуется пилотный проект по оказанию услуги "Предоставление цифровых продовольственных ваучеров получателям государственной адресной социальной помощи", инициированный министерством торговли и интеграции РК в сотрудничестве с рядом других ведомств республики. Проект продлится три месяца — до 26 сентября 2025 года — и направлен на повышение эффективности адресной поддержки социально уязвимых категорий населения, передает inbusiness.kz со ссылкой на портал "Открытые НПА".
Согласно алгоритму реализации пилотного проекта, цифровые ваучеры выдаются проактивным способом в режиме немонетарных мер поддержки через "Кошелек". Получателями новой услуги станут граждане, официально признанные нуждающимися и получающие государственную адресную социальную помощь.
По проекту, каждому члену семьи получателя помощи будет предоставлен индивидуальный продовольственный ваучер. Эти ваучеры позволяют приобретать социально значимые продовольственные товары по сниженной цене — без торговой надбавки. Для активации ваучера необходимо подтверждение согласия на получение услуги — процедура проводится ежемесячно до последнего дня месяца. Важно отметить, что ваучеры, не активированные в срок, становятся недоступны для использования.
Оплата в магазинах будет происходить с использованием QR-кода, который сканируется на кассе. После этого магазин получает доступ к информации об остатке суммы ваучера через "Кошелек". После совершения покупки информация о статусе оплаты и перечне приобретенных товаров автоматически передается в систему. Статус использованного ваучера также отображается в разделе "История" в "Кошельке".
Отмечается, что для обеспечения стабильных цен на продовольственные товары предусмотрено предоставление займа магазинам. Эти займы предоставляются местными исполнительными органами через специализированные организации, в соответствии с типовыми правилами, утвержденными приказом министра сельского хозяйства от 29 июля 2019 года №280. Условия займа — возвратность, обеспеченность и платность.
Магазины, принимающие участие в проекте, обязаны использовать Национальный каталог товаров, обеспечивать наличие в продаже социально значимых продовольственных товаров, а также маркировать такие товары специальными ярлыками. В случае, если магазины получают оборотные средства, реализация продукции для получателей помощи осуществляется по закупочной цене. Если поставка идет напрямую от сельхозпроизводителей — цена формируется с удержанием не менее 10% от официальной рыночной стоимости.
Основой механизма является взаимодействие между различными государственными системами. Сначала SDU (оператор цифровой платформы) на основе данных из автоматизированной информационной системы социальной защиты ежемесячно формирует список потенциальных услугополучателей. Этот список передается на Платформу электронного правительства (ПЭП), где проводится автоматическая проверка наличия у граждан актуальных абонентских номеров в базе БМГ.
Если номер отсутствует, процесс оказания услуги завершается, информация об этом фиксируется и передается обратно в SDU. В случае наличия номера, 5-го числа месяца потенциальному услугополучателю отправляется SMS-сообщение с запросом на согласие или отказ от получения услуги. При отсутствии ответа в течение 5 дней направляется повторное сообщение. Если ответа нет до конца месяца или получен отказ — ваучер не активируется.
После получения согласия данные поступают в "Кошелек", где автоматически открывается ваучер. Для доступа к нему гражданин может перейти по персональной ссылке из SMS или воспользоваться приложением eGov Mobile. В "Кошельке" доступны функции активации, история использования, а также возможность оценки качества услуг и подачи жалобы в акимат через систему "e-Otinish".
Разработчик "Кошелька" обеспечивает его бесперебойную работу. В рамках пилотного проекта допускается внесение изменений в алгоритмы и процессы оказания услуги по согласованию всех сторон. Взаимодействие между государственными органами и организациями обеспечивается на постоянной основе для надежной работы всех задействованных информационных систем.
Целью проекта является повышение доступности и прозрачности государственной социальной поддержки, а также применение цифровых технологий для удобства граждан. Итоги апробации помогут определить возможность масштабирования проекта на другие регионы Казахстана.
Читайте по теме:
Правила декретных выплат в Казахстане изменятся с 8 апреля