По словам мажилисмена Максата Раманкулова, особые сложности испытывают индивидуальные предприниматели, представители мелких магазинов, так называемых формата "у дома".
"Так, цифровая маркировка акцизных товаров влечет за собой перепрограммирование кассовых аппаратов, покупку считывающих устройств, приобретение или обновление компьютеров, модемов, установку Интернета. В совокупности все это создает нагрузку в среднем порядка 400.000 тенге на одного предпринимателя. Одновременно оплатить такую сумму абсолютное большинство ИП не в состоянии. Полноценно внедрить нововведение не получается даже в таком мегаполисе, как Алматы, в силу низкого уровня ИТ-грамотности и бедственного материального положения основной массы представителей малого бизнеса, а что говорить о сельской местности", – сказал он.
В настоящее время, по информации депутата, по стране насчитывается более 50 тысяч небольших магазинов, ими созданы порядка 200 тысяч рабочих мест.
"Они обеспечивают немалую долю поступлений в бюджет, предоставляют шаговую доступность к продуктам и товарам для населения. В процессе продажи товаров происходит задержка, что вызывает возмущение покупателей, особенно в часы пик работы магазинов. Например, если сканер не считывает или зависает, то на отпуск единицы товара примерно уходит четыре-пять минут времени, так как не все штрих-коды считываются с первого раза, кроме того, необходимо еще и снять товар с виртуального склада, и покупатели вынуждены ждать", – посетовал он.
При этом сама методика отчетности предполагает достаточно непростой уровень бухгалтерских знаний и опыта, уточнил депутат.
"Для бесперебойной работы системы периодически нужны ИТ-специалисты, что влечет дополнительные затраты. На практике бизнес постепенно нагружается всевозможными нововведениями и отчетами. Департаменту государственных доходов надо учитывать интересы и чаяния бизнеса. Если что-то добавляете, то надо что-то и убирать. Если вводите данный пилотный проект, то тогда необходимо упрощать регулирование, например отменить лицензии на реализацию определенных видов товаров, что обеспечит баланс условий ведения бизнеса", – рекомендовал он.
Отдельная проблема, связанная с сопроводительными накладными на товары, – это пересечение государственной границы при перевозке подакцизных товаров, где в связи со сбоями и недоработкой информационных программ автомашины вынуждены простаивать на границах, ожидая подтверждение принятия товара, продолжил Раманкулов.
В связи с этим он считает необходимым доработать данную программу с учетом всех замечаний.
"Владельцев "магазинов у дома" выделить в отдельную категорию налогоплательщиков и оставить им только одну опцию – "подтвердить сопроводительную накладную на товары", что будет означать принятие товара, а дальнейшее движение и реализацию налоговые службы могут отслеживать через онлайн-кассы", – резюмировал он.
Дана Карина
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!