В условиях активного внедрения цифровых технологий в государственное управление Казахстан делает ставку на искусственный интеллект как инструмент повышения прозрачности и качества сервиса. В рамках этой стратегии на таможенном посту "Нұр Жолы" департамента государственных доходов по области Жетысу запущен пилотный проект "Система мониторинга и аудиоконтроля NOMAD", который уже показывает первые ощутимые результаты, передает inbusiness.kz со ссылкой на комитет госдоходов министерства финансов РК.
Как пояснили в ведомстве, ориентиром для внедрения цифровых решений стало послание президента "Казахстан в эпоху искусственного интеллекта", в котором глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил:
"Комитет государственных доходов обязан стать флагманом цифровизации среди государственных органов, эффективно применяя потенциал искусственного интеллекта в интересах налогоплательщиков".
Эти слова легли в основу системных преобразований, направленных на формирование принципиально новой, сервисной модели взаимоотношений государства и бизнеса.
"Проект NOMAD стал практическим воплощением этой задачи. Система представляет собой комплексное инновационное решение, которое минимизирует влияние человеческого фактора в процессе обслуживания участников внешнеэкономической деятельности", - подчеркнули в комитете госдоходов.
В рамках пилота автоматизированы ключевые этапы работы таможенного поста: внедрена QR-регистрация, реализовано интеллектуальное распределение очередей, запущены аудиоконтроль и транскрибирование диалогов, формируется рейтинговая оценка работы специалистов и участников ВЭД. При этом полностью исключена возможность выбора конкретного специалиста или внеочередного пропуска клиентов.
Особый акцент сделан на контроле качества сервиса и соблюдении этических норм. Все диалоги между сотрудниками и участниками внешнеэкономической деятельности фиксируются аудиосистемой и анализируются искусственным интеллектом. Специальные алгоритмы оценивают корректность формулировок, уровень вежливости и эмоциональный фон общения, автоматически формируя уведомления при выявлении нарушений.
"С момента запуска система продемонстрировала высокую практическую эффективность. С октября 2025 года по настоящее время через платформу выдано 11 тыс. талонов, а также установлено среднее нормативное время обслуживания. Искусственный интеллект обработал 6 тыс. аудиозаписей, в ходе анализа выявлено 18% случаев использования некорректных фраз. На основе полученных объективных данных с сотрудниками поста проведены соответствующие мероприятия по соблюдению служебной этики", - привели данные в ведомстве.
Вся аналитическая информация в режиме реального времени отображается в Ситуационном центре. Руководство получает данные о текущей нагрузке, рисках и качестве обслуживания, что позволяет принимать взвешенные управленческие решения без опоры на субъективные оценки.
Читайте по теме:
Очереди на казахстанско-российской границе: "Черный импорт прёт" на территорию России