Как быстро традиционные антигололедные реагенты разрушают асфальт, выяснили казахстанские эксперты

437

Специалисты предлагают дополнить стандарты дорожного строительства методикой оценки влияния антигололедных реагентов на асфальтобетоны. Кроме того, проходит испытания альтернативный реагент.

Как быстро традиционные антигололедные реагенты разрушают асфальт, выяснили казахстанские эксперты Фото: inbusiness.kz

Исследователи провели уникальный научный эксперимент, чтобы выяснить, как антигололедные химические реагенты влияют на прочность различных типов асфальтобетона. Результаты подтвердили, что привычные зимние меры безопасности на дорогах могут существенно снижать долговечность дорожных покрытий, передает inbusiness.kz со ссылкой на Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт (КаздорНИИ).

Для испытаний специалисты изготовили образцы двух типов асфальтобетонных смесей из местных материалов: с использованием мелкозернистого щебня из плотных горных пород (тип А) и на основе гравия (тип Б).

Оба типа подвергли воздействию раствора NaCl (хлорида натрия, поваренной соли), с 20%-ной концентрацией, по ГОСТу 33389-2015. Этот раствор широко применяется для борьбы с обледенением дорог.

Эксперимент проводился в экстремальных условиях: образцы замораживали на четыре часа при -20 °C, затем оттаивали и снова помещали в соляной раствор. Циклы повторялись от пяти до 25 раз, имитируя зимние условия эксплуатации дорог.

Результаты оказались впечатляющими: прочность асфальтобетона типа Б упала сразу на 60%, тогда как у типа А этот показатель составил лишь 18,4%.

"Исследование показало, что асфальтобетон с более плотной структурой и щебнем из горных пород обладает лучшей стойкостью. При этом толщина битумной пленки также играет ключевую роль в защите покрытия. В этом опыте нам важно было узнать и научно установить быстроту разрушающего воздействия на распространенные материалы, которые используются при ремонте и строительстве наших дорог", - отметил научный сотрудник КаздорНИИ, phD докторант Динмухамбет Алижанов.

Специалист напомнил, что традиционные антигололедные реагенты, растапливая лед, создают агрессивную среду, которая разъедает битумное покрытие асфальта. В сочетании с воздействием влаги, температурных перепадов и нагрузок от транспорта это приводит к ускоренному разрушению дорог.

Что дальше?  Эксперты предлагают дополнить действующие стандарты дорожного строительства методикой оценки влияния антигололедных реагентов на асфальтобетоны. Это поможет повысить долговечность дорожных покрытий и снизить затраты на их ремонт. 

Для полного анализа влияния противогололедных материалов предстоит провести длительные исследования с использованием различных типов асфальтобетона и концентраций растворов NaCl.

Кроме того, группа экспертов КаздорНИИ в 2023 году представила альтернативный антигололедный реагент. 

"Уникальный состав не содержит в себе соли, не наносит вреда экологии и здоровью, и, что важнее всего, сохраняет свою эффективность при более глубоких морозах, предотвращая повторное образование наледи", - говорится в сообщении.

В настоящий момент авторская разработка проходит второй этап практических испытаний на опытных участках республиканских автодорог и одновременно готовится к запуску в массовое производство в рамках проекта коммерциализации результатов научной деятельности.

Читайте по теме:

Рынок оценки ремонта дорог хотят монополизировать

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться