Департамент макроэкономической политики представил аналитический доклад "Сопряжение стратегии развития Евразийского экономического союза и китайской инициативы "Один пояс, один путь" (ОПОП), который включает в себя комплексный анализ предпосылок, возможностей, перспектив и рисков сопряжения ЕАЭС-ОПОП, а также предложения по мерам его реализации. Задачи по разработке и принятию "дорожной карты" сопряжения предусмотрены Стратегическими направлениями развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, передает inbusiness.kz со ссылкой на пресс-службу ЕАЭС.
Как отмечается в докладе, для ЕАЭС важно выработать собственное стратегическое видение процесса сопряжения с ОПОП. Это важно с точки зрения оценки потенциальных выгод и потерь государств ЕАЭС от встраивания в проекты ОПОП и выбора конкретных сфер, направлений и механизмов сопряжения.
Инициатива "Один пояс, один путь", несмотря на свой комплексный характер, связана в большей степени с развитием транспортно-логистической инфраструктуры. В докладе этому посвящен отдельный раздел, в котором проводится оценка текущего состояния действующей и необходимости строительства новой транспортно-логистической инфраструктуры для развития торговли и транзита в рамках сопряжения ЕАЭС-ОПОП. Помимо транспортной связанности регионов ЕАЭС и КНР в исследовании ЕЭК затрагиваются вопросы наращивания экспорта стран ЕАЭС и формирования совместных производственных цепочек, валютно-финансового и инвестиционного сотрудничества, а также взаимодействия в цифровой сфере.
Среди практических результатов оценки потенциала сопряжения в докладе выделены три категории товаров, перспективных с точки зрения развития экспорта ЕАЭС в КНР.
- Потенциал начала торговли существует для той продукции, которую страны ЕАЭС активно экспортируют в третьи страны, но не поставляют в Китай, а Китай активно закупает, но не у государств ЕАЭС. Среди них, к примеру, продукция автомобильной промышленности (некоторые виды легковых автомобилей, велосипеды и части к ним), фармацевтическая и медицинская продукция (некоторые лекарственные средства, линзы, ортопедические приспособления); посудомоечные машины; некоторые текстильные изделия (ковры, материалы, пропитанные полиуриетаном), изделия из железа, химическая продукция, некоторые виды мяса, а также ткани и пряжа из натуральных и синтетических волокон.
- Перспективы активизации торговли можно выявить для товаров, поставки которых из ЕАЭС в КНР присутствуют, но являются незначительными в сравнении с объемами торговли с третьими странами. К этой категории относятся, в частности, сыры, иммунологические продукты, сельскохозяйственные машины, молоко и сливки и другие товары.
- Возможности для торгового сотрудничества также возникают в результате торговой войны между США и Китаем. Введение дополнительных таможенных пошлин в отношении продукции США обуславливает временную повышенную конкурентоспособность товаров ЕАЭС, в отношении которых подобные меры не действуют. К примеру, части к сельскохозяйственным машинам, ациклические эфиры, несеменной овес, карбамидные смолы и другое.
Перспективы увеличения экспорта из ЕАЭС при реализации всех открывшихся возможностей в полной мере могли бы достигать 1,2 млрд долл. США в год, если бы соответствующие решения были приняты до сентября 2019 года. На текущий момент экспортные возможности реализованы не в полной мере. В частности, государства ЕАЭС не успели реализовать возможности в части поставок таких товаров, как соевые бобы, хлопчатобумажные ткани, трикотажные полотна и одежда, облицовочная плитка, трактора для сельскохозяйственных работ, циферблаты для часов.
В рамках сопряжения ЕАЭС-ОПОП также необходимо решать проблему использования валют третьих стран, которая ограничивает возможности развития торгово-экономического сотрудничества между странами ЕАЭС и КНР. Постепенный переход на использование национальных валют во взаимных расчетах и инвестициях будет способствовать формированию независимой, стабильной и безопасной региональной валютно-финансовой и платежной системы. Отдельным аспектом финансовой кооперации является создание совместных институтов для финансового обеспечения реализации совместных проектов.
В заключении доклада приводятся рекомендации по преодолению выявленных проблем и сложностей в торгово-экономических отношениях между КНР и ЕАЭС, а также дорожная карта сопряжения ЕАЭС-ОПОП, включающая конкретные меры и действия по направлениям и сферам сотрудничества.
С текстом можно ознакомиться по ссылке.