Как урегулировать просрочку по кредитам рассказали казахстанцам

713

Все нюансы вполне можно разрешить и без вмешательства суда. 

Как урегулировать просрочку по кредитам рассказали казахстанцам Фото: pixabay.com

Если у вас наступили тяжелый времена и не за горами просрочка по кредиту, не стоит прятать голову в песок и ждать повестку в суд. Лучше всего взять ситуацию под контроль, и урегулировать все финансовые вопросы, не дожидаясь, когда они покатятся как снежный ком. Тем более что законодательство Казахстана предоставляет заемщикам возможность урегулировать задолженность и без обращения в судебные органы, передает inbusiness.kz со ссылкой на агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка.

Итак, в агентстве РК по регулированию и развитию финансового рынка предложили, в первую очередь, оценить, какие последствия влечет за собой просрочка?

Если заемщик не вносит платеж в установленный срок, банк или микрофинансовая организация могут:

  • начислить штрафы и пени (до 0,5% в день от суммы просроченного платежа);
  • передать информацию в кредитное бюро, что негативно скажется на кредитной истории;
  • подать иск в суд, если просрочка превышает 90 дней.

"Чтобы избежать негативных последствий, заемщику важно своевременно связаться с кредитором и попытаться договориться о реструктуризации долга", - посоветовали специалисты агентства РК по регулированию  и развитию финансового рынка.

С 2021 года в Казахстане действует единый порядок досудебного урегулирования просроченной задолженности.

Во-первых, кредитор обязан уведомить заемщика о просрочке в течение 10 календарных дней с момента ее наступления. В документе указываются сумма долга и возможные последствия.

Во-вторых, в течение 30 дней после просрочки заемщик вправе обратиться в банк или МФО с просьбой изменить условия займа. В заявлении указываются причина просрочки и возможные варианты реструктуризации.

В-третьих, финансовая организация должна рассмотреть заявление в течение 15 рабочих дней и предложить варианты урегулирования задолженности.

Кроме того, можно также попробовать использовать другие варианты:

  • отсрочка платежей;
  • увеличение срока кредита для снижения ежемесячной нагрузки;
  • снижение процентной ставки;
  • списание части штрафов и пеней;
  • продажа залогового имущества заемщиком.

Стоит учесть, что с 2024 года банки и МФО не могут требовать предварительного платежа за рассмотрение заявки на реструктуризацию.

Ну а если если кредитор отказал в пересмотре условий займа, заемщик может обратиться к банковскому омбудсману (для кредитов в банках) или микрофинансовому омбудсману (для займов в МФО). Если их решение также не устроит, то можно подать жалобу в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка.

Ну а в случае, если заемщик не предпринимает действий для урегулирования задолженности, банк или МФО могут:

  • передать долг коллекторам (если просрочка не превышает 90 дней);
  • обратиться в суд, после чего взысканием займется частный судебный исполнитель (ЧСИ).

Частные судебные исполнители вправе:

  • арестовать счета и имущество заемщика;
  • удерживать до 50% официального дохода;
  • ограничить выезд за границу.

Важно помнить, что заемщик вправе обжаловать действия ЧСИ, если удержания оставляют ему сумму ниже двух прожиточных минимумов в месяц (92 456 тенге).

"С июня 2024 года в Казахстане введены новые правила: запрещено выдавать новые кредиты заемщикам с просрочкой более 90 дней. Также для онлайн-займов введена обязательная биометрическая идентификация. Кроме того, упрощена процедура банкротства для физических лиц", – отметили в агентстве РК по регулированию  и развитию финансового рынка.

Читайте по теме:

Задолженность по кредитам в Казахстане достигла рекордов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться