Если у вас наступили тяжелый времена и не за горами просрочка по кредиту, не стоит прятать голову в песок и ждать повестку в суд. Лучше всего взять ситуацию под контроль, и урегулировать все финансовые вопросы, не дожидаясь, когда они покатятся как снежный ком. Тем более что законодательство Казахстана предоставляет заемщикам возможность урегулировать задолженность и без обращения в судебные органы, передает inbusiness.kz со ссылкой на агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка.
Итак, в агентстве РК по регулированию и развитию финансового рынка предложили, в первую очередь, оценить, какие последствия влечет за собой просрочка?
Если заемщик не вносит платеж в установленный срок, банк или микрофинансовая организация могут:
- начислить штрафы и пени (до 0,5% в день от суммы просроченного платежа);
- передать информацию в кредитное бюро, что негативно скажется на кредитной истории;
- подать иск в суд, если просрочка превышает 90 дней.
"Чтобы избежать негативных последствий, заемщику важно своевременно связаться с кредитором и попытаться договориться о реструктуризации долга", - посоветовали специалисты агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка.
С 2021 года в Казахстане действует единый порядок досудебного урегулирования просроченной задолженности.
Во-первых, кредитор обязан уведомить заемщика о просрочке в течение 10 календарных дней с момента ее наступления. В документе указываются сумма долга и возможные последствия.
Во-вторых, в течение 30 дней после просрочки заемщик вправе обратиться в банк или МФО с просьбой изменить условия займа. В заявлении указываются причина просрочки и возможные варианты реструктуризации.
В-третьих, финансовая организация должна рассмотреть заявление в течение 15 рабочих дней и предложить варианты урегулирования задолженности.
Кроме того, можно также попробовать использовать другие варианты:
- отсрочка платежей;
- увеличение срока кредита для снижения ежемесячной нагрузки;
- снижение процентной ставки;
- списание части штрафов и пеней;
- продажа залогового имущества заемщиком.
Стоит учесть, что с 2024 года банки и МФО не могут требовать предварительного платежа за рассмотрение заявки на реструктуризацию.
Ну а если если кредитор отказал в пересмотре условий займа, заемщик может обратиться к банковскому омбудсману (для кредитов в банках) или микрофинансовому омбудсману (для займов в МФО). Если их решение также не устроит, то можно подать жалобу в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка.
Ну а в случае, если заемщик не предпринимает действий для урегулирования задолженности, банк или МФО могут:
- передать долг коллекторам (если просрочка не превышает 90 дней);
- обратиться в суд, после чего взысканием займется частный судебный исполнитель (ЧСИ).
Частные судебные исполнители вправе:
- арестовать счета и имущество заемщика;
- удерживать до 50% официального дохода;
- ограничить выезд за границу.
Важно помнить, что заемщик вправе обжаловать действия ЧСИ, если удержания оставляют ему сумму ниже двух прожиточных минимумов в месяц (92 456 тенге).
"С июня 2024 года в Казахстане введены новые правила: запрещено выдавать новые кредиты заемщикам с просрочкой более 90 дней. Также для онлайн-займов введена обязательная биометрическая идентификация. Кроме того, упрощена процедура банкротства для физических лиц", – отметили в агентстве РК по регулированию и развитию финансового рынка.
Читайте по теме:
Задолженность по кредитам в Казахстане достигла рекордов