Молоко в упаковке в 1 кг скрывает недолив

1092

Почему молоко начали мерить килограммами, а не литрами, объяснили эксперты.

Молоко в упаковке  в 1 кг скрывает недолив Фото: rbk.ru

В российских магазинах стали чаще появляться упаковки молока, на которых производители указывают вес в 1 кг, хотя это не является традиционной маркировкой жидких товаров. Выяснилось, что производители, таким образом, маскируют уменьшение объема или веса товара в упаковке, передает inbusiness.kz со ссылкой на РБК.

"Маркетологи хорошо представляют уровень знаний физики россиянами — большинство потребителей не догадываются, что килограмм молока меньше, чем литр. На этом играют, и в некотором смысле это вводит в заблуждение", – отмечает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

"Вероятно, производители молока, таким образом, пытаются замаскировать шринкфляцию (от англ. shrinkflation — снижение объема или веса товара в упаковке. — РБК)", — полагают аналитики "Продажи.рф". Один килограмм молока из-за высокой плотности занимает около 970 мл.

Для исследования спроса молочной продукции "Продажи.рф" использовал данные продаж одинакового набора магазинов в январе—декабре 2022 года в сравнении с тем же периодом в 2021 году. Тренд, связанный с указанием на упаковке жидких молочных продуктов вместо объема в литрах массы в килограммах, аналитики сервиса выявили, проанализировав чеки и данные из открытых источников, но конкретные цифры по объемам такой продукции в продаже они не называют.

Так, в частности, маркируется молочная продукция под брендами "Домик в деревне", "Бежин луг", Viola. На упаковках может быть указан один килограмм, 1000 г и их объем в миллилитрах, а в некоторых случаях — только вес. РБК обратился за комментариями к крупнейшим производителям молочных продуктов Danone и PepsiCo, а также в ГК "Велком" (выпускает бренд Viola) и Тульский молочный комбинат ("Бежин луг").

Почему производители перешли "на кг"

Традиционно жидкие товары в России продавались с маркировкой объема, а не веса, указывает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. Надписи "1 кг" вместо "1 л" на пакетах молока начали появляться несколько лет назад, вспоминает сотрудник одной из крупных торговых сетей.

 Решением проблемы, по его мнению, могло бы стать применение европейского опыта, когда на ценниках указывается стоимость в пересчете на килограмм или литр в зависимости от вида продукции.

Как уточнил РБК гендиректор Национального союза производителей молока Артем Белов, массового перехода к практике указывать на пакетах с молоком массу 1 кг вместо объема 1 л на рынке не наблюдается. Но он допускает, что некоторые производители могут прибегать к такому маркетинговому ходу, чтобы не поднимать цену в кризис и сделать уменьшение объема товара менее заметным для покупателей:

"Объем чуть меньше, но ассоциации у потребителя связаны с цифрой "1" — он может видеть ее, а что за ней, уже не замечает. Может быть, кто-то рассчитывает на это", — говорит Белов.

Упаковка молока остается стандартных размеров, но килограмм чуть меньше литра, это позволяет экономить около 3% продукта.

Связанный с упаковкой тренд наблюдается в условиях подорожания основного сырья для молокоперерабатывающих заводов. Цены на сырое молоко в 2022 году заметно выросли: по данным Росстата, средняя цена реализации у сельхозпроизводителей выросла на 20,1% относительно уровня 2021 года (с 27,5 до 33 руб. за 1 кг). На стоимости молока "отыгрывается" рост себестоимости его производства на протяжении нескольких лет, поясняют в Союзмолоке: себестоимость производства молока в 2022 году, по предварительным данным, выросла на 7–8% относительно предыдущего года, при этом в 2020–2021 годах, во время пандемии, увеличение себестоимости из-за роста затрат бизнеса в среднем по году составляло 16–20%.

На фоне экономических кризисов и снижения потребительской активности производители продовольствия и раньше прибегали к снижению веса или количества продукции в упаковке. Так, еще в 2008 году молочные предприятия стали массово предлагать продукт в упаковке по 900 мл вместо одного литра, а производители бакалейных товаров — в пакетах 900 г против 1 кг ранее. Кондитерские предприятия со временем снизили массу шоколадных плиток со 100 г до 80–90 г. В 2019 году на фоне подорожания яиц некоторые производители стали предлагать упаковки с девятью яйцами вместо привычного десятка. Такой маркетинговый ход создает иллюзию, что товар в такой упаковке дешевле относительно продукции конкурентов, объяснял тогда исполнительный директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров Руспродсоюз Дмитрий Востриков.

Ранее аналитики института маркетинговых исследований GfK сообщали, что в России с 2012 по 2018 год производители товаров повседневного спроса уменьшили размеры своих упаковок на 7–20% в зависимости от категорий. Основная причина уменьшения размера упаковки, которую называли участники рынка, — попытка избежать резкого повышения цен.

В Минсельхозе вопрос о маркировке упаковки молочных продуктов переадресовали в Роспотребнадзор.

По теме: МСХ РК не знает о настоящем положении дел в молочной отрасли и занимается приписками, так считают участники рынка.  

Почему Казахстан может остаться без молока, объяснили владельцы молочных ферм.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться