Плохая новость ждет казахстанских таксистов в 2025 году

949

Деятельность нескольких таксопарков могут признать незаконной и приостановить.

Плохая новость ждет казахстанских таксистов в 2025 году  Фото: pixabay.com

В 2025 году парламент страны планирует принять закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам передачи некоторых государственных функций в области автомобильных перевозок пассажиров в саморегулирование, основанное на обязательном членстве (участии)", передает корреспондент inbusiness.kz.

По словам депутатов, поддержавших принятие закона, на сегодня в Казахстане можно заказать такси через мобильные приложения Яндекс, InDrive, Maxim, Аparu, Tappy Taxi и другие. Согласно новому законодательству, все такси и онлайн-агрегаторы будут вынуждены вступить в одну организацию - Палату автоперевозчиков. То есть, если сами не вступят, то их заставят.

Таким образом, министерство транспорта скинет ряд государственных функций на создаваемую единую саморегулируемую организацию.

Транспортный контроль будет за этой организацией. А команда Карабаева снимет с себя ответственность.

Законом предусматривается обязательное и добровольное членство в организации. Но крупные таксопарки и агрегаторы такси в обязательном порядке войдут в состав палаты. Если этого не будет, то их деятельность  признают незаконной. Запрет предусмотрен законодательными актами. Поэтому, заявил министр транспорта Марат Карабаев, если они хотят продолжать деятельность, то вступят в организацию.

Водители, которые нигде не зарегистрированы или даже не имеют статуса предпринимателя, часто посещают рынки, торговые центры и вокзалы на окраинах городов, а оттуда развозят пассажиров в другие города и села. Некоторых клиентов они находят через социальные сети и мессенджеры.

Некоторые депутаты выразили обеспокоенность по поводу будущего рядовых таксистов.

"В нашей стране большая часть населения, таким образом, зарабатывает на жизнь на личном автомобиле. В какой – то семье это единственный источник дохода. Если мы продолжим запрещать и блокировать такси, многие семьи останутся голодными. Большинство водителей не нанимают другого работника, перевозят пассажиров сами. По законопроекту они могут и не вступать в саморегулируемую организацию, потому что добровольное членство тоже предусмотрено", - сказал мажилисмен Айтуар Кошмамбетов.

Но гарантии, что в будущем это не превратится в принуждение, нет. Казахстанцам остается только верить  словам нынешнего министра транспорта.

На тех, кто занимается частными перевозками такси, этот закон не отразится, заверил Марат Карабаев.

"Они продолжат работать также. У нас есть 2 883 предпринимателей, которые зарегистрированы как юридические лица или индивидуальные предприниматели, нанимают работников, платят зарплату и работают. Общее количество автомобилей, зарегистрированных на их имя – 10 тысяч. На начальном этапе владельцы именно этих автомобилей должны стать членами палаты. Ведь владелец этих автомобилей платит всего 900 тенге налогов в месяц", – сказал Карабаев.

Но согласятся ли владельцы авто добровольно вступить в палату и затем выплачивать солидные членские взносы? Министр считает, что согласятся.

"Они также могут участвовать в принятии специальных правил, защищающих их права, совместно с Аparu, Яндекс, inDrive и другими. Если операторы будут отстаивать свои права и доказывать эффективность своей работы в рамках саморегулируемой организации, то, видя их успех, мы думаем, у казахстанцев, которые занимаются перевозкой на личном автотранспорте, появится мотивация для членства в палате не по обязательствам, а по собственному желанию", – сказал министр транспорта.

Депутат мажилиса Марат Башимов выразил обеспокоенность тем, что из-за этого закона транспортная отрасль может быть монополизирована.

"Согласно документу, "Палата автоперевозчиков" будет объединять перевозчиков, владеющих не менее одной трети автотранспортных средств, осуществляющих регулярные международные, междугородные и межобластные перевозки пассажиров и багажа, а также не менее одной десятой автотранспортных средств, осуществляющих перевозки такси. Соответственно, максимальное количество создаваемых саморегулируемых организаций (СРО) не может превышать трех палат. Это нововведение, скорее всего, ограничит доступ новых участников на рынок и приведет к дальнейшей монополизации этого рынка", – сказал Башимов.

Глава министерства транспорта подтвердил, что в будущем будет три палаты. 

"Действительно, по стране создаются три саморегулирующие организации ( СРО). И вот между будет конкуренция. Поэтому само по себе это способствует предотвращению монополизации. Кроме того, СРО не будут коммерческой организацией. Они работают в форме сообщества. По закону им запрещено заниматься приносящей доход деятельностью. Также СРО не занимаются прямыми перевозками. Эти факторы также будут антимонопольным барьером. Считаем, что в законопроекте нет статьи, стимулирующей монополизацию рынка", - заверил министр Карабаев.

Но верится в это с трудом. Печальный опыт есть. Например, в стране на сегодня функционируют три крупных мобильных операторов, но антимонопольные органы заподозрили их в ценовом сговоре. То есть, получается, они не конкурируют, а сообща поднимают цены.  Агентство по защите и развитию конкуренции провело расследования в отношении операторов АО" Кселл "(Kcell, Activ), ТОО" Мобайл Телеком-Сервис "(Tele2/Altel) и ТОО" КаР-Тел " (Beeline) по статье 170 Предпринимательского кодекса. Суды идут с 2023 года, существенных результатов нет.

Точно также может быть и с палатами автоперевозчиков. Они станут согласованно повышать членские взносы, за что ни один действующий чиновник и депутат, принявший закон, не понесет ответственности. Мажилисмены уже приняли этот законопроект. Тем не менее, они тоже не скрывают своих опасений. В последнее время передача государственных функций саморегулируемым, квазигосударственным организациям, стала вполне обычным явлением, что настораживает.

"Главной целью законопроекта является передача СРО ряда государственных функций в сфере автомобильных перевозок пассажиров и грузов. Тогда, согласно закону, Минтранс прекратит транспортный контроль в отношении членов, участников палат автоперевозчиков. Они могут только проверять, являются ли перевозчики членом палаты или нет. Это говорит о том, что министерство оказалось неспособным управлять этой сферой, особенно межобластными, междугородными автобусными перевозками", – сказал депутат мажилиса Дмитрий Колода.

По данным министерства транспорта, в настоящее время в Казахстане перевозкой пассажиров и грузов занимаются более 100 тысяч автобусов, более 450 тысяч грузовых автомашин. Однако, на самом деле цифры могут быть значительно больше, учитывая тех, кто нигде не зарегистрированы и даже не имеют статуса предпринимателя.

Тем временем, в министерстве не скрывают, что контролировать всех сложно. По всей республике работают всего 180 инспекторов транспортного контроля.

Теперь функции контроля возложат на палату и с них министерство будет требовать соблюдения законности перевозчиками.  В противном случае палату закроют.

Перевод Жанар Асылхановой

Читайте по теме:

Цены на такси рискуют взлететь в Казахстане из-за поправок в законы

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться