Согласно данным Бюро национальной статистики (БНС) в 2023 году общий объем пассажироперевозок в Казахстане составил 1,58 млрд человек, из которых 90% приходится на автобусный транспорт (1,42 млрд поездок). Такси, с показателем 47,4 млн пассажиров, занимает второе место, а третье досталось троллейбусам с 35,7 млн пассажиров. Железнодорожным транспортом воспользовались 19,9 млн человек. На долю воздушного транспорта приходится лишь 13,3 млн пассажиров, что составляет 0,84% от общего числа. Об этом говорят данные приведенные аналитикиком Freedom Finance Global Ансар Абуев, передает inbusiness.kz.
Несмотря на скромные объемы, авиаперевозки демонстрируют рост. В 2023 году пассажиропоток в авиации вырос на 20,7%, а за январь-сентябрь 2024 года – на 11,9%. Если сравнивать с 2020 годом, количество авиапассажиров увеличилось в 2,4 раза.
Доходы перевозчиков
Общие доходы перевозчиков в 2023 году достигли 5,26 трлн тенге, из которых только 1,07 трлн приходится на перевозку пассажиров. Воздушный транспорт генерирует 71,3% этих доходов, что составляет 791,9 млрд тенге, почти полностью благодаря пассажиропотоку (98,2%). В автомобильном транспорте лишь пятая часть доходов связана с перевозкой пассажиров, а в железнодорожном транспорте – всего 7,2%.
Средний доход с одного пассажира в авиации составляет 55,2 тыс. тенге, что значительно выше доходов в других видах транспорта. Для сравнения: средний доход с пассажира в железнодорожном транспорте равен 6 тыс. тенге, а в автомобильном и городском электрическом транспорте – всего 675 тенге.
“В среднем от одного километра пассажирских перевозок компании зарабатывают около 15 тенге. Наиболее высокий этот показатель – в морском и прибрежном транспорте – 408 тенге за километр. Заметно меньше – во внутреннем водном транспорте – 179 тенге. В железнодорожном – 7,4 тенге, в автомобильном и городском электрическом транспорте – 7 тенге. В воздушном транспорте за километр доход на пассажира равен 28,3 тенге, однако поскольку расстояния в таком виде транспорта большие, с перевозки одного пассажира выходит доход в размере 55,2 тысячи тенге. При этом данный показатель в среднем составляет лишь 675 тенге – в 81 раз меньше. Такая разница объясняется подавляющим числом перевозок автобусами в группе "Автомобильный и городской электрический транспорт" и низкой средней стоимостью перевозки в нем – лишь 139 тенге. Средний доход с пассажира в железнодорожном транспорте – 6 тыс. тенге”, - говорится в сообщении.
В разрезе областей наибольшее количество авиапассажиров приходится на шесть регионов, в которых перевезли 4% от всего пассажиропотока. Лидером с 34% пассажиропотока и 4,48 млн пассажиров является крупнейший город страны – Алматы. У столицы – Астаны – 27% и 3,53 млн пассажиров. По 9% – у Шымкента (1,24 млн) и Атырауской области (1,16 млн), 6% – у Мангистауской (819 тыс.), 4% – у Актюбинской (507 тыс.).
Читайте по теме:
Из-за высокой стоимости билетов казахстанцы отказываются летать