Представители легкой промышленности собираются провести митинги по всей стране. Предприниматели против введения с 1 апреля обязательной маркировки обуви. Чем обернется для казахстанцев массовая цифровизация обуви и ожидать ли роста цен, расскажет корреспондент Atameken Business.
Леонора Пак трудится на отечественном рынке больше 12 лет. Теперь из-за новых правил работы, она ежемесячно теряет до 7 млн тенге. Говорит, такого еще никогда не было. Все дело в том, что обязательная маркировка обуви сильно бьет по бюджету. Чтобы нанести тот самый код на коробку с продукцией, необходимы дополнительные расходы. Предпринимательница уверена, что к началу апреля она физически не успеет промаркировать 40 тыс. пар обуви, которые сейчас есть на складах.
"Мы платим налоги в госбюджет, мы даём рабочие места. У нас есть сотрудники, продавцы, за которых мы стабильно ежемесячно платим налоги. Выгодно это будет только частным компаниям, которые будут получать те же самые три тенге с каждого штриха Дата Матрикс", - сказала предприниматель Леонора Пак.
Возникает много вопросов и к единому оператору, который и продает те самые Data Matrix коды и оборудование и получает все деньги от их продажи. А вот представители того самого единого оператора, который назначен государством регулировать и контролировать весь процесс, проблемы не видит. Там считают, что маркировка сможет минимизировать теневой рынок и сможет избавить Казахстан от контрафакта. А что касается стоимости процедуры, тут ссылаются на мировой опыт и установленный государством тариф.
"Оборот обувных товаров в Казахстане составлял порядка 30-35 млн пар в год. Эта информация взята с официальных источников. На сегодняшний день зарегистрировано порядка 60 млн кодов маркировки. Оценить теневую экономику можно только ее отбелением. По официальной статистике госорганов теневой оборот именно индустрии товаров составляет до 50%", - говорит управляющий директор Проектного офиса Единого оператора маркировки Алмат Исмаилов.
Импортеры и бизнесмены уверены, что подобная маркировка выгодна лишь отечественному производителю, который наносит этот код непосредственно при изготовлении. Из-за новых рыночных правил, казахстанцы в скором времени ощутят рост цен на обувь. А часть бизнеса и вовсе будет закрыть свои магазины.
Большинство казахстанских покупателей не знает, что такое маркировка обуви. Приходя в магазин, они интересуются лишь размером, страной производителем и качеством. Однако в ближайшее время маркировка коснётся буквально каждого из нас. Из-за неё стоимость обуви вырастет, как минимум, на 20%.
Обувщики планируют подать судебные иски на правительство, чтобы отстоять свои законные права. Ведь именно кабмин регулирует весь процесс. Чтобы предпринимателей, наконец, услышали власти, люди готовы выйти на согласованные митинги по всей стране. Они настаивают, борьба с контрабандой должна вестись не руками казахстанцев, а ответственных органов, которых в государстве и так предостаточно.
"Эта борьба закреплена за конкретными государственными органами. Мы говорим, что для того, чтобы бороться с контрабандой и контрафактом – не нужна маркировка. Нужно усилить борьбу с коррупцию в рядах таможенных органов, усилить работу подразделений экономических расследований, финмониторинга. И, в целом, усилить работу правительства. Этого нельзя делать за счет предпринимательства", - сказала юрист Айнура Кайдарова.
Несмотря на то, что маркировка обуви в стране стала обязательной, наказывать бизнес за отсутствие штрих-кода пока не будут. Госорганы и контролирующие ведомства не предусматривают административной ответственности в виде предупреждений или штрафов.
Напомним, бизнес готовится не только к существенным затратам, но и к штрафам из-за обязательной маркировки обуви.