Резкий рост жалоб потребителей отметили в минторге РК

480

Институт Омбудсмена по защите прав потребителей появится в Казахстане. 

Резкий рост жалоб потребителей отметили в минторге РК Фото: inbusiness.kz

На пленарном заседании мажилиса министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев рассказал о жалобах потребителей, передает inbusiness.kz.

При этом он отметил, что планируется институциональное усиление системы защиты прав потребителей.

"Хотел бы отметить резкий рост жалоб потребителей на нарушения в сфере электронной торговли до 7732 в 2023 году, удельный вес которых составил более 15% от общего числа жалоб прошлого года, что является следствием активного использования ими инструментов электронной торговли. Причем по сравнению с 2022 годом рост числа жалоб составил 290%", - сказал он.

По информации ведомства, в 2021 году в комитет по защите прав потребителей поступило 25 тыс. обращений потребителей, в 2022 году 30 тыс., то в 2023 году их количество возросло до 51 тысячи. В другие госорганы количество обращений также выросло. В 2021 году их было 45 тыс., в 2022 году 47 тыс., а в 2023 году превысило 74 тыс.

"При этом по аналогии с институтом Омбудсмена по защите прав предпринимателей для консолидации общественных объединений потребителей вводится институт Омбудсмена по защите прав потребителей. Омбудсмен, как будущий стратегический партнер госоргана по защите прав потребителей, будет помогать ему вскрывать системные проблемы сферы защиты прав потребителей, будет глазами, ушами и голосом потребительского сообщества", - продолжил Шаккалиев.

Он напомнил, что последние поправки в Закон о защите прав потребителей  вносились четыре года назад, однако правоприменительная практика показала в нем правовые недочеты, которые не соответствуют современным реалиям и влияют на результативность защиты потребителей.

"Во-первых, четырехэтапный порядок рассмотрения и разрешения жалоб потребителей создал барьер для реализации конституционного права потребителя на судебную защиту, так как потребители прежде, чем обратиться в суд, вынуждены проходить первые этапы указанного выше порядка. Во-вторых, сфера действия Закона по-прежнему ограничена розничной торговлей и бытовыми услугами. Комитет по защите прав потребителей не может реагировать и принимать меры в таких важных и широко распространенных сферах услуг, как жилищно-коммунальные, транспортные, медицинские, туристические, услуги связи и другие", - пояснил министр.

В-третьих, по его словам, общественные объединения потребителей работают еще недостаточно эффективно, отсутствует консолидация в их деятельности. В-четвертых, внедренная для автоматизации процесса приема и рассмотрения бизнесом обращений потребителей информационная система e-tutynushy не дала ожидаемого эффекта ввиду его добровольной регистрации в ней.

В-пятых, за административные правонарушения в сфере защиты прав потребителей в КоАП РК предусмотрено лишь предупреждение. Такое взыскание недобросовестный бизнес не пугает.

Ранее сообщалось, что почти 51 тыс. обращений рассмотрел в 2023 году комитет по защите прав потребителей в РК.

Читайте по теме:

Число проверок по защите прав потребителей значительно возросло в ВКО

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться