Казахстан отказывается допускать на свои железные дороги инновационные вагоны ж/д администраций других стран, ссылаясь на неготовность инфраструктуры, пишет "Коммерсантъ".
Собеседники издания в отрасли и эксперты считают, что это ответ на отказ ОАО "Российские железные дороги" допустить на свою сеть 5,4 тыс. похожего подвижного состава китайского производства, закупленного Казахстаном еще в 2011-2012 гг. Ситуация усугубляется борьбой казахских собственников вагонов с российской экспансией на внутренний рынок страны.
Как отмечает газета, структура "Казахстан темир жолы" (КТЖ, железные дороги Казахстана) - "КТЖ-Грузовые перевозки" - еще 26 апреля направила РЖД телеграмму о неготовности инфраструктуры к курсированию вагонов с нагрузкой более 23,5 тонны на ось (тс). В результате российская монополия с 4 мая запретила подготовку и подачу таких вагонов в Казахстан или транзитом через страну.
Это следует из телеграммы начальника управления вагонного хозяйства центральной дирекции инфраструктуры "Российских железных дорог" Михаила Сапетова от 3 мая ("Коммерсантъ" ознакомился с его содержанием). В РЖД от комментариев газете отказались, в КТЖ оперативных комментариев дать не смогли.
"Инновационными" называются вагоны с повышенной нагрузкой на ось (25 и более тонн) и рядом других характеристик, напоминает газета. По данным РЖД, сейчас на сети эксплуатируется порядка 65 тыс. вагонов с нагрузкой на ось 25 тс, с 1 июня началась поднадзорная эксплуатация вагонов 27 тс. В РФ закупка такого подвижного состава субсидируется государством, ряд моделей пользуются значительными льготами на порожний пробег.
Представитель железнодорожного оператора "Восток1520" (входит в "Первую тяжеловесную компанию") подтвердили проблемы при отправке вагонов-хопперов 25 тс в Казахстан. "В первую очередь страдает казахская экономика, так как ограничивается импорт в страну. Надеемся, что ситуация разрешится уже в июле-августе", - отметил он.
О похожих сложностях "Коммерсанту" сообщили сотрудники еще двух операторских компаний.
В то же время, в АО "Федеральная грузовая компания" (входит в РЖД) газете сообщили, что не знают о запрете, а в АО "Первая грузовая компания" Владимира Лисина - что оператора это не коснется.
В Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) изданию сказали, что жалоб на запрет не поступало. Но, как сообщил "Коммерсанту" источник в Ространснадзоре, действия КТЖ не соответствуют решениям, принятым Советом по железнодорожному транспорту стран СНГ, который одобрил курсирование вагонов с осевыми нагрузками 25 тонн на территории стран СНГ. По информации газеты, следующее заседание вагонной комиссии совета состоится на этой неделе, там может быть поднят этот вопрос.
Казахстан периодически ограничивает въезд в страну вагонов чужих администраций, официально объясняя это профицитом собственного парка, отмечает издание. В январе "Казахстан темир жолы" ввела ограничения на перемещение иностранных порожних вагонов. Российский оператор "Технотранс" уже обратился в ЕЭК, считая, что КТЖ нарушает общие правила конкуренции (издание ознакомилось с текстом обращения), в мае комиссия передала дело в Минэкономики Казахстана.
Грузоотправители этой страны активно привлекают российских участников, поскольку местные владельцы вагонов не могут вывезти весь объем, сообщил собеседник "Коммерсанта" в отрасли. Но стране нужна дорогостоящая модернизация парка вагонов. "Ассоциация операторов Казахстана неоднократно выходила на правительство и говорила, что если рынок будет открыт, то они не выдержат конкуренции", - сказал он. Другой участник рынка предположил, что казахская сторона пытается добиться разрешения курсирования закупленных ранее китайских инновационных вагонов.