С 1 октября погрузка в контейнеры может осуществляться только с определенных тупиков, соответствующих нормативам. А за две недели переориентировать отправку в других вагонах практически невозможно. С какими препятствиями столкнулся бизнес, узнал корреспондент inbusiness.kz.
"С 2019 года КТЖ переориентировало бизнес на отгрузку продукции в контейнерах. Свои предложения аргументировали скоростью перевозки, сокращением затрат на формирование и расформирование поездов, отсутствием дополнительных маневровых работ на станциях по пути следования. Из нашего региона очень много продукции отгружается в сторону Китая и самый быстрый путь – отправка в контейнерных поездах", - отметил на Совете по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Палаты предпринимателей Костанайской области член отраслевого совета по вопросам транспорта Николай Краснощеков.
С 2019 года КТЖ давало телеграмму на разрешение таких перевозок, была она и на весь 2023 год. Под нее бизнес контрактовался, но в сентябре комиссия при КТЖ приняла решение отменить данный документ с 1 октября. Бизнес уведомили о решении за 14 дней, и переориентировать отправку в других вагонах теперь практически невозможно.
"Погрузку разрешили только на 9 тупиках. Остальным предложили обратиться в госорганы для получения разрешений, закупить ричтакеры, цена которого 1 млн евро, козловые краны и построить железную дорогу для них. В противном случае погрузка на таких тупиках запрещается. Мы изучили нормативную базу и не нашли на основании каких нормативных актов КТЖ требует ветвевладельцев обустроить свои тупики в соответствии с транспортно-логистическими центрами. И если бизнес хочет грузить контейнеры, то он должен открыть свой тупик по параграфу, а это равноценно открытию станции", - пояснил Краснощеков.
По словам спикера, имеются компании, которые без дополнительных операций по съему контейнеров с платформ наладили погрузку одного 40-футового контейнера, без выгрузки с платформы в течение 20-35 минут. В случае введения и исполнения новых требований, погрузка займет как минимум 10 суток.
"И зачем такие сложности бизнесу? Получается, что с 1 октября никто никуда не поедет и это будет большой ущерб для бизнеса по всему Казахстану", - добавил Краснощеков.
Начальник отдела грузовых перевозок Болат Нуржанов отметил, что касается требований по разгрузке контейнеров, если инспекция транспортного контроля (ИТК) укажет в акте, что выгрузка имеющимся автокраном безопасна, препятствовать перевозчик не будет. И соответствие тупиков требованиям тоже выносится ИТК.
"Открытие по параграфу предусмотрено не Казахстаном, а Советом по железным дорогам и является международным договором. Раньше мы разрешали грузить без открытия по параграфу, но поняв, что это нарушение, решили сделать все по нормам. Процедура прозрачная: акт отправляется в КТЖ ГП, который направляет документ в министерство транспорта, где он согласовывается и выдается разрешение", - пояснил Нуржанов.
Ранее сообщалось, что участники логистического рынка предлагали изменить тариф на перевозку грузов в контейнерах. О том, что способствовало развитию контейнеризации в России и что происходит с контейнеризацией в текущих геополитических условиях в ходе международной конференции "Argus Нефтегазовый рынок Казахстана и Центральной Азии 2022" в Алматы рассказал директор по продажам и клиентскому сервису "Трансконтейнер" Никита Пушкарев.