Системы управления железнодорожными перевозками давно устарели в РК

710

Срок эксплуатации системы управления ж\д перевозками заканчивается в ноябре 2027 года, а новых решений до сих пор нет. 

Системы управления железнодорожными перевозками давно устарели в РК  Фото: inbusiness.kz

На заседании мажилиса председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов рассказал, что ситуация в "Қазақстан темір жолы" усугубляется отсутствием комплексных цифровых решений при планировании и управлении движением, передает inbusiness.kz.

По его словам, информсистемы управления железнодорожными перевозками устарели, их внедрение приходилось на 1980-2010 годы.

"К примеру, оформление транзита и планирование движения грузов осуществляются фактически в ручном режиме, а это высокие коррупционные риски. Все это приводит к ухудшению показателей использования локомотивов и высокой доле порожнего пробега на уровне 39%. Срок эксплуатации важной автоматизированной системы оперативного управления перевозками заканчивается в ноябре 2027 года. А новых решений до сих пор нет. Правообладателями основных систем являются их разработчики – иностранные компании. Права самостоятельной доработки, модернизации систем у КТЖ нет", - заявил Смаилов.

Кроме того, непрозрачны оказываемые меры господдержки социально значимых пассажирских железнодорожных перевозок, продолжил он.

"Проведение конкурсов по субсидированию расходов перевозчиков осуществляется на бумажных носителях. Отсутствует единый подход к возмещению расходов. Отдельные частные перевозчики ежегодно получают субсидии в полном объеме. А другие – частично. При этом сумма их непокрытых расходов с 2020 года составляет 65 млрд тенге. Не предусмотрено требование по направлению части прибыли и амортизационных отчислений на обновление активов пассажирских перевозчиков. Отсюда старые вагоны с несоблюдением элементарных санитарных норм", - пояснил глава палаты.

Подводя общие итоги, аудиторы пришли к выводу, что без кардинальных мер по управлению нацперевозчиком фрагментарные решения, принимаемые до настоящего времени, не дадут ожидаемого эффекта, подчеркнул он.

Отметим, что аудит проведен на 23 объектах с охватом 3 трлн тенге. По результатам выявлены финансовые нарушения на 29 млрд тенге, неэффективное планирование и использование бюджетных средств на 168 млрд тенге. Экономические потери и упущенная выгода составили 307 млрд тенге. Пять материалов переданы в правоохранительные органы. 117 материалов направлены для привлечения к адмответственности.

В целом, на развитие железнодорожной отрасли за последние четыре года направлено около 2 трлн тенге, в том числе 332 млрд тенге бюджетных средств.

Читайте по теме:

КТЖ хочет поднять тариф за доступ к железнодорожной сети на 20,3%

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться