По словам замглавы РЖД Сергея Кобзева, ситуация критическая, полная остановка грузов на всей железнодорожной сети в стране может стать вопросом буквально нескольких дней, передает inbusiness.kz.
Для того чтобы хоть как-то оставаться на плаву, от начальников железных дорог требуют работы на износ. Тем, кто не справится, грозят увольнениями и "расстрелами".
По оперативной информации? погрузка на сети РЖД в июле 2024 года сократилась на 5,6% по отношению к аналогичному периоду прошлого года и составила 97,4 млн тонн. Не лучше ситуация с грузооборотом, который снизился на 5,2%, до 208,6 млрд тарифных т-км.
За семь месяцев снизилась погрузка каменного угля на 6%( 195,3 млн тонн), нефти и нефтепродуктов — на 1% (121,5 млн тонн), железной и марганцевой руды — 4,7% (63,5 млн тонн), чёрных металлов на 6,4% ( 37,1 млн тонн), цемента на 3,7% (13,9 млн тонн), строительных грузов на 13,6% (67,7 млн тонн), цветной руды и серного сырья на 8,4% ( 9,6 млн тонн), химикатов и соды на 2,4% ( 12,3 млн тонн). Динамика погрузки ухудшилась в два раза по сравнению с июнем.
Качественные показатели эксплуатационной работы Холдинга также оставляют желать лучшего. Железнодорожная сеть в отдельных местах просто стоит. Один из главных показателей работы – оборот вагонов - демонстрирует рекордное ухудшение. На сети РЖД зафиксирован самый долгий оборот вагона за 14 лет, который вышел за все допустимые критические точки, больше 20 суток, по некоторым точкам до 25. Это означает, что выросла доля различных простоев.
На сети сложилась ситуация, когда груженые вагоны не принимаются к перевозке. И тем самым они числятся по элементам оборота в простое под грузовыми операциями. Хотя по факту они могли бы быть уже переданы в движение. Есть предприятия, которые не были обеспечены возможностью отгрузки.
Сложился парадокс: клиенты готовы отправлять дополнительные партии продукции, а сеть тормозит вагонопотоки.
При этом в июле перевозчик выдвинул дополнительные инициативы по борьбе с "лишними" вагонами на сети. РЖД инициировал новые ограничения при подсылах порожних вагонов, квотирование операторов и принудительный возврат "лишнего" парка к месту его приписки. Одновременно перевозчик намерен добиваться повышения платы за отстой вагонов на путях общего пользования и введения штрафов отправителям за избыточные заявки на перевозки.
Как отмечают грузоотправители, сильный удар по системе планирования перевозок нанесла принятая в РЖД "Динамическая модель загрузки инфраструктуры" (ДМЗИ).
Усугубляет ситуацию дефицит тяги РЖД, который в ближайшие 10 лет станет еще хуже и составит к 2035 году 1,5 тысячи единиц. Необновление парка будет приводить к отказам технических средств на линии, перепростоям на плановых видах ремонта и возникновении внеплановых видов ремонта подвижного состава, что сейчас и происходит.
Однако снижение показателей перевозок — это может быть индикатором того, что происходит в различных отраслях экономики.
На сегодня в Евросоюз Россия ничего не поставляет. Произошёл разворот грузопотока на азиатские рынки, в связи с чем протяженность перевозки стала больше, затраты на транспортировку тоже увеличились. В результате этого многие проекты становятся нерентабельными. Сокращаются объемы производства. Больше всего в итоге пострадали те, кто находится дальше от азиатских рынков. К примеру, Кемеровская область.
Иллюстративное фото