По словам мажилисмена Самата Акишева, практика показывает, что нередко заказчики используют механизм государственного-частного партнерства для обхода процедур государственных закупок, передает inbusiness.kz.
"В Алматы так ремонтировали дороги и тротуары, занимались озеленением, модернизировали уличное освещение. То есть данные проекты реализовались без создания производств либо приобретения активов. Аналогичные примеры есть по Кокшетау, Щучинску, Кентау", - сказал он.
Есть и другая практика, продолжил депутат, когда, прикрываясь правом интеллектуальной собственности, акиматы заключали договоры ГЧП без конкурса.
"Это вновь модернизация уличного освещения и видеонаблюдения, передачи без конкурса госимущества – целых спортивных комплексов и даже станции скорой помощи. Часть проектов реализовали в столице. При этом акиматы возмещают все затраты частных партнеров, а также выплачивают чистую прибыль за счет бюджетных средств. Это очень дорого. А кто подсчитывает реальный эффект? Получается, что в рамках ГЧП мы все чаще реализуем дорогостоящие проекты, не решающие проблем доступа населения к социальной инфраструктуре и системам жизнеобеспечения", - отметил он.
Поэтому в целях недопущения дальнейшего роста государственных обязательств и реализации неэффективных проектов ГЧП Акишев предлагает исключить механизм прямых переговоров, так называемой частной инициативы при реализации республиканских проектов ГЧП.
"Также предлагается усовершенствовать нормативно-правовую базу, исключающую использование интеллектуальной собственности в качестве основания для проведения прямых переговоров, т.е. для обхода конкурсных процедур. Провести анализ выполнения рекомендаций, выданных местным исполнительным органам по проектам ГЧП АО "Казахстанский центр государственно-частного партнерства". При планировании местных проектов ГЧП предусмотреть функционирование институтов общественного контроля с включением в них представителей саморегулируемых организаций, депутатов и СМИ", - резюмировал Акишев.
Дана Карина