Свою жесткую позицию по этому вопросу он обозначил во время посещения Шымкентского НПЗ (ТОО "ПетроКазахстан Ойл Продактс") в рамках рабочей поездки по ЮКО. Одна из главных ее целей как раз и заключалась в ознакомлении с ходом реализации проекта модернизации и реконструкции Шымкентского НПЗ.
Канат Бозумбаев осмотрел уже введенные и строящиеся объекты модернизации, изучил содержание подготовленных к его приезду стендов и провел совещание, на котором была обсуждена текущая ситуация.
На пути к мировым стандартам
Напомним, проект модернизации и реконструкции Шымкентского НПЗ призван довести работу завода до современных стандартов деятельности нефтеперерабатывающих заводов. Задач у него несколько: выпуск продукции стандартов Евро-4 и Евро-5, увеличение мощности по переработке нефти до 6,0 млн тонн в год, увеличение глубины переработки до 90%, снижение вредных выбросов в атмосферу.
Реализация проекта поделена на два этапа. В рамках первого была построена и введена в эксплуатацию установка производства серы мощностью 4 тыс. тонн в год, реконструирована существующая установка гидроочистки дизельного топлива, завершено строительство установки герметичного налива светлых нефтепродуктов и других объектов заводской инфраструктуры.
В конце марта этого года закончились строительно-монтажные работы на самом крупном технологическом объекте первого этапа – установке изомеризации легких бензиновых фракций с блоком предварительной гидроочистки сырья. Сейчас там идут пусконаладочные работы.
Как доложили министру, в мае будет подано сырье, и уже в конце июня будет запущен выпуск высокооктановых бензинов и дизельного топлива экологических классов К 4, К 5 (аналог Евро-4 и Евро-5). Таким образом, к июлю этого года должен быть закончен первый этап.
Второй этап модернизации направлен на увеличение мощности завода с 5,25 до 6 млн тонн нефти в год и глубины ее переработки. В частности, он включает в себя строительство комплекса установок каталитического крекинга для глубокой переработки нефти мощностью 2,0 млн тонн в год с получением высокооктанового моторного топлива.
Второй этап и, соответственно, весь проект, как неоднократно прозвучало на совещании, планируется завершить до июля 2018 года. Меж тем министр энергетики напомнил, что первоначально сроки окончания проекта в рамках государственной программы ФИИР были намечены на 2016 год.
Определив девятилетний период от начала работы над проектом в 2009 году до его предполагаемого завершения в 2018 году как "беспрецедентно длительный срок", он попросил исполнителей объяснить причину отставания.
Отставание на два года
Старший вице-президент АО "НК "КазМунайГаз" (КМГ) Данияр Тиесов указал несколько факторов.
Прежде всего, как он отметил, это было связано с определением технологии. "Первое ТЭО на основе технологии каталитического крекинга было закончено в декабре 2009 года. Затем мы начали делать второе ТЭО на основе другой технологии – гидрокрекинга, на что ушел еще один год. Потом нужно было окончательно определиться, какую технологию выбрать. Эта работа была завершена в 2011 году", - пояснил он.
Немало времени также заняло прохождение обязательных стадий: разработка проектно-сметной документации (ПСД), получение госэкспертизы, разрешения на строительство и так далее. В итоге, по его словам, к практической части они приступили только в 2014 году.
Ключевую роль в задержке сроков реализации проекта, по мнению Данияра Тиесова, сыграла проблема организации финансирования. "Сейчас проект финансируется за счет займов участников. То есть это 400 млн долларов КМГ, столько же – CNPC (обе компании имеют по 50% акций завода – прим. авт.). В июле эти деньги заканчиваются.
Теперь мы ожидаем получить банковское финансирование. Планируем подписать заем на один миллиард долларов. Это китайские деньги, но в сделке будет задействован Банк развития Казахстана", - сказал он.
"У нас была надежда нагнать за счет более быстрой работы подрядчика, и мы ставили ему эту задачу, - добавил Тиесов. - Но подрядчик не смог этого сделать и сам создал определенные отставания в связи с незнанием нормативов и правил республики Казахстан. На их изучение, перевод и освоение было потрачено время".
Присутствовавший на совещании представитель компании-генподрядчика СРЕСС подтвердил, что такая проблема имела место в прошлом.
Между тем, как заключил г-н Тиесов, вследствие указанных факторов все стадии проекта сдвинулись, и работы начались позже.
Ответят персонально
Но теперь, заверили все участники проекта, проблем нет. Министр взял со всех исполнителей слово о том, что на втором этапе все работы будут выполнены в соответствии с графиком и без каких-либо отставаний.
Обещание было решено зафиксировать письменно как официальное подтверждение точному следованию установленным срокам модернизации: окончания первого этапа в конце июня 2017 года и полного завершения проекта к концу июня 2018 года.
Более того, г-н Бозумбаев определил и запротоколировал круг персонально ответственных лиц из первых и вторых руководящих лиц завода, акционеров, генподрядчика и министерства, которые в случае срыва сроков завершения модернизации понесут персональную ответственность.
"Мы всех предупредили о персональной ответственности, - отметил он. - Если эти люди сорвут сроки, то, наверное, по меньшей мере они не должны будут сидеть на своих местах. А подрядчик в соответствии с контрактом должен будет понести соответствующие штрафные санкции.
Кроме того, мы даже китайским акционерам выставили требования и руководителям подрядчиков. Я буду встречаться с президентом CNPC в Астане, и эти вопросы будут закреплены. Китайская сторона заинтересована в продлении контрактов в нашей стране, которые заканчиваются. И одним из условий их продления будет поставлена реконструкция НПЗ. Мы не будем ничего продлевать, если не убедимся, что она закончена".
"Казахстанцы будут нести ответственность перед правительством, а китайские подчиненные – перед своими акционерами. Кроме того, речь идет не только об их ответственности перед заказчиками, это еще и вопрос политической ответственности", - заявил г-н Бозумбаев.
"Страна должна знать своих "героев", которые либо выполнят, либо не выполнят взятые на себя обязательства, - подчеркнул глава Минэнерго. - Такой подход мы согласовали с премьер-министром Казахстана Бакытжаном Сагинтаевым. У нас очень жесткая позиция по этому вопросу. Сроки модернизации больше сдвигаться не будут. Поэтому нужно выполнять жесткий график. Обратной дороги и другого выбора у нас нет".
Необходимость четкого выдерживания сроков он мотивировал тем, что с 1 января 2018 года, в соответствии с соглашениями по Евразийскому союзу, Казахстан должен выпускать только продукцию класса К 4 и К 5.
Кроме того, нужно расставить все точки над "i", чтобы ни у кого больше не возникало вопросов по этому поводу.
"Каждое новое повышение цен на ГСМ ассоциируется с модернизацией наших НПЗ, - пояснил министр. - Длительные сроки ее проведения вызывают справедливые нарекания со стороны общественности в стране.
Это отчасти справедливо. Мы на сегодняшний день по высокооктановым бензинам, особенно по 92-му, только на 70% удовлетворяем собственные нужды. По дизельному топливу тоже есть небольшая зависимость от поставок из сопредельного государства. Соответственно, мы зависим от ценовой конъюнктуры Российской Федерации. Поэтому критически важно вовремя завершить модернизацию".
Из импортера в экспортеры
Канат Бозумбаев также рассказал, какие плюсы даст технологическое обновление: "Уже после завершения первого этапа Шымкентский НПЗ обеспечит более объемный выход продукции. Будет выпускать больше бензина, высокооктанового бензина 92 и 95, больше дизельного топлива.
По завершении второго этапа производство высокооктановых бензинов на заводе возрастет до 2,270 млн тонн в год, дизельного топлива – до 1, 916 млн тонн в год, авиатоплива – до 400 тыс. тонн в год.
То есть в итоге модернизации на заводе по сравнению с нынешними цифрами будет увеличен выпуск высокооктановых бензинов практически на 1,2 млн тонн в год, более чем на 700 тыс. тонн увеличится выпуск дизельного топлива. На 150 тыс. тонн увеличится выпуск авиационного топлива, что более чем на 50% покроет потребности наших авиаторов в авиационном топливе".
"Безусловно, эта работа скажется на цене, - уверен он. - Когда все три завода мы модернизируем, у нас появится больше рычагов влияния на ценообразование. Сейчас в связи с тем, что мы порядка 30% по высокооктановому бензину и свыше 10% по дизтопливу импортируем, по ценовым факторам мы, конечно, зависим".
Если модернизация всех трех казахстанских НПЗ завершится вовремя, то, как прогнозирует министр, в 2018 году Казахстан полностью уйдет от зависимости от поставок нефтепродуктов из сопредельных государств и сможет стать самообеспеченным по автомобильному топливу.
"Конечно, так как у нас незакрытые границы и единый рынок, ценовая конъюнктура будет соотноситься и с Российской Федерацией, и с Кыргызстаном, и с Белоруссией, и с Арменией, хотим мы этого или не хотим, - сказал он. - Но сможем в основном за счет своих ресурсов обеспечивать внутренний рынок основными видами нефтепродуктов".
Кроме ухода от импортозависимости, модернизация даст республике возможность стать экспортером ГСМ, добавил Бозумбаев.
"В связи с тем, что у нас будет выпускаться более чем на 2 млн тонн бензина и около 1 млн тонн дизтоплива сверх потребностей, мы предположительно уже в следующем году начнем экспортировать, - пояснил он. - Наш рынок – это Средняя Азия, Афганистан, где наш бензин знают и ждут".
Шымкентский нефтеперерабатывающий завод был построен в 1985 году. Его проектная мощность составляет 5,25 млн тонн нефти в год. Завод вырабатывает 30% нефтепродуктов от общего годового объема, производимого тремя НПЗ Казахстана.
По данным пресс-службы компании, в 2016 году на ШНПЗ было переработано 4,5 млн тонн нефти и выработано 1,032 млн тонн бензина, 1,203 млн тонн дизтоплива и 236 тыс. тонн авиатоплива.
Клара Ларина, Шымкент.