Министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев в пятницу на брифинге вновь ответил на уже не раз звучавший вопрос: "Будет ли построен четвертый НПЗ в Казахстане?".
Чтобы положить конец всем спорам и дискуссиям, министерство совместно с "КазМугайГазом" пригласило компетентную компанию, которая путем необходимых расчетов пришла к выводу, что в среднесрочной перспективе строить четвертый НПЗ в Казахстане нет необходимости.
"У нас уже есть три крупных модернизированных НПЗ, которые и так работают не на всю мощность, есть излишки нефтепродуктов. Кроме этого, есть небольшой четвертый НПЗ на западе страны, который загружен лишь на 50 процентов своей мощности и работает на мелких нефтяников, так как не может покупать сырье для переработки по мировым ценам", – пояснил г-н Бозумбаев.
По слова министра, есть ряд объективных факторов, которые откладывают проект строительства четвертого НПЗ на дальний срок. Во-первых, экспорт нефти при наличии мощной инфраструктуры (построенных трубопроводов через Россию и в соседний Китай. – Прим. автора) и при высоких ценах на черное золото намного выгоднее для нефтяников и для бюджета страны, чем экспорт нефтепродуктов.
"К сожалению, нет таких трубопроводов, по которым мы могли бы отправлять на мировые рынки наш бензин или авиакеросин. А поставлять нефтепродукты на мировые рынки по железной дороге Казахстана, а затем и России из-за высоких транспортных расходов не выгодно. Плюс не стоит забывать о таможенных пошлинах", – пояснил г-н Бозумбаев.
Однако в будущем, когда в стране вырастет потребление бензина, только тогда можно будет подумать о новых мощностях по переработке нефти.
"С точки зрения потребления бензина внутри страны четвертый НПЗ нам не нужен. Точка!" – подчеркнул министр.
По данным Министерства энергетики, объем переработки нефти за пять месяцев текущего года на трех НПЗ страны составил 6,7 млн тонн, показав рост к аналогичному периоду 2018 года более пяти процентов. План на 2019 год составляет 17 миллионов тонн.
После модернизации все три нефтеперерабатывающих завода увеличили мощность и глубину переработки. Качество нефтепродуктов соответствует экологическим классам К-4, К-5.
Обеспеченность спроса на бензин, дизтопливо и авиакеросин на внутреннем рынке за счет собственного производства составляет 100 процентов.
Что касается излишков производимого в стране бензина, то уже со следующей недели, по информации министра, Казахстан начнет его экспортировать. В настоящее время ведутся переговоры с партнерами Казахстана по ЕАЭС – Беларусью, Арменией и Кыргызстаном, которые заинтересованы в поставках казахстанской нефти и нефтепродуктов.
"Переговоры со странами ЕАЭС еще впереди, поэтому экспорт нашего бензина будет начинаться совсем в другие страны – это Узбекистан, Таджикистан и Афганистан, а также в Европу", – уточнил г- н Бозумбаев.
По его информации, около 20 процентов всего производимого в стране бензина будет уходить на экспорт, а 80 процентов останется для внутреннего рынка.
"Так, экспорт АИ- 92 составит 60 тысяч тонн в месяц", – уточнил министр.
Кульпаш Конырова