/img/tv1.svg
RU KZ
«Мы видим тенденцию снижения цен на виртуальную реальность»

«Мы видим тенденцию снижения цен на виртуальную реальность»

Как сегодня используют такие технологии в СНГ, рассказал консультант по клиентским системам Dell EMC в ЦА Евгений Горшков.

16:58 14 Март 2018 5886

«Мы видим тенденцию снижения цен на виртуальную реальность»

Автор:

Римма Гахова

– В каких сферах сегодня применяются технологии виртуальной и дополнительной реальности? Это только индустрия развлечений?

– Сейчас есть два сегмента, где может использоваться виртуальная реальность. Первое – это индустрия развлечений: всевозможные игры, квесты, тематические мероприятия. С другой стороны, набирает популярность профессиональный сегмент, связанный с моделированием, проектированием и визуализацией. Для чего нужны VR-системы? Один из аргументов – это ускорение создания контента. Если предприниматель решил построить завод, он может быстрее согласовать концепцию внутри и наглядно представить ее внешнему заказчику. По заводу можно будет пройтись еще до того, как он появится в железе, камне и бетоне. Второй момент – это то, что виртуальная реальность помогает обучать сотрудников. Персонал может освоить работу на оборудовании еще до того, как завод будет построен. У нас был один интересный кейс с горнодобывающей компанией из России по созданию виртуального тренажера. Кейс показал, что горнодобывающая индустрия, которая предъявляет особые требования к квалификации персонала, проявляет к VR-системам особый интерес. Обучать сотрудников на реальном производстве дорого и небезопасно. Используя виртуальную реальность, можно смоделировать условия рудника, любое оборудование. Можно отследить действия сотрудника, контролировать процесс от начала до конца обучения.

– Разработчики устройств виртуальной реальности не могли оставить в стороне сферу торговли. Как обстоят дела с виртуальными магазинами?

– Пока я не могу сказать, что есть массовые проекты по внедрению VR в торговле. Но на самом деле потенциал у виртуальных магазинов огромный. Покупатель сможет протестировать все функции товара еще до того, как он окажется в магазине. Не так давно одна из автомобильных компаний проводила презентацию в новом формате. Они представили свою концепцию кроссовера электрокара, и презентация была в формате виртуальной реальности. По сути, приглашенные зрители могли ознакомиться с автомобилем при помощи шлема виртуальной реальности, а сам контент презентации был развернут на специальных рабочих станциях. Это хороший пример, когда идеи инженеров и маркетологов визуализируются, превращаются в реальный продукт. Но пока виртуальные магазины не могут заменить бутики и салоны. По крайней мере, в России я не сталкивался с магазинами, где одежду или обувь можно выбрать, используя виртуальную реальность. В мире, возможно, такие магазины есть.

– Можно ли оценить сегодня рынок VR в долларах?

– По оценкам специалистов из Goldman Sachs, к 2020 году объем рынка составит от 2 млрд до 80 млрд долларов. Много это или мало, трудно сказать. Например, весь рынок персональных компьютеров составляет около 160 млрд долларов. Если виртуальная реальность будет составлять хотя бы десятую часть рынка, то это очень хорошо. В данный момент большую часть рынка (массовый сегмент) занимают игры, фильмы, развлечения, корпоративный сегмент составляет где-то 1/3 часть рынка.

– Разве не цены сегодня сдерживают широкое распространение VR?

– Для того чтобы внедрить новую технологию, нужна соответствующая инфраструктура. Чтобы массово смотрели фильмы через компьютер, нужно, чтобы у всех дома были компьютеры. Чтобы ознакомиться с виртуальной реальностью, нужно приобрести соответствующий девайс. До недавнего времени эффективно работать с профессиональным контентом можно было только с помощью шлемов, которые стоят от 800 до 1200 долларов. Не каждый человек может себе это позволить. Но мы видим тенденцию снижения цен на VR. Сейчас немало игроков выставляют устройства для просмотра виртуальной реальности в низкой ценовой категории. Есть проблемы и с программным обеспечением. Возникает замкнутый круг: устройства не покупают, потому что нет софта, а разработчики не пишут программы, потому что нет устройств. Этот клубок, конечно, будет «раскручиваться», но это не происходит быстро.

– Проявляют ли интерес казахстанские компании к инфраструктуре VR?

– Пока это ограничивается разовыми запросами о совместимости нашего оборудования со шлемами виртуальной реальности. В основном это корпоративные заказчики, связанные с редактированием медиаконтента. К сожалению, какого-то устойчивого спроса я не вижу. Но рынок и технологии развиваются, и думаю, что Казахстан не останется в стороне.

– В какие технологии, кроме виртуальной и дополнительной реальности, по Вашему мнению, стоит вложиться, чтобы получить гарантированный доход?

– Думаю, что это «умные» рабочие места. Современные сотрудники хотят все и сразу: достучаться в структуры своей организации из любой точки мира в любое время, и компании должны сделать инфраструктуру максимально гибкой и доступной для любых устройств.

– А как же технологические инструменты Big Data?

– В какой-то мере они связаны с нашей клиентской темой. Количество цифровых устройств растет. Телефоны, планшеты, компьютеры – их становится все больше, и они генерируют огромный объем информации. 90% объема хранения информации создано за последние два года. Но эти данные не структурированы: фото, видео, тексты. Для того, чтобы бизнес извлек из них пользу, нужны «технологии» больших данных. Они позволяют описывать и даже предсказывать поведение пользователя. Это может применяться в банковской сфере и ритейле. Технологии всегда находят свой путь к клиентам, и уже сейчас Big Data широко используются организациями. IT очень тесно связано с развитием бизнеса. Это такая же инфраструктура, как стол, стул. И если развивается ваш бизнес, то вам нужна соответствующая инфраструктура.

Римма Гахова

Финский 3D-взгляд в Уральске

Колледжи ЗКО становятся образовательными центрами не только для студентов.

01 Февраль 2019 11:27 13508

Фото: Виктор Предыбайло

В Уральском колледже газа, нефти и отраслевых технологий новым методикам проектирования обучают не только студентов. Учреждение образования приняло на повышение квалификации профессиональных проектировщиков, сообщает корреспондент abctv.kz со ссылкой на акима ЗКО Алтая Кульгинова.

Другой уровень

На встрече с педагогами и директорами школ в Назарбаев интеллектуальной школе Уральска аким ЗКО Алтай Кульгинов информировал о том, что колледжи области переходят на новый уровень работы.

«Мы хотим усилить наши колледжи. Все сразу в короткое время поднять на новый уровень не сможем, это нереально. Поэтому выбрали четыре направления: первый колледж – гуманитарный, второй – индустриальный, третий – медицинский и четвертый – спортивный. Сейчас ведем переговоры с партнерами с ориентиром на поднятие уровня образования и материальных баз колледжей, – сказал Алтай Сейдирович. – Как только наведем порядок и максимально приблизим к международным стандартам, тогда будет распространять опыт на другие колледжи. Для высшего аграрно-технического колледжа мы выбрали партнеров из Финляндии».

Напомним, юридически это стало возможным после подписания в Финляндии трехстороннего соглашения между акиматом ЗКО, Финским бизнес-хабом и компанией Collaprime Oy.

Виртуальная BIM-реальность

«Мы адаптировали финские технологии в Казахстане и получили казахстанский патент, защитили интеллектуальные права на программно-аппаратный комплекс «Виртуальная реальность». Эта программа применима в разных сферах. К примеру, уже просят создать цифровой двойник месторождений, а также завода для обучения инженеров-операторов, механиков, не отправляя на конкретный объект, – говорит директор Финского бизнес-хаба в Казахстане Мухтар Манкеев. – Мы открыли первый в Казахстане инновационный BIM Space, так называемое BIM-пространство – комната виртуальной реальности».

BIM-платформа дает неоспоримые преимущества для командной работы.

«Известно, что при строительстве тех или иных объектов возникает проблема в коммуникациях между клиентом, заказчиком, инвестором, проектировщиком, строителем и пользователем. Как раз на нашей платформе мы можем собирать команду до 20 человек для общего обсуждения», – поясняет Манкеев.

К примеру, решили построить школу по типовому стандарту, который одинаково спроектирован на 600 учащихся – как для города, так и для села. Проект BIM предполагает приглашение строителей, директора школы, завучей и родителей, для того чтобы они увидели, что для них предлагает построить государство. В BIM Space визуально можно посмотреть на эту школу и внести какие-то изменения.

«В Финляндии все государственные объекты обязательно должны быть спроектированы в BIM. И за счет этого сразу экономят до 20% только на строительных расходах. Там же ввели новый термин – жизненный цикл здания. Поясню. Сейчас в Казахстане строят то или иное здание условно за миллиард тенге, а в какую сумму будет обходиться его содержание в будущем, не можем посчитать. На базе BIM можно просчитать, как будет выглядеть здание через 20-30 лет. Ведь есть такие примеры, когда содержание здания обходится в разы дороже его строительства. В период проектирования этот момент не учитывали», – отметил директор Бизнес-хаба.

Обучение новым технологиям в Казахстане доверили уральскому Высшему аграрно-техническому колледжу. Первую группу из 12 преподавателей в течение 3,5 месяца подготовили как специалистов BIM-технологий.

«Решили не обучать несколько студентов, которые получили бы диплом и ушли работать на предприятия. Для системного эффекта обучили преподавателей, которые совместно с финской стороной разработали совместные учебные планы, методику преподавания. Далее будем готовиться к внедрению нового академического модуля – BIM-техника, BIM-менеджера», – подчеркнул Мухтар Манкеев.

В 2020 году вышло решение казахстанского правительства о переходе на BIM-проектирование всех значимых объектов.

«Но большая работа по подготовке кадров пока не ведется. Уральск может стать локомотивом для подготовки таких кадров», – отметил Манкеев.

Новый цифровой путь: от 3D до 7D

Генеральный директор финской компании Collaprime Oy Тони Лингквист в эксклюзивном комментарии abctv.kz рассказал о популярных в финском строительстве технологиях. В северной стране давно уже применяют не только формат 3D, но и вплоть до 7D. Казахстан начинает с освоения 3D-проектирования.

Руководитель финского предприятия в ходе визита в Уральск показал демонстрационное видео завода, созданного с помощью лазерного сканирования.

«Эта технология позволяет использовать данное оборудование и создавать 3D-копию завода. Особенно нужно, если есть старый объект, построенный в 60-70-х годах прошлого века, а вы хотите его модернизировать с использованием современных технологий. Создаете виртуальную копию и работаете с ней, как с реально существующей. Модель можно перенести в комнату виртуальной реальности и в масштабе 1:1 посмотреть и решить, что и как вы там будете делать, – рассказал Тони Лингквист. – Чем удобна такая визуализация – проект будет понятен не только инженерам, но и топ-менеджерам, экономистам и другим специалистам. А также участникам неправительственных организаций и жителей местности, на территории которой предполагается модернизация предприятия. Они смогут наглядно посмотреть, что из себя представляет или будет представлять конкретный объект. После такой визуализации уже можно будет обсуждать более предметно вопрос строительства или модернизации и согласовывать с заказчиками, населением».

В Финляндии давно уже применяют не только 3D, но и 4D, и 7D-проекты. В 4D в визуальной копии объекта указывается не только время строительства или ремонта, но и затрачиваемые ресурсы. К примеру, для того чтобы убрать указанную стену, понадобится три часа и один рабочий.

«Проект 5D указывает, сколько средств вам предстоит затратить на указанную работу, в этом случае модель показывает, какие материалы будут использованы для ее создания. Модель 6D показывает, как будет вести себя здание в дальнейшей эксплуатации, – информировал Тони Линдквист. – Обычно мы идем до 7D – детализации всего жизненного цикла объекта. Можно спрогнозировать на 30 лет, какие работы и затраты будут на содержание здания. В этом случае 5% модели составит строительство здания, а 30-40% (иногда и более 50%) – содержание здания на протяжении его существования. Будут указаны моменты неэффективной эксплуатации, которые приведут к существенному удорожанию содержания здания».

Модели адаптируются в любой стране. В Казахстане возможно реализовать модель 7D при условии принятия стандартов на государственном уровне, соответствующих этому уровню.

«Мы последовательно идем к этому, BIM-технологии как раз и предполагают постепенный переход от 3D до 7D», – отметил Тони Лингвист.

Предполагается, что с 2020 года все важные гособъекты в Казахстане будут строить по BIM-технологиям.

Примечание: BIM (Building Information Modeling, или Building Information Model) – информационное моделирование здания или информационная модель здания. Применяется в строительстве.

Виктория Вольская, Уральск