Правительство Казахстана всерьез взялось за пересмотр своего отношения к государственным финансовым запасам. В первую очередь это коснется Национального фонда. Кабмин ограничивает свои заимствования из "копилки будущих поколений" и рассчитывает нарастить его активы.
В последнее десятилетие правительство активно привлекает средства Нацфонда для реализации тех или иных задач экономики. Сегодня 46% доходов республиканского бюджета составляют трансферты именно из Нацфонда. Как подчеркнул в ходе парламентских слушаний "Сбалансированный и прозрачный бюджет – залог успешного и стабильного социально-экономического развития страны" председатель сената Касым-Жомарт Токаев, такая политика привела к вполне определенному результату: "Нацфонд просто расслабляет правительство".
По словам министра национальной экономики Тимура Сулейменова, новые подходы формирования Нацфонда должны привести к значительному росту его активов. Если по итогам 2016 года валютные активы Нацфонда составили порядка 61 млрд долларов, снизившись на 3%, то к 2020 году предполагается значительный рост накоплений.
"С учетом (новых) подходов и при базовой цене на нефть в размере 50 долларов за баррель планируется увеличить активы Нацфонда к 2020 году до 80 млрд долларов", - заявил министр.
Со своей стороны правительство обещает снижать размер гарантированного трансферта с текущих 2,8 до 2 трлн тенге с 2020 года. Уже в проекте республиканского бюджета на предстоящие три года это снижение будет заложено: в 2018 году гарантированный трансферт составит 2,6 трлн тенге, в 2019 году – 2,3 трлн и в 2020-м – ровно 2 трлн тенге.
Одновременно для обеспечения сохранности и доходности активов Национальный банк продолжит политику диверсификации сберегательного портфеля, то есть от консервативного распределения планируется переход к сбалансированному распределению в течение ближайших 3-5 лет.
Кроме того, добавил господин Сулейменов, правительством введен запрет на предоставление из Нацфонда облигационных займов квазигосударственному сектору, и теперь такие операции невозможны.
Также пересмотрены источники поступлений в Национальный фонд: теперь в него будут дополнительно направляться, помимо налогов недропользователей, поступления от приватизации объектов республиканской собственности и квазигосударственного сектора.
"В дополнение к (существующему) ограничению по неснижаемому остатку средств в Национальном фонде (не менее 30% к ВВП) также введено ограничение по объему долга правительства с учетом гарантированного долга и внешнего долга квазигосударственного сектора, который суммарно не должен превышать размер валютных активов Национального фонда. В связи с этим мы уже подготовили проект поправок в Бюджетный кодекс, закон о государственном имуществе и внесли в мажилис парламента", - уточнил глава Миннацэкономики.
Наряду с этим правительство обещает работать и над снижением дефицита бюджета. В среднесрочной перспективе его планируют снизить до 1% к ВВП, при этом ненефтяной дефицит предполагается снизить до 7% к ВВП. Если это удастся сделать, то зависимость экономики страны от внешних факторов и нагрузка на бюджет по обслуживанию правительственного долга снизятся.
Впрочем, пока это лишь планы на будущее. Уточняя республиканский бюджет 2017 года, правительство почти в два раза увеличило дефицит бюджета – до 3,1% к ВВП. При этом, согласно прогнозам министерства финансов, объем правительственного долга к 2020 году составит порядка 11,9 трлн тенге, или 20,6% к ВВП, то есть размер долга за три года увеличится в 1,3 раза.
Ирина Севостьянова