"25 лет национальной валюты – это, по сути, дело и 25 лет современного финансового рынка для Казахстана и для других стран Евроазиатского экономического союза. За это время мы все вместе учились проводить денежно-кредитную политику, которая способна справиться с инфляцией и стабилизировать экономику, развивали банковский, финансовый сектор практически с нуля. Мы экспериментировали, иногда шли схожими путями, иногда разными путями, перенимали опыт друг у друга, но наши экономики никогда не теряли тесной связи. И мы все, естественно, приходим к выводу, что финансовые рынки также должны отражать эти взаимосвязи, которые в целом складываются в экономике. И процесс управляемой постепенной интеграции, которую мы начали, идёт не только на пользу всем нашим странам. Поэтому сейчас мы работаем над формированием общего финансового рынка, единого биржевого пространства, сближаем подходы к регулированию и надзору за финансовыми организациями, создаём условия для развития расчётов в национальных валютах", – начала своё выступление председатель Центрального банка Российской Федерации Эльвира Набиуллина сегодня на VIII Конгрессе финансистов в Алматы.
Говорила Эльвира Набиуллина, как и все остальные спикеры официальной части конгресса, об основных тенденциях, которые, на её взгляд, определяют развитие финансовой системы, о вызовах, на которые центральные банки должны отвечать.
"Наши страны сталкиваются во многом со схожими проблемами: зависимостью от экспорта сырьевых товаров, притоками и оттоками капитала из стран с развивающимися рынками, развитием новых финансовых технологий и другими", – отметила она.
Первый и, по сути, главный вопрос, которого касался и председатель Нацбанка Данияр Акишев, – это вопрос денежно-кредитной политики, председатель Центрального банка РФ также обозначила его первым. По её словам, в последние годы либо де-юре, либо де-факто многие страны СНГ применяют режим инфляционного таргетирования. И он показывает, на её взгляд, себя эффективным в решении как минимум двух проблем, таких как борьба с хронически высокой инфляцией и снижение уязвимости экономики к изменению внешних условий.
"Россия перешла к этой политике в конце 2014 года, Казахстан чуть позже. И мы видим, что с тех пор, как мы стали применять эту политику, инфляция снижается в наших странах с высоким уровнем. В России она уже полтора года находится на исторически низких уровнях – несколько ниже четырёх процентов", – отметила она.
По её словам, всё это делает ситуацию для бизнеса и для граждан более предсказуемой. С другой стороны, эта политика приводит к достаточной гибкости для реакции на специфические для каждой страны вызовы и даёт возможность экономикам быстрее приспосабливаться, прежде всего к внешним шокам, считает она, отмечая два источника волатильности.
Первый – это колебание цен на сырьевые товары. Для России и Казахстана это важный фактор влияния на экономику, на финансовую систему.
"Конечно, плавающий курс даёт хорошие возможности для адаптации экономики к таким шокам. Но мы понимаем, что при сильных колебаниях цен на сырьевые товары – на нефть, газ – можно столкнуться и с сильной волатильностью курса, инфляцией, а значит, и процентных ставок. В таких случаях, на наш взгляд, недостаточно усилий одного центрального банка. Нужны меры правительства, такие как бюджетные правила или их аналоги, которые создают буферы от внешних шоков, стабилизируют бюджетные расходы и, как следствие, стабилизируют экономику и валютный курс. После введения в России бюджетного правила мы видим, как зависимость курса от цены на нефть значительно снизилась", – продолжила Эльвира Набиуллина.
Второй внешний источник волатильности, по словам спикера, это изменения потоков капитала на внутренние рынки Казахстана и России. Связаны они прежде всего с нормализацией денежно-кредитной политики в развитых странах, которая сейчас происходит, а также с геополитическими факторами и внешнеторговыми ограничениями, количество которых в мире в последнее время резко выросло. В случае таких шоков, связанных с потоками капитала, для стабилизации ситуации недостаточно только плавающего курса или бюджетного правила. На её взгляд, должны быть дополнительные инструменты по поддержанию финансовой стабильности.
"В России у нас есть целый набор таких инструментов. Это и автоматически включающиеся валютные свопы, это аукционные инструменты предоставления валютного рефинансирования нашим банкам, это и временные регулятивные послабления для банков. Всё это даёт время и необходимые ресурсы для адаптации финансовой системы. Кстати, после введения нового бюджетного правила таким инструментом в России стала и приостановка валютных операций в рамках этого правила. Мы уже не раз использовали эти инструменты и уверены в том, что сможем своевременно купировать риски финансовой стабильности в ситуации возможного усиления внешних шоков", – говорит она.
Вторая тема, которую затронула председатель Центрального банка, – это развитие финансовой системы. По её словам, многие институты были созданы с нуля и до сих пор страдают от некоторых болезней роста – нехватка капитала в банковской системе, его аналогов в других финансовых институтах, избыточный валютный риск иногда, сомнительные операции, использование средств клиентов на финансирование проектов собственников, недостоверная финансовая отчётность.
"К сожалению, часть проблем сохраняется, и в банковском секторе России они достаточно масштабно показали себя в 2008 году, проявили в 2014 году. В таких ситуациях банковскую систему спасает государство, это помогает избежать, конечно, опасных последствий для общества. Но спасение за счёт государства имеет, конечно, и обратный эффект, – сказала она. – Конечно, застарелые проблемы приходится нам решать до сих пор. Совершенно очевидно, что большое количество слабых банков в системе может приводить к серьёзным последствиям даже в период не самых серьёзных трудностей. За последние годы мы в России отозвали более 400 банковских лицензий, санировали более 30 банков, в том числе три очень крупные банковские группы".
Похожие процессы идут и на других финансовых рынках, в частности на страховом, на рынке пенсионных фондов, микрофинансовых компаний. И, на её взгляд, без жёсткого надзора со стороны регулятора построить здоровую финансовую систему в таких условиях невозможно и всем необходимо до конца пройти этот непростой, но критически важный для дальнейшего стабильного развития национальных экономик период.
"Параллельно с надзором мы развиваем и регулирование. Оно должно быть не только адекватным новым вызовам и рискам, стимулировать финансовые институты к созданию достаточных буферов на случай разного рода рисков, но и помогать развивать кредитование экономики и финансовые рынки в целом. Банки и другие финансовые институты не должны стать фактором заражения рисками друг друга экономик наших стран. Я надеюсь, на этом конгрессе будет хорошее время для того, чтобы обсудить наши общие подходы к регулированию и к надзору", – пояснила она.
И отдельно несколько слов председатель Центрального банка посвятила развитию инфраструктуры и таких её элементов, как биржа, Центральный депозитарий, Центральный контрагент. В России, по её словам, несколько лет назад поставили себе задачу развить привлечение инвестиций именно через национальную инфраструктуру. По её словам, этот подход оправдывает себя.
И последнее направление – это вызовы развития, связанные с технологиями.
"Мы понимаем, что именно технологическая гонка определит и будущих лидеров, и будущих аутсайдеров финансового рынка и на национальном, и на глобальном уровне. И многие регуляторы, центральные банки стоят перед выбором, какую политику проводить. Одни считают, что нужно полностью взять новые технологии под жёсткий контроль, другие считают, наоборот, что нужно оставить больше на самотёк – рынку виднее, он сам будет развиваться более свободно. Третий вариант – где-то оставляется поле свободы для рыночных решений, а где-то, где уже возникают риски и эти риски проявляются, нужен контроль на национальном уровне.
Мы выбрали третий вариант. Потому что для нас технологическая революция, помимо прочего, это и вопрос стимулирования конкуренции, необходимой финансовому рынку, повышение доступности финансовых услуг, но, безусловно, мы должны защищать права потребителя, права участников на финансовом рынке.
Мы решили инвестировать в национальную цифровую инфраструктуру, которая будет доступна и даст возможность для доступа на новые рынки, для создания новых продуктов игрокам разных размеров. Без такого решения, без национального участия такая своя инфраструктура, свои экосистемы могут быть только у крупных участников, у крупных банков, их доминирование только бы укрепилось", – резюмировала спикер.
Кристина Бершадская