DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 274,99 Brent 36,55
«Я приветствую эту инициативу двумя руками, если хотите, аплодирую ей»

«Я приветствую эту инициативу двумя руками, если хотите, аплодирую ей»

Ренат Батыров, генеральный директор «Технопарк «Сколково», о казахстанских стартапах и о послании Нурсултана Назарбаева.

10 Февраль 2017 15:00 11413

«Я приветствую эту инициативу двумя руками, если хотите, аплодирую ей»

Автор:

Александр Галиев

- Как вы оцениваете качество казахстанских стартапов?

- Довольно высокое, есть много интересных проектов. И что более отрадно – их качество из года в год растет.

- В чем сильны казахстанские стартапы?

- Довольно хорошие проекты есть у вас в области электронной коммерции, виртуальной реальности. Здесь, кстати, в прошлом году один из ваших стартапов стал участником проекта в «Сколково». Можно добавить еще интересные проекты в области финтеха.

- Как бы вы оценили экосистему для инноваций и стартап-движения в Казахстане. Насколько она зрелая?

- Я считаю, что экосистема в Казахстане в этом плане развита хорошо. Есть сформированное сообщество инвесторов и бизнес-ангелов, есть технопарки, есть мощные университеты, которые уделяют большое внимание инновациям. С точки зрения законодательной поддержки следует сказать особо. Я, откровенно говоря, завидую коллегам из Казахстана: та возможность, которая есть у вашего Автономного кластерного фонда (АКФ – прим. редакции) по пополнению своего бюджета за счет недропользователей – это просто замечательно. У нас в России такого нет, а было бы здорово.

- Недавно президент Казахстана объявил о новой программе индустриального развития. И на первой позиции в этой программе – цифровые технологии. Именно они в симбиозе с традиционными отраслями должны стать драйвером развития экономики. Придаст ли эта программа ускорение в деле развития стартап-движения в республике?

- Не может не придать. Я, конечно, слежу за тем, что происходит с инновациями в Казахстане, знаком с посланием Нурсултана Назарбаева, и очень рад той тональности, тем посылом, который прозвучал в нем. Если говорить о стартапах и инновациях, то есть тем, чем я занимаюсь, то послание должно привлечь еще большее внимания к технологическому предпринимательству. Сделает его, если хотите, более модным в молодежной среде, сформирует соответствующий набор ценностей у нового поколения. Создаст прослойку «новых технологических романтиков». Я приветствую эту инициативу двумя руками, если хотите, аплодирую ей.

- Вы сами были когда-то сартапером?

- Конечно. У меня собственный предпринимательский опыт, моей компании 21 год, она процветает. За это время я запустил десятки проектов. Если честно, я считаю себя скорее предпринимателем, чем стартапером.

- А в чем разница?

- Мы не делали свои продукты, не разрабатывали новые технологии, а улучшали существующие. В то же время современные стартапы как раз таковые и создают – технологии, сервисы, продукты. Да и в то время, когда я начинал, и слова-то такого «стартап» не было. Впрочем, это на заре моего опыта. Позже я запускал несколько стартапов. И некоторые из них были успешными. Еще позже я вкладывал собственные средства как бизнес-ангел, как инвестор. Многие из этих стартапов до сих пор остаются резидентами технопарка в Астрахани, созданного мной. Но сейчас я не принимаю участие в его менеджементе, полностью сосредоточившись на «Сколково».

- Есть ощущение, что «Сколково» и Almaty Tech Garden начинают конкурировать между собой. Это не праздный вопрос: в Казахстане стартовала программа «Стартап Казахстан», которая ставит целью привлечь 500 стартапов со всего мира. В том числе из России. Не боитесь, что в Казахстан уедут лучшие?

- Не думаю, что мы конкурируем. Мы – партнеры, заинтересованные в развитии экосистемы стартапов в Казахстане. Со своей стороны, АКФ заинтересован в нашем процветании. Впрочем, есть глобальная конкуренция между инновационными центрами во всем мире, и каждый такой центр старается привлечь лучшие проекты. Но эта конкуренция нас развивает, позволяет нам эволюционировать. Поэтому я не вижу ничего плохого, если центр разработки у стартапа будет в Казахстане, а центр продаж – в России. В нашем случае речь скорее идет не о конкуренции, а о симбиозе.

- Оппоненты говорят, что стартапы – несколько перегретая тема. По крайней мере, в Казахстане. Мы не замечаем, что они оказывают какое-то видимое влияние на экономику, вышли на IPO или еще что-то в этом роде. Что вы об этом думаете?

- Москва не сразу строилась. Можно ничего не делать – и тогда уж точно ничего не получится. А можно прилагать усилия, и тогда есть шансы, что вы получите своих чемпионов, которые прорвутся в мировую элиту. Кто бы мог сказать еще 50 лет назад, что сегодня 80% экономики США будет коваться в Кремниевой долине.

- Но США – это уникальная ситуация. У них большой внутренний рынок.

- Никого на внешнем рынке с распростертыми объятиями не ждут. Но и уникального ничего нет – посмотрите на Израиль. Собственный рынок в стране совсем небольшой, поэтому стартапы изначально делают продукты и сервисы для глобального рынка. И это, кстати, наша проблема. Стартапы и в России, и в Казахстане слишком узко смотрят. И в ряде случаев мыслят даже не масштабами мира, страны, а в рамках своего города. И с этим надо что-то делать.

- То есть нужно менять сознание?

- Именно: если проект не глобальный, то он никого не интересует.

- Антиглобализация, долго зревшая в каких-то узких группах, стала если не трендом, то, по крайней мере, обрела реальные очертания. В первом ряду – «Брекзит». А между тем без глобализации, вероятно, не состоялся бы ни один громкий стартап. Повлияют ли эти события на смену стартап-парадигмы?

- Да, мир находится в эпохе серьезных перемен. Предугадать, к чему это приведет, было бы здорово, но, боюсь, невозможно. Но если вернуться к стартапам, то считаю, что это большая удача, если какой-то из них не пустят, например, на рынок США. Это значит, что он настолько крут, что представляет угрозу для американских компаний. И власти вынуждены будут ввести протекционистскую политику по отношению к нему. Если такое произойдет, я буду инвестировать свои личные деньги в него.

- Казахстан выгодно расположен: и в Европе, и в Азии. Могут ли местные стартапы быть столь же успешными на этих двух огромных рынках?

- Я не могу не согласиться, это так и есть. У вас под боком Китай – громадный рынок. На севере – большой рынок России с выходом на Европу. Вас с удовольствием ждут и в Турции, и в США. У вас, действительно, уникальное географическое положение. И это нужно использовать в полной мере.

Александр Галиев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

IPO национальных компаний позволит развивать фондовый рынок

Об этом сообщил управляющий директор АО «Самрук-Казына» Нурлан Рахметов.

20 Июль 2018 16:56 10082

IPO национальных компаний позволит развивать фондовый рынок

«На бирже в рамках IPO будут приватизироваться самые крупные компании. В рамках комплексного плана приватизации, утвержденного правительством, это все известные компании, такие как «Казатомпром», «Эйр Астана», «Қазақтелеком», «ҚазМұнайГаз», «ҚТЖ», «Казпочта», – сообщил он.

«Вывод компании на IPO и развитие финансового центра являются взаимодополняемыми, потому что, когда мы выводим компании на IPO, мы привлекаем деньги – с одной стороны и есть масса положительных последствий – с другой стороны. В частности, улучшение корпоративного управления и повышение эффективности. От этого выигрывает и МФЦА, потому что привлекается ликвидность, развивается биржа, и с этой точки зрения у ФНБ «Самрук-Казына» и МФЦА абсолютно полное, единое понимание в развитии как наших активов, так и финансового центра», – добавил Нурлан Рахметов.

По его словам, в настоящее время ведется активная подготовка к IPO. В зависимости от того, какая будет мировая конъюнктура, какие будут финансовые результаты, на IPO в первую очередь будут выведены компании «Қазақтелеком», «Эйр Астана», «Казатомпром».

«В 2019-2020 годах мы будем прорабатывать вопрос и стараться вывести на биржу такие крупные компании, как «ҚазМұнайГаз», «ҚТЖ» и «Казпочта». Я думаю, в целом для биржи это тоже положительный момент, потому что через приватизацию не только в рамках биржи, но и вне биржи привлекаются инвесторы, и их участие в бирже будет вероятным», – уточнил он.

Саян Абаев

Те же яйца, только «Удобные»

Павлодарская предпринимательница нашла новую нишу на рынке, организовав производство жидких яиц.

01 Июнь 2018 14:58 13113

Те же яйца, только «Удобные»

На конкурсе «Start-up идея года» в Павлодаре проект Рымкеш Мусалиновой был представлен как один из 15 оригинальных идей молодых предпринимателей еще в прошлом году. А именно производство по выпуску жидких яиц в пластиковых бутылках. Ноу-хау в этом нет, но вот в Казахстане никто таким бизнесом не занимался до сих пор. А вот название «Удобное яйцо» предпринимательница запатентовала. Поскольку опыта в становлении бизнеса не было, вчерашняя переводчица английского языка решила обратиться за помощью в Палату предпринимателей области, где прошла обучение по программе «Бизнес-советник». Чтобы реализовать свой план, девушка зарегистрировала ИП «Компания «Аргаяша», взяла в аренду помещение, приобрела кое-что из оборудования, наняла технологов, потратив на все 5 млн тенге собственных средств, и запустила производство, которое сегодня уже окупилось.

Кстати, сама идея принадлежит еще бабушке предпринимательницы. Дело в том, что бабушка завтракает яичницей только из белка. Желток, как правило, выбрасывался, что, конечно, не по-хозяйски. Вот бабушка предложила поискать в павлодарских магазинах такой товар. Не оказалось. Продолжив изучать данный вопрос, Рымкеш Мусалинова выяснила, что такого продукта нет не только в Павлодаре, но и в Казахстане. А вот в России такой бизнес налажен. Более того, там около 10% от общей продажи куриного яйца приходится на долю именно его отдельных составных частей, в европейских странах – до 70%. Так и возникла идея бизнеса, построенного на жидком яйце в трех видах: белок, желток и меланж (яичная смесь).

«Прежде чем погрузиться в этот бизнес с головой, провела собственные маркетинговые исследования: в течение 10 дней проводили опрос в одном из крупных супермаркетов. Убедилась: интерес к этому продукту есть. Время показало, что я не ошиблась, да и бизнес выгодный. И в розницу, и оптом идет хорошо. Так, отправляясь на выставку «Сделано в Казахстане», в Астану взяли 100 бутылок, рассчитывая, что за три дня их реализую. Ушли за час. Я была шокирована», – поделилась с abctv.kz предпринимательница.

Партнером по бизнесу и поставщиком яйца является ТОО «Павлодар-Кус». Предпринимательница в сутки приобретает до 3 тыс. штук. При производстве продукта учтены все технологические требования, он без консервантов. Сами яйца подвергаются обработке: моются, сушатся, дезинфицируются. На сегодня автоматизирована только небольшая часть производства, в основном все делается вручную – разбивание и разделение яиц. На производстве трудятся пять человек, здесь обрабатывают в сутки до трех тысяч яиц. Поскольку яйца попадают в тару в свежем виде, срок хранения у них пока не очень большой – 25 суток. В будущем Рымкеш Мусалинова надеется приобрести пастеризатор, тогда срок увеличится до 56 суток.

Сегодня предприятие работает только по заказам, предпринимательница уверяет, что они растут.

«Обратились ко мне предприниматели из Караганды, готовы сами забирать продукцию. Звонки идут из Астаны, Алматы. Сейчас ведем переговоры с крупными супермаркетами для реализации. Юристы изучают договоры, возможно, откроем свой фирменный магазин. Считают, что есть все возможности выйти на рынок и на этом построить серьезный бизнес», – говорит предпринимательница.

Оптовая цена за бутылку 0,5 литра белка, куда входит 17 штук, – 230 тенге. Желтки из 28 штук – 330 тенге, меланж из 10 яиц – 200 тенге. Для крупных производителей продукции предусмотрена большая тара. Предпринимательница предусмотрела для розницы рецепты, размещенные сразу на этикетке, разработанные специалистами.

К слову, производство безотходное, скорлупу либо забирают оптом для удобрений, подкормки, другую часть на производстве размельчают, добавляют мед, в стеклянную банку и также продают.

Планов у Рымкеш Мусалиновой много. Прежде всего, хочет не просто нарастить объем производства, но и оборудование соответствующее приобрести. Но тут своими силами уже не обойтись, самое дешевое в Европе можно приобрести за 200 тыс. евро. Девушка ищет пути финансирования.

«Планирую обратиться в «КазАгроФинанс» по поводу лизинга, навожу справки по НАТРу, там можно вернуть 50 процентов вложенных средств. Мои планы вполне реальны, потому что вижу спрос на продукт, к тому же он из того списка, которым человек пользуется ежедневно, как хлеб и молоко», – говорит предпринимательница.

В планах наладить производство уже готовой смеси для омлета, жидкое тесто для блинчиков. И это далеко не предел. Девушка уверена, что нашла такое дело, которое постоянно открывает новые перспективы.

Марина Попова

Фото из архива предпринимательницы

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: