О 12 попытках совершения террористических акций в Казахстане сообщил на круглом столе в генеральной прокуратуре заместитель начальника антитеррористического центра комитета национальной безопасности Сергей Швейкин.
"В истёкшем году непростая ситуация складывалась в Казахстане. Ярко проявилась проблема так называемого одиночного джихада. В 2016 году в Казахстане на ранней стадии подготовки были сорваны 12 насильственных экстремистских акций. 182 лица осуждены по террористическим статьям. За финансирование терроризма привлечены к уголовной ответственности три пособника международных террористических организаций. Задержаны и переданы иностранным партнёрам пять экстремистов из числа их граждан.
При информационной поддержке КНБ зарубежными спецорганами задержаны и привлечены к ответственности 14 членов международных террористических организаций", - проинформировал г-н Швейкин.
По его данным, в минувшем году в четыре раза увеличились объемы распространения экстремистских идей через Интернет. В 2016 году в казахстанском сегменте глобальной сети обнаружено 700 тысяч фактов пропаганды экстремистских идей.
"Общеизвестно, что основным источником радикализации является Интернет. Количество экстремистских материалов в сети растет в геометрической прогрессии. Только в течение прошлого года в Интернете было обнаружено и нейтрализовано почти 700 тысяч фактов распространения идей терроризма и экстремизма. Этот показатель в четыре раза превышает аналогичный показатель прошлого года, в 33 раза больше, чем в 2014 году. Отдельные материалы стали готовиться на казахском языке, что говорит об их целевой направленности.
Год назад подобные проявления были в разы меньше", - отметил замначальника антитеррористического центра КНБ.
Широкое распространение интернет-ресурсов Viber, Whats App, Twitter создают возможность для поддержания террористами связи между собой, управление координацией преступной деятельностью, подчеркнул он. Террористы постоянно меняют аккаунты, пользуются специальными программами для анонимной публикации в сети роликов террористического содержания, пользуясь техническими возможности Интернета с целью предотвращения возможности определения географического местонахождения.
"На этом фоне интернет-ресурсы не дают возможности пользователям сигнализировать о фактах радикального содержания на сайтах. Не все владельцы таких ресурсов ответственно подходят к содержанию размещаемой у них информации. К сожалению, имеет место формальный отказ администраторов интернет-ресурсов и хостингов согласовывать ограничения на распространение информации в Интернете. Получается, что сегодня проявляется готовность терпеть радикализацию, чем заниматься регулированием Интернета и социальных сетей", - подытожил Сергей Швейкин.
По его мнению, назрела потребность в объединении усилий в борьбе с пропагандой терроризма в Интернете. В пример спикер привел опыт в этом направлении властей Германии, которые возбудили в ноябре прошлого года дело на руководство социальной сети Facebook за бездействие в отношении распространения экстремистских призывов. Такой же эффект, добавил он, произвело жесткое воздействие в ряде стран на владельцев социальных сетей и хостингов путем блокировки доступов к Twitter, мессенджеру Whats App, соцсетям Facebook и Instagram, видеохостингу YouTube.
Динара Куатова