80% людей самостоятельно оформляют на себя кредит после звонка мошенников

3768

Как обезопасить себя и урегулировать просроченную задолженность по кредитам?

80% людей самостоятельно оформляют на себя кредит после звонка мошенников Фото: pixabay.com

Об этом во время брифинга на площадке РСК сообщил директор департамента защиты прав потребителей финансовых услуг агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) Александр Терентьев, передает корреспондент inbusiness.kz.

“В 80% случаев наши граждане самостоятельно под воздействием мошенников идут в финансовые институты и оформляют на себя кредит. Даже на вопрос менеджеров: "Вы не находитесь под воздействием третьих лиц?" – граждане отвечают – нет, что усложняет нашу работу”,  сказал Александр Терентьев.

Александр Терентьев рекомендовал внимательно относиться к звонкам из банков, АРРФР и правоохранительных органов и постараться обезопасить себя самостоятельно.  Если же мошенникам удалось вас обмануть, нужно обязательно обратиться в банк или микрофинансовую организацию, написать заявление, начать вместе с кредитором работать над разрешением ситуации.

Если не начать процесс урегулирования, финансовая организация вправе применить меры в отношении неплатежеспособного заемщика:

  • снять средства со счета должника в счет погашения займа (за исключением специальных счетов, предназначенных для получения пособий, алиментов, жилищных выплат, денег, внесенных на условиях депозита нотариуса, денег по договору об образовательном накопительном вкладе);
  • передать задолженность на досудебное взыскание и урегулирование коллекторскому агентству или уступить права требования третьим лицам.
  • кредиторы могут обратиться в суд для принудительного взыскания.

“Тут хотелось бы отметить, что суд будет учитывать все обстоятельства, в том числе и были ли предприняты все меры по урегулированию задолженности финансовой организацией и заемщиком. Если все-таки не удалось достичь взаимоприемлемого решения, заемщик всегда может обратиться в АРРФР, где вправе применить соответствующие меры”,  пояснил он.

Что делать, если возникли трудности с погашением кредита

Александр Терентьев рассказал, как действовать заемщику, у которого возникли трудности с погашением займа, а также о действиях банка и микрофинансовой организации.

Во-первых, банк или МФО обязаны уведомить заемщика о возникшей просрочке в течение 20 дней с момента ее наступления. В уведомлении кредиторы должны также проинформировать граждан:

  • о необходимости внесения платежей с указанием точного размера возникшей просрочки;
  • праве заемщика  физического лица обратиться к кредитору;
  • о последствиях невыполнения своих обязательств по кредитам и микрозаймам.

“Поэтому если заемщик не может исполнять свои обязательства, то в первую очередь ему нужно обратиться с заявлением в банк или микрофинансовую организацию. Ни в коем случае нельзя скрываться от кредитора! Положительный выход из ситуации в интересах не только заемщика, но и кредитной организации. Поэтому чем раньше будут приняты меры по урегулированию, тем скорее будет найден взаимоприемлемый вариант погашения задолженности”,  сказал Александр Терентьев.

Он отметил, что агентство не отслеживает исполнение кредитными организациями применения единого порядка и поэтапного процесса рассмотрения заявлений заемщиков. И рекомендовал обращать внимание на официальные сайты и мобильные приложения кредиторов банков и МФО, где размещена информация, касающаяся урегулирования проблемной задолженности, и открыты линии Call-центра для предоставления консультаций заемщикам.  

Во-вторых, после получения от кредитора уведомления о возникшей просрочке заемщику необходимо в течение 30 дней с даты наступления просрочки обратиться в финансовую организацию, в которой он обслуживается, для реструктуризации кредита  с письменным заявлением или иным способом, который прописан в договоре.

В своем заявлении необходимо указать:

  • причину неисполнения своих обязательств – важно иметь на руках документы, подтверждающие возникшие у вас сложности;
  • свои варианты по исполнению обязательств.

Согласно законодательству, внесение изменений в условия договора займа предусматривает следующее:

  • изменение в сторону уменьшения ставки вознаграждения по договору займа;
  • отсрочку платежа по основному долгу и (или) вознаграждению;
  • изменение метода погашения задолженности или очередности погашения задолженности, в том числе с погашением основного долга в приоритетном порядке;
  • изменение срока займа;
  • прощение просроченного основного долга и (или) вознаграждения, отмена неустойки (штрафа, пени), комиссий и иных платежей, связанных с обслуживанием банковского займа;
  • самостоятельную реализацию залогодателем недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки;
  • представление отступного взамен исполнения обязательства по договору займа путем передачи банку (организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций) залогового имущества;
  • реализацию недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки, с передачей обязательства по договору займа покупателю.

Банк обязан принять заявление, зарегистрировать и рассмотреть. В течение 15 календарных дней – предоставить ответ:

  • согласиться, принимая предложенные изменения в условия договора;
  • предложить свои варианты по изменению условий договора;
  • отказать, но с указанием мотивированного обоснования причин.

Александр Терентьев назвал отдельные случаи, когда заемщик может обратиться к кредитору с заявлением о внесении изменений в договор:

  • регистрация заемщика в качестве безработного в органах занятости;
  • отнесение к СУСН либо получателем адресной социальной помощи;
  • временная нетрудоспособность заемщика, связанная с болезнью;
  • выход заемщика в отпуск по уходу за ребенком;
  • призыв заемщика на срочную воинскую службу;
  • по семейным обстоятельствам, связанным с болезнью, смертью близкого родственника, супруга (супруги) заемщика, повлекшие дополнительные расходы;
  • нанесения заемщику материального ущерба (кража, пожар, затопление и т. д.);
  • иные случаи, в том числе предусмотренные внутренними документами банка.

“Перечень случаев может быть дополнен в зависимости от ситуации, повлиявшей на невозможность исполнять обязательства по договору на действующих условиях, который зависит от внутренней кредитной политики каждого кредитора. Именно заемщик должен предоставить кредитору информацию о своем финансовом и социальном положении, документально подтвердить факт снижения либо отсутствия доходов, что не позволяет ему исполнять в полном объеме свои обязательства. Непредставление запрашиваемых документов является основанием для оставления заявления заемщика без рассмотрения”,  отметил он.

Внесение изменений в условия договора осуществляется в течение 15 дней со дня принятия решения кредитором. В случае если заемщику не удалось достичь согласия с банком или МФО, то он вправе обратиться в агентство по регулированию и развитию финансового рынка. При этом обязательно нужно предоставить подтверждение своего обращения в банк и недостижения взаимоприемлемого решения. Агентство инициирует документальную проверку в отношении кредитора и после завершения проверочных мероприятий предоставит оценку действий банку.

Отметим, что в 2023 году агентство рассмотрело свыше 59,4 тыс. обращений от граждан и юридических лиц. Большинство нарушений прав потребителей финансовых услуг – это непринятие кредиторами мер по урегулированию просроченной задолженности граждан: по банковским займам и микрокредитам (53% и 29% соответственно); 19% обращений – по другим субъектам финансового рынка.

Изображение Sabine van Erp с сайта Pixabay

Читайте по теме:

Просрочки по кредитам – как не допустить давления кредиторов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться