Астана сокращает зависимость от электросетей Кана и Клебанова

449

С вводом подстанции "Арай" доля Акмолинской РЭК в энергосистеме города уменьшится вдвое.

Астана сокращает зависимость от электросетей Кана и Клебанова Фото: Robert So/Pexels

Постоянно растущие оптовые цены от единого закупщика электроэнергии в лице расчетно-финансового центра (РФЦ) при минэнерго наносят значительный убыток тарифной экономике региональных электросетевых компаний (РЭК). Об этом стало известно в кулуарах столичных слушаний Акмолинской РЭК (АРЭК) по тарифной заявке по услуге на передачу электроэнергии на 2026-2030 годы, передает корреспондент inbusiness.kz. Напомним, АРЭК входит в группу Центрально-Азиатской электроэнергетической корпорации (ЦАЭК), где основными акционерами являются Сергей Кан и Александр Клебанов.

"В тарифную смету у нас зашел приказ на 23-24 тенге (за кВт*ч, утвержденная в тарифе на передачу цена закупа электроэнергии на потери. – Прим.), по факту мы сейчас уже покупаем по 36 тенге (за кВт*ч. – Прим.). То есть 8-9 месяцев прирост 10 тенге, которые не компенсируются тарифом, это очень большая проблема. В принципе, этот вопрос надо поднимать", – сказала в беседе замгендиректора по экономике и финансам АРЭК Ирина Гречаник после слушаний.

Стоит напомнить, что во время запуска модели единого закупщика в июле 2023 года его усредненная цена рассчитывалась в районе 13 тенге за кВт*ч. То есть за два с хвостиком года она увеличилась на оптовом рынке в 2,5 раза, в основном из-за ежегодного роста тарифов электростанций и дифференциации тарифов для населения на розничном и оптовом уровнях.

Как известно, основной статьей затрат РЭК являются расходы на технические потери на электросетях. Теряющееся по дороге к потребителю электричество покупается у единого закупщика по усредненным оптовым ценам, в августе они выросли в среднем до 34 тенге за кВт*ч.

Как писал в сентябре inbusiness.kz, в последние месяцы усредняемые цены единого закупщика электричества стали сильно расти из-за того, что крупные и средние потребители, большей частью с потреблением более 1 МВт, начали массово уходить с оптового рынка на розницу к сбытовым РЭК ради своей экономической выгоды. Напомним, базовые РЭК, работающие с населением в регионах и мегаполисах, приняли на себя функции сбыта с начала года, помимо естественной деятельности по передаче электроэнергии.   

Дело в том, что оптовые потребители, покупающие электроэнергию от единого закупщика, перекрестно субсидируют сбытовые РЭК, которые получают электричество по льготным ценам в 12-15 тенге за кВт*ч, чтобы, в свою очередь, дифференцировать в сбыте конечные тарифы для населения и юрлиц. Хотя для последних розничная тарификация гораздо больше, чем у дотируемых ими физлиц, юрлицам выгодней оставаться в рознице или переходить к сбытовым РЭК, поскольку цены на электроэнергию на оптовом уровне становятся существенно выше, чем дифференцированные тарифы на рознице для организаций. При этом чем меньше будет крупных и средних потребителей на опте, тем больше должна вырасти оптовая цена от единого закупщика, чтобы просубсидировать льготные цены для сбытовых РЭК.

Уточним, что льготная цена от единого закупщика для сбытовой функции Акмолинской РЭК составляет 13,5 тенге за кВт*ч без НДС, она почему-то не менялась с начала года, исходя из нее в дальнейшем дифференцируются цены на электричество для населения и бизнеса, бюджетных организаций. При этом, как было сказано выше, АРЭК покупает электричество на потери на сетях по средним оптовым ценам от единого закупщика, то есть по расценкам уже выше 30 тенге за кВт*ч.

Здесь нужно напомнить, что конечная цена на электроэнергию для населения складывается из затрат на покупку электроэнергии, услуги KEGOC, передачу по электросетям РЭК до потребителя, тарифа на мощность и сбытовой надбавки, при этом тариф для физлиц дифференцирован. В Астане электричество передается по сетям двух РЭК – Акмолинской и "Астана-РЭК".

"Второй вопрос у нас проблема в целом по республике. Когда с оптового рынка уходят на розничный рынок предприятия, в связи с тем, что там более стабильная тарифная ставка, и они отрабатывают по этой тарифной ставке, не оплачивая РЭК, не оплачивая мощность, не оплачивая отдельный тариф на электроэнергию, поэтому эта проблема перехода на розницу влияет существенно на этот рынок (оптовый. – Прим.), на эту цену (оптовую. – Прим.)", – добавила Гречаник в разговоре.

По ее словам, сейчас многие предприятия Акмолинского региона, ранее покупавшие электричество на оптовом рынке единого закупщика, переходят в розницу.

"Переходят предприятия, у нас "Алтыналмас", по-моему, перешел, еще какие-то предприятия сейчас заявки подают. То есть в течение года есть предприятия, которые заходили на опт и ушли на розницу", – проинформировала замгендиректора АРЭК.

Ранее inbusiness.kz писал, что у золотодобывающей компании "Алтыналмас", имевшей рудники в Акмолинской области, в 2024 году резко выросли затраты на электроэнергию. При этом ожидалось, что горнодобывающая группа вернет контрактные территории в регионе из-за истощения запасов на месторождениях, очевидно, после рекультивации.

"В начале года мы планируем, у каждого предприятия есть определенные моменты по мощности, и они контрактуются в тарифной смете у каждого предприятия свои, каждый закупает определенную мощность на год. Когда оно уходит с оптового рынка, вот эту мощность мы должны у них забрать, выкупить, но в тарифной смете (которая утверждается департаментом комитета по регулированию естественных монополий для функции сбыта на определенный период, зачастую на год. – Прим.) это у нас не предусмотрено. Будет компенсироваться в следующем году, в последующий период, то есть этот перекос – мы сегодня несем кассовые разрывы при переходе другого предприятия с опта на рынок, и мы обязаны эту мощность взять", – разъяснила Гречаник, отвечая на вопрос inbusiness.kz о том, почему ушедшие с опта на розницу юрлица не оплачивают обязательства по мощности.

Напомним, рынок мощности также администрируется единым закупщиком РФЦ, который собирает деньги у крупных потребителей и РЭК для выплат за готовность мощностей электростанциям. В последние годы тариф на мощность составлял примерно 2 тенге за кВт*ч без НДС.

Она также уточнила в беседе, что на балансирующем рынке электроэнергии, где в том числе докупаются трудно прогнозируемые почасовые объемы потребления клиентов, АРЭК несет дополнительные расходы по функциям передачи и сбыта, которые учитываются раздельно, по сбытовому направлению до конца года планируется примерный убыток более 240 млн тенге.

Тарифный транзит

Если говорить о самих слушаниях, то там были представлены проекты тарифов на 2026-2030 годы, о которых в августе сообщал inbusiness.kz. В документации, загруженной АРЭК в базу данных "Монополист", предлагалось повысить тариф региональной электросетевой компании на передачу до 15,51 тенге на кВт*ч без НДС в 2026 году и далее до 19,13 тенге за кВт*ч без НДС в 2030 году.

Для сравнения, на 2025 год утвержденный уровень тарифа монополии составляет 10,87 тенге на кВт*ч, то есть рост в следующем году может составить 42,7% в случае полного утверждения департаментом комитета по регулированию естественных монополий (ДКРЕМ) по Акмолинской области. В последующие годы ежегодные повышения могут достигать от 5% до 8%, указывается в презентации слушаний.

АРЭК занимает долю в 78,2% по передаче электроэнергии среди РЭК в Акмолинской области, "Кокшетау Энерго" имеет 15,5% с тарифом 16,45 тенге на кВт*ч без НДС, а "Степногорск Энерготранзит" – 6,3% с тарифом 7,6 тенге за кВт*ч без НДС. Нужно ли целостному региону иметь несколько РЭК – это другой вопрос, однако ранее Акмолинская РЭК хорошо зарабатывала на своих электросетях в Астане.

С 2026 года, как писал inbusiness.kz, предвидится снижение транзита по сетям АРЭК в столице из-за введения в строй подстанции "Арай", которая будет служить "Астана-РЭК". Ожидаемые объемы передачи в целом по Астане и региону у Акмолинской РЭК в этом году намечаются на уровне 2,7 млрд кВт*ч, ниже по году на 4,9%, 2,9 млрд кВт*ч за 2024 год. В 2026 году прогнозируется снижение еще больше – на 15,6%, до 2,3 млрд кВт*ч. Впрочем, до 2030 года объем передачи электросетевой компании предполагается к выросту до 2,4 млрд кВт*ч.

Как известно, в тарифообразовании существует правило, что чем меньше объемы, тем выше должен быть тариф, так что из-за снижения объемов, в том числе, стоимость электропередачи по сетям АРЭК предлагается повысить в следующем году. Компания будет меньше зарабатывать в столице из-за уменьшения там транзита, подтвердилось в ходе слушаний. Ранее сообщалось, что транзит по сетям Акмолинской РЭК в Астане составлял примерно 30% от общего потребления города. Ввод в строй подстанции "Арай" снизит долю АРЭК в транзите энергии в столице ориентировочно вдвое.

"Акмолинской РЭК вы будете меньше платить, но будете больше платить "Астана-РЭК", – сказал в ходе сессии "вопросы-ответы" глава АРЭК Александр Павлов, комментируя вопрос корреспондента inbusiness.kz.  

В августе наше издание сообщало, что "Астана-РЭК" также подала заявку на повышение тарифов с 2026 года до 10,42 тенге на кВт*ч, так что, возможно, плата за замещающую передачу по сетям "Астана-РЭК" взамен транзита АРЭК будет несколько иной.

Среди других причин повышения в докладе руководства электросетевой организации на слушаниях указываются рост цен на электроэнергию, по которым, как уже говорилось выше, выкупаются потери в сетях, тарифов на электропередачу по межрегиональным сетям и других РЭК, зарплат персонала с учетом отраслевых тенденций, цен на услуги производственных поставщиков, а также дополнительные расходы по инвестпрограмме на следующие пять лет.

В предыдущем материале нашего издания, посвященном текущей тарифной заявке АРЭК, говорилось, что в прогноз оптовой цены на электроэнергию сетевая организация закладывает диапазон стоимости 1 кВт*ч от 38,63 тенге в 2026 году до 47,03 тенге в 2030 году для покрытия потерь на сетях, что, в принципе, сейчас кажется достаточно оптимистичным, поскольку цены от единого закупщика уже достигают 34-36 тенге за кВт*ч без НДС, в предстоящий отопительный сезон и с продолжающимся вводом новых объектов ВИЭ, чья электроэнергия выкупается РФЦ, они могут вырасти еще больше.

Здесь также нужно учитывать, что с октября ожидается очередное повышение стоимости услуги KEGOC по пользованию национальной электросети (НЭС), которую платят РЭК, также другие электросетевые компании в регионе будут поднимать свои утвержденные тарифы со следующего года.

Зарплатный вопрос

Что касается роста зарплат энергетиков, то он был санкционирован правительством с 2023 года с ориентиром на рост средних статистических зарплатных показателей по отрасли. Однако в АРЭК они не всегда остаются конкурентными у производственного персонала, утверждает руководство компании.

Так, к зарплатному показателю по Акмолинскому региону в 325 тыс. тенге в АРЭК приблизились, однако по Астане сейчас средние зарплаты рассчитаны в районе 545 тыс. тенге, так что в столице организация отстает, что также влияет на пригородные районы области, куда люди могут добраться автобусами. В результате сейчас у Акмолинской РЭК остаются незаполненными 136 вакансий в городе и регионе.

В августе inbusiness.kz писал, что за 2024 год текучесть кадров в компании составила 11,9%, так как за этот период средняя зарплата там составляла 323 тыс. тенге, что было ниже среднего по Астане – 546 тыс. тенге и по области – 326 тыс. тенге. На 2025 год фонд оплаты труда был утвержден в размере 9,6 млрд тенге при средней зарплате в 380 тыс. тенге, на 2026 год ФОТ спроецирован в объеме 10,9 млрд тенге со средним зарплатным уровнем в 403 тыс. тенге.

"У нас получается отставание по средней зарплате… это среднегодовая, 2024 год мы закладываем в 2026 год с учетом минимальной инфляции 6%, то есть идет отставание 2025 год и 2026 год, и берется среднестатистическое. Мы уже отстаем здесь на один год как минимум по средней зарплате. И, когда мы получим полную зарплату и выравниваем, фактическая зарплата текущего состояния, и в статистике – это полтора-два года отставание. Пока мы получаем статистику март-февраль, возможно, позже мы получаем приказ и уходим, июнь-июль только имеем возможность повышения зарплат. Закладывая в проект, мы планируем какой-то минимальный рост, но последующие наши возможности права выхода с ЧРМ (чрезвычайная регулирующая мера – особая причина для повышения тарифа. – Прим.) по повышению зарплаты, оно, конечно, идет с большим отставанием. Это минимальная проблема, но проблема  с тем, что все равно отток идет персонала в те предприятия, где выше заработная плата, текучесть увеличивается на пристоличные зоны – Буланды, Шортанды, Целиноград, так как очень близко к городу, персонал выезжает, и мы уже, по-моему, на протяжении 5-6 лет на этих территориях не можем поднять персоналу заработную плату, так как рассчитывается база как по области, а не по городу. Мы этот вопрос поднимали на уровне республики и с КРЕМ проговаривали, чтобы хотя бы эти пристоличные зоны считали по уровню Астаны", – пояснила Ирина Гречаник в своем комментарии.

Вложения за счет роста тарифа

Помимо инфляции от поставщиков операционных производственных услуг, влияющей на рост тарифа на передачу в следующем году, у Акмолинской РЭК также закладывается большая инвестпрограмма в 75,8 млрд тенге на предстоящую пятилетку, из которых 24,1 млрд тенге придут из амортизационных отчислений, а 51,7 млрд тенге – из допустимой прибыли.

Больше половины всех этих вложений будет использоваться на техническую модернизацию подстанций, ЛЭП и их строительство, капремонт сетей. Часть инвестиционных средств пойдет на строительство и содержание зданий, гаражей, мастерских участков 14 районных электрических сетей (РЭС), а также на закуп спецтехники – кранов, телевышек, буроямов и машин для районного персонала. Несколько миллиардов тенге будут направлены на погашение в следующие два года кредита ВТБ, который брался на модернизацию подстанции "Астана" для увеличения мощности и качества энергоснабжения в старом центре столицы.

Также Акмолинская РЭК планирует принять участие в инициированном правительством проекте по модернизации ЖКХ, подтвердил Александр Павлов в ходе дискуссии.

"В нацпроект так называемый заявку подали. Там все мероприятия, там никаких зданий, сооружений, ни транспорта – ничего нет, там чисто объекты энергетики", – сказал глава Акмолинской РЭК, добавив, что эта проектная заявка пока в тариф не входит. Выделение средств по ней будет определяться госхолдингом "Байтерек", возможно, в том числе через банки.

Не вошли в текущую тарифную заявку и потенциальные затраты на содержание электросетей в Косшы, которые планируется передать в будущем на баланс АРЭК.

"Это сеть, построенная за счет бюджета. Мы с ними, в принципе, согласовали, но теперь мяч на стороне местных исполнительных органов – они должны согласовать данную передачу сетей с антимонопольным комитетом (КРЕМ. – Прим.) и акиматом области, зарегистрировать эти сети в министерстве юстиции и привести их – мы называем "в удовлетворительное состояние". Когда это произойдет, мы не можем (сказать. – Прим.), и, соответственно, предположение. Но опять-таки, если произойдет передача, то, согласно правилам передачи доверительного управления сетей, построенных за счет местного исполнительного органа, и мы, и ДКРЕМ можем подать заявку на увеличение на ту сумму, на тот процент, который мы сможем обосновать и они принять на содержание этих сетей", – проинформировал Александр Павлов.

Иллюстративное фото

Читайте по теме:

Единому закупщику электроэнергии в Казахстане угрожает дефолт

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться