Единому закупщику электроэнергии в Казахстане угрожает дефолт

1092

​Рост оптовых цен на электроэнергию спровоцировал бегство потребителей-юрлиц, что разрушает неустойчивую бизнес-модель, перекошенную льготами для РЭК и действиями провайдеров, считает Сергей Агафонов.

Единому закупщику электроэнергии в Казахстане угрожает дефолт Фото: Pixabay

За последние два года на оптовом рынке единого закупщика электроэнергии в лице расчетно-финансового центра (РФЦ) при минэнерго сильно выросли цены на электричество, которые все больше устремляются к усредненному уровню 30 тенге за кВт*ч без НДС. Из-за этого крупные потребители сильнее мотивируются убегать на якобы договорные сделки на балансирующем рынке и к сбытовым РЭК, где можно улучить более дешевую электроэнергию, передает inbusiness.kz.

Такой процесс миграции ставит под угрозу льготные расценки, предоставляемые единым закупщиком сбытовым РЭК в 12-15 тенге за кВт*ч без НДС, которые потом продают электричество населению и МСБ по дифференцированным тарифам, за счет перекрестного субсидирования от оптовых потребителей. Чтобы разобраться в тревожной ситуации, корреспондент inbusiness.kz обратился с просьбой ее разъяснить к эксперту по электроэнергетике Сергею Агафонову.  

– Г-н Агафонов, что сейчас происходит с единым закупщиком электроэнергии?

– Ситуация беспрецедентная для нашей энергетики: единому закупщику угрожает реальный дефолт. А происходит это, с одной стороны, из-за некомпетентного регулирования, а с другой – в результате самых масштабных за всю историю отрасли манипуляций с ценами на оптовом рынке электроэнергии.  

– Можете подробнее прояснить, чтобы было понятно обывателю?

– Еще в 2023 году, при вводе единого закупщика, мы, эксперты, а главное – агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК) рекомендовали комитету по регулированию естественных монополий (КРЕМ) распространять адресную поддержку от единого закупщика исключительно на объемы электроэнергии для населения страны.

Но КРЕМ этим рекомендациям не внял и уже более двух лет через гарантирующих поставщиков транслирует льготные цены от единого закупщика на весь розничный рынок: и для населения, и для юридических лиц. При этом за прошедшие два года эти льготные цены практически не менялись. Представляете?

– Да, мне кажется, надо все-таки льготные цены сбытовым РЭК и у них тарифы населению начать быстрее сближать с реальными, потому что уже начинают останавливаться производства в регионах, бизнес не может постоянно субсидировать население, которое продолжает наращивать потребление, хотя тарифы на электроэнергию растут. Как такие диспропорции влияют на экономику единого закупщика?

 Понимаете, сейчас проблема дифференциации тарифов между населением и юрлицами, а она, несомненно, существует, отодвинута на "второй план" еще более негативным явлением на нашем рынке – "провайдерством", которое я и называю самой масштабной манипуляцией с ценами на электроэнергию в истории отрасли.

Дело в том, что так называемые провайдеры вывели из-под единого закупщика в двухсторонние договоры существенную часть дешевой генерации, оставив ему больше дорогую казахстанскую, а также вынудив единого закупщика дополнительно закупать еще более дорогую импортную электроэнергию.

– Разве с вводом единого закупщика двухсторонние договоры не были отменены на оптовом рынке? Как провайдерам удается напрямую работать с генерацией на балансирующем рынке?  

– Напомню, балансирующий рынок – это отдельный сегмент рынка электроэнергии в стране. На него попадают потребители или электростанции, которые не выполняют в течение суток в режиме реального времени запланированный график своего потребления или выработки электроэнергии, что называется дисбалансами. Поэтому, по идее, из-за нарушения планов они должны платить своеобразный штраф в виде закупа более дорогой или продажи более дешевой электроэнергии на балансирующем рынке.

Вы удивитесь, но, используя несовершенство законодательства, провайдерам удается не просто заключать двусторонние договоры купли-продажи электроэнергии, они делают это на балансирующем рынке – там, где в нормальной рыночной модели это сделать просто невозможно. И это не какие-то мои домыслы: почитайте на сайте АЗРК свежее заключение от 21 августа 2025 года "Об итогах анализов на рынке оптовой реализации электроэнергии и балансирующем рынке электроэнергии". Там аналогичные выводы, с той только разницей, что агентство анализировало период 2023-2024 годов, а в текущем 2025 году ситуация из негативной превратилась в критическую. 

– Вы сказали, что провайдеры вывели из-под единого закупщика большую часть дешевой электроэнергии. А сколько их, этих провайдеров, и сколько они могут зарабатывать на этом?

– Таких провайдеров всего 16 субъектов, и 90% их объемов контролируется одними и теми же лицами. Что касается их "заработка", то, согласно проведенному минэнерго анализу, возможное усовершенствование законодательства в указанной сфере позволило бы снизить тариф у единого закупщика сразу на 2,23 тенге/кВт*ч.

Вот и считайте: если через единого закупщика должно продаваться до 75% от всей выработки в Казахстане, а это в текущем году уже не менее 128 млрд кВт*ч, то, следовательно, провайдеры до конца 2025 года "выведут" из отрасли не менее 214 млрд тенге.

– Куда смотрит минэнерго, почему оно тогда не усовершенствует отраслевое законодательство? 

– Предполагаю, что за провайдерами стоят такие силы, с которыми нашему минэнерго самостоятельно не справиться.

– Как все это влияет на единого закупщика и рынок электроэнергии в целом?

– Прямо сейчас происходит ранее невиданная "миграция" потребителей-юрлиц с оптового рынка на розничный, в область льготных цен. Достаточно сказать, что "на розницу" уходит Павлодарский нефтеперерабатывающий завод – крупный потребитель, который стал субъектом оптового рынка одним из первых в стране, если я не ошибаюсь, еще в конце "девяностых".   

Соответственно, у единого закупщика все меньше потребителей, готовых покупать электроэнергию по рыночной цене и все больше тех, кто требует льготных цен.

Одновременно с этим провайдеры отобрали у единого закупщика существенную часть дешевой электроэнергии от электростанций, без которой оказывать адресную поддержку просто невозможно. Кстати, слово "адресная" в указанном случае выглядит уже скорее как издевательство.

– Почему нельзя просто запретить переход крупных оптовых потребителей мощностью более 1 МВт на розничный уровень к сбытовым РЭК?

– Можно, конечно, но это будет еще одной нерыночной мерой, надо стимулировать баланс между оптом и розницей естественным образом.

– Да, изначально эта идея адресной поддержки была неперспективной, пора бы от нее избавляться, так как физлица в большинстве своем не экономят на электроэнергии, хотя и тарифы постоянно растут. 

 Так вот, когда ты вынужден продавать дешевле, чем ты покупаешь, а именно это сейчас происходит с единым закупщиком, дефолт – неспособность исполнять свои обязательства – неизбежен! И цифры подтверждают его приближение, указывая на значительный "перекос" внутри самого единого закупщика: так, уже в июне этого года по льготной цене в размере 12,95 тенге/кВт*ч продавалось 64% электроэнергии. При этом к июлю рыночная цена единого закупщика достигла 31 тенге/кВт*ч. Если учесть, что интенсивность миграции на розничный рынок растет, льготные цены не меняются, а провайдеры продолжают наращивать свои объемы, можно с уверенностью прогнозировать, что к новому году единый закупщик просто рухнет!

– Ну, я думаю, пока у них запасы денежные есть на несколько десятков миллиардов тенге, чтобы не допустить кассового разрыва. Что же Вы предлагаете делать?

 Буквально на прошлой неделе комитет энергетики нацпалаты по результатам заседания с участием минэнерго, системного оператора KEGOC, единого закупщика и экспертов, на котором была высказана крайняя обеспокоенность этой ситуацией, инициировал соответствующее обращение в адрес премьер-министра Олжаса Бектенова. Кстати, КРЕМ просто проигнорировал эту встречу, хотя и был заранее приглашен на нее!   

Но лично у меня надежда только на депутатов мажилиса, и не на каких-то гипотетических, а на вполне реальных – тех, кто не боится говорить правду. Поэтому я сейчас публично обращаюсь к депутатам Жанбыршину, Базарбеку, Нажметдинұлы – помогите остановить происходящее в нашей энергетике! В условиях почти всеобщей трусости и приспособленчества надежда только на вас!

– А что они могут сделать реально, эти депутаты?

– Простым языком, одним они должны сказать "хватит наживаться на отрасли и народе", а другим – "хватит ввергать отрасль в хаос". Если по существу, то, во-первых, необходимо исключить из провайдерской схемы энергопроизводящие организации, которых там изначально быть не должно, поскольку провайдерство – это не двусторонний договор купли-продажи электроэнергии, а искусство оптимального совмещения графиков двух и более потребителей, с элементами управления спросом.    

Во-вторых, КРЕМ обязан исполнить рекомендации АЗРК, полученные еще в 2023 году, при вводе единого закупщика и исключить из адресной поддержки юридических лиц на рознице: в отношении них должна быть введена прямая трансляция рыночных цен, формирующихся на оптовом рынке.

Изображение Couleur с сайта Pixabay

Читайте по теме:

Энергосбыты остались в долгу у единого закупщика электроэнергии

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться