"Астанаэнергосбыт" представил на общественных слушаниях в столице новый проект розничных цен на электричество с дифференциацией для населения, бизнеса и бюджетных организаций. После состоявшегося обсуждения заявку должен будет утвердить местный департамент комитета по регулированию естественных монополий (ДКРЕМ), передает inbusiness.
"Астанаэнергосбыт" – крупнейшая энергосбытовая организация Астаны, занимающая примерно половину рынка электроэнергии в столице, который считается социально значимым и в теории остается конкурентным, так как в городе действует еще множество других энергоснабжающих компаний. Последние, впрочем, поставлены в более выгодные условия, так как работают в подавляющем большинстве с юрлицами, а значит, не применяют сниженные тарифы для населения, которые перекрестно субсидируются бизнесом и бюджетными организациями, как это заложено в тарифообразовании "Астанаэнергосбыта". Так как "Астанаэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком, то компания обязана заключать договор с любым потребителем. В том числе и с бытовым, в пределах своей территории деятельности.
Рост тарифов у РЭК и станций
В основном повышение на 33% среднего отпускного тарифа на электричество в Астане с прежнего уровня в 20,39 тенге за кВт*ч без НДС, утвержденного с 2022 года, до предложенных 27,13 тенге на кВт*ч без НДС с июля необходимо из-за роста тарифов станций, производящих электроэнергию и расценок на услуги электросетевых компаний (РЭК), передающих электричество, которые покупаются "Астанаэнергосбытом". Как известно, с июня электростанции повысили свои тарифы, в итоге их среднее значение с учетом потребляемых объемов выросло в расчетах до 10,81 тенге за кВт*ч с предыдущего уровня в 9,24 тенге за кВт*ч. Так как конечные расценки "Астанаэнергосбыта" еще не утверждены ДКРЕМ, сбытовая компания фактически покупает сейчас электричество у станций уже по новым ценам с начала месяца, а продает его по старым дифференцированным тарифам населению.
Кроме того, выросли заявленные затраты на покупку услуг по передаче электрической энергии у двух региональных электросетевых компаний (РЭК) – "Астана-РЭК" и "Акмолинской РЭК", а также у оператора высоковольтных сетей KEGOC, закладывающих в свои тарифы удорожание потерь на сетях электричества от станций. Последний доставляет дополнительную электроэнергию в город с Экибастузских ГРЭС и Мойнакской ГЭС, так как своего электричества от местной ТЭЦ-2 "Астана-Энергия" хватает только на 70% от потребления столицы.
В целом усредненная цена на передачу для "Астанаэнергосбыта" выросла с 8,49 тенге за кВт*ч до 11,2 тенге за кВт*ч в представленной заявке. В основном здесь увеличение произошло из-за резкого роста заявленного проекта тарифа на транспортировку электричества Акмолинской РЭК (АРЭК) с 5,66 до 8,65 тенге на кВт*ч, то есть практически на три тенге. Однако в итоге у АРЭК тариф был утвержден с 1 июня 2023 года в размере 6,98 тенге на кВт*ч. У KEGOC тариф на транспортировку вырос минимально, а у "Астана-РЭК" повышение расценок было заявлено до 6,14 тенге на кВт*ч, что больше на 1,4 тенге прежнего тарифа городской электросетевой организации в 4,74 тенге на кВт*ч, однако пока новый тариф РЭК Астаны с начала месяца еще не утвержден регулятором.
Еще в проекте конечного средневзвешенного тарифа были учтены затраты на готовность электрической мощности, или тариф на мощность – 1,3 тенге на кВт*ч, столько же придется потребителю платить за спрогнозированные расходы по балансирующему рынку, который также запустится с июля. Поясним, что балансирующий рынок представляет собой рынок отклонений фактического почасового производства и потребления электроэнергии от планового торгового графика и предназначен для обеспечения баланса производства и потребления в реальном времени. У "Астанаэнергосбыта" в перспективе, наверняка, будет возникать разница в объемах покупки электроэнергии у станций и ее реализации потребителям на сутки вперед по часам, что достаточно трудно прогнозируемо. Поэтому перерасход на отклонения закладывается в дополнительные расходы на балансировку в конечный тариф.
За свои услуги по снабжению электричеством в представленном проекте предельной цены "Астанаэнергосбыт" просит надбавку в 1,96 тенге на кВт*ч, хотя ранее она составляла 0,92 тенге на кВт*ч. Такое двойное увеличение наценки энергосбытовой компании необходимо для покрытия ее расходов на вознаграждение по заемным средствам и повышение зарплаты сотрудникам. Средняя зарплата производственного персонала компании по электроэнергии сейчас составляет 160 тыс. тенге, а административного – 258 тыс. тенге. С ориентиром на среднестатистические показатели по сектору энергоснабжения и с учетом инфляции ее предлагается поднять до 375 тыс. у производственников и 730 тыс. у управленцев.
Хотя навряд ли такое зарплатное повышение будет утверждено в новом тарифе в предлагаемых объемах. Всего в штатном расписании "Астанаэнергосбыта" прописано 526 сотрудников, из которых фактически 389 задействованы "производственниками" из числа контролеров, электромонтеров и операторов в сервисных центрах, работающих напрямую с потребителями. Несколько десятков его бывших сотрудников перешли с передачей функций по снятию показаний счетчиков на работу в "Астана-РЭК".
Собираемость у "Астанаэнергосбыта" составляет примерно 96-97%, так как не все потребители могут вовремя или вообще платить. Обороты компании за год по снабжению теплом и электричеством достигают 65 млрд тенге, около 1 млрд тенге в год зависает из-за неуплаты, несмотря на претензионные и взыскательные работы. Из-за ухода юрлиц и бюджетных организаций, которым невыгодна дифференциация тарифов "Астанаэнергосбыта", компания теряет клиентов, которые должны были субсидировать физлиц, платящих за электроэнергию ниже ее стоимости, что выливается в убытки.
Вместе с тем энергосбытовой компании приходится своевременно платить поставщикам услуг – станциям и РЭК. С июля это будет осуществляться уже по новым расценкам, хотя за этот месяц она будет собирать оплату с потребителей за электричество по старым тарифам, если новый тариф будет утвержден ДКРЕМ, то по нему деньги "Астанаэнергосбыт" получит только в августе. Все эти факторы выливаются в кассовые разрывы, из-за чего приходится привлекать кредиты. К примеру, сейчас "Астанаэнергосбыт" занимает около 1 млрд тенге у Halyk Bank для расчетов с поставщиками.
Дифференциация всей столицы
Кроме того, в проекте предельной цены в 27,13 тенге на кВт*ч предлагается учесть накопленный за предыдущие годы недополученный доход "Астанаэнергосбыта" на сумму почти 900 млн тенге. Он сложился от применения дифференцированных тарифов, поскольку при утверждении прежней предельной цены на 2022 год были спрогнозированы определенные объемы потребления юрлиц, находившихся на обслуживании у гарантирующего поставщика. Однако из-за высоких дифференцированных тарифов их часть постепенно уходит к другим снабженческим компаниям с дешевым электричеством местной ТЭЦ-2, не желая платить за физлиц, которым электричество поставляется по сниженной цене. В основном отказавшиеся от услуг "Астанаэнергосбыта" юрлица являются промышленными, строительными и бюджетными организациями, чьи доли потребления значительны для рынка. Не исключено, что количество убежавших от гарантирующего поставщика компаний будет и дальше расти, что создаст более серьезные проблемы для перекрестного субсидирования населения за счет юрлиц, тем более что количество клиентов-физлиц у "Астанаэнергосбыта" продолжает расти из-за постоянно вводимых объемов жилья в столице.
Здесь стоит напомнить, что предлагаемая тарифная ставка в 27,13 тенге является средней. В случае ее утверждения население не будет ее платить, так как дифференциация тарифов "Астанаэнергосбыта" для физлиц, бизнеса и бюджетных организаций сохранится. В проекте новой предельной цены средний тариф для населения предполагается увеличить с прежнего уровня в 14,71 тенге на кВт*ч без НДС на 33%, до 19,58 тенге на кВт*ч без НДС. Для юрлиц рост заложен в заявке на 12%, до среднего тарифа 27,13 тенге на кВт*ч, с прежнего уровня в 24,27 тенге за кВт*ч. Наибольшее увеличение тарифа предлагается перенести на бюджетные организации – на 238%, до 168,81 тенге на кВт*ч с 50 тенге на кВт*ч. Таким образом, наибольшую цену за повышение тарифов электростанций и РЭК должен будет платить местный бюджет, а не жители.
К тому же базовый отпускной тариф "Астанаэнергосбыта" на электричество для населения предлагается делить по объемам потребления: при минимальном – до 90 кВт*ч в месяц он будет 15,79 тенге на кВт*ч, при среднем – от 90 до 180 кВт*ч – 23,5 тенге на кВт*ч, а при максимальном – выше 180 кВт*ч – 29,37 тенге на кВт*ч.
По расчетам "Астанаэнергосбыта", если тарифная заявка будет утверждена, то месячная плата за электричество в квартире с электроплитой с июля в среднем вырастет так: в однокомнатной с одним проживающим – на 427 тенге, в двухкомнатной с двумя проживающими – на 1863 тенге, а в трехкомнатной с двумя проживающими – на 2851 тенге в месяц. Без электроплиты подорожание будет и того меньше: для однокомнатной с одним проживающим рост месячной платы за электричество составит 373 тенге, двухкомнатной с двумя проживающими – 1153 тенге, а трехкомнатной с двумя людьми – 2441 тенге.
Не закупщиком единым
Примечательно, что нынешняя тарифная заявка "Астанаэнергосбыта" была составлена без учета запуска в июле механизма единого закупщика электроэнергии, что представляется довольно странным.
"На сегодняшний день та заявка, которую мы озвучиваем, она еще без учета единого закупщика. Единый закупщик у нас вводится с 1 июля, и цена, естественно, будет там складываться совершенно другим образом. Мы сейчас говорим о той цене, которая у нас фактически сложилась с 1 июня, то есть всем энергопроизводящим организациям с 1 июня подняли стоимость по прямым договорам. Здесь пока речь не идет еще о едином закупщике. Мы не знаем, какая будет складываться цена и какой прогнозный тариф будет дальше. Поэтому вполне вероятно, что при вводе единого закупщика и определения какой-то средневзвешенной цены она еще вырастет и мы будем еще дальше встречаться – мы этого сейчас сказать не можем", – отметил глава "Астанаэнергосбыта" Александр Зинкевич, комментируя вопрос inbusiness.kz.
Ранее издание писало, что при участии комитета регулирования естественных монополий может быть выработана такая схема, по которой гарантирующие поставщики смогут получать от единого закупщика электроэнергию по определенной фиксированной цене, где будет применяться адресная поддержка, с выгодным для населения отличием от расценок, выставляемых закупщиком энергосбытовым компаниям, не являющимся гарантирующими поставщиками. По предварительным данным, с 1 июля средневзвешенная цена единого закупщика будет составлять 13 тенге на кВт*ч. В то время как у "Астанаэнергосбыта" средневзвешенная цена на покупку электричества с июля в тарифной заявке заложена на уровне в 10,81 тенге на кВт*ч, как упоминалось выше.
Читайте по теме:
Тариф на тепло в столичной "трешке" может подняться на 2258 тенге
"КазТрансГаз Аймак" просит еще надбавки
С июля в Казахстане повысят тарифы на комуслуги: подробности