/img/tv1.svg
RU KZ
«Астанаэнергосбыт» представил проект повышения тарифов на электроэнергию

«Астанаэнергосбыт» представил проект повышения тарифов на электроэнергию

Сбытовая компания хочет возместить убытки, возникшие из-за дифференцированных тарифов для населения.

08:23 26 Декабрь 2019 10094

«Астанаэнергосбыт» представил проект повышения тарифов на электроэнергию

Автор:

Данияр Сериков

«Астанаэнергосбыт» представил на общественных слушаниях в столице проект заявки на увеличение предельной цены электроэнергии в рознице до 15,43 тенге за кВт*ч без НДС, где в случае утверждения тарифа физлица должны будут оплачивать 12,82 тенге за кВт*ч в рамках минимальной нормы потребления, а юрлица – 18,07 тенге за киловатт-час. Ранее предельная ставка была в среднем 12,62 тенге на кВт*ч без НДС с дифференциацией 10,33 тенге за кВт*ч для населения и 14,54 тенге за кВт*ч – для организаций.

Напомним, «Астанаэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком электроэнергии в Нур-Султане, то есть сбытовой организацией, которая обязана заключать договоры о поставке электричества со всеми пожелавшими потребителями, и поэтому является субъектом с большой долей общественно значимого рынка, где необходимо уведомлять местный департамент комитета регулирования естественных монополий (ДКРЕМ) в случае увеличения предельных тарифов. Госорган может не согласиться с уровнем повышения, если по содержанию тарифной заявки возникнут какие-либо претензии. Кроме «Астанаэнергосбыта», в столице есть еще не менее семи энергосбытовых компаний, чья деятельность не регулируется из-за их малой доли рынка и которые в основном работают с юрлицами, таким образом создавая конкуренцию на поле коммерческих и бюджетных организаций.

По словам главы «Астанаэнергосбыта» Александра Зинкевича, тариф сбытовой компании не менялся в сторону увеличения с 2016 года, в 2016-2018 годы он находился на одном уровне, а в этом году был снижен. В начале слушаний он также напомнил, что предельная сбытовая цена на электроэнергию состоит из затрат на покупку электроэнергии у электростанций, услуг на транспортировку электричества по сетям KEGOC и РЭК, тарифа на мощность, а также расходов на содержание самой энергосбытовой компании. Сейчас некоторые из этих тарифных компонентов представлены в заявке «Астанаэнергосбыта» в предварительном проекте, поскольку до конца еще не утверждены уполномоченными органами. При этом сбытовые тарифы дифференцированы для населения и юрлиц, а также сгруппированы по объемам потребления.

Убытки с экономией

Если верить прогнозу «Астанаэнергосбыта» на этот год, то компания закончит его с фактической ценой электроснабжения в 12,3 тенге за кВт*ч при согласованной ДКРЕМ ставке 12,62 тенге. Нужно отметить, что это значительно ниже уровня прошлого года, когда фактическая цена была 13,78 тенге за кВт*ч при согласованной 14,37 тенге. Как известно, тариф на выработку электричества у электростанций был снижен в этом году, и такое уменьшение повлекло за собой падение ставки за транспортировку электроэнергии с сокращением стоимости потерь на электросетях. Кроме того, в последние годы у «Астанаэнергосбыта» происходит отток юрлиц к другим энергосбытовым компаниям, которые не используют дифференцированные тарифы, чтобы субсидировать население, в итоге по повышенному тарифу платят все меньше организаций. К слову, в Алматы юридические и физические лица платят за электроэнергию одинаково, что более справедливо.

Таким образом, фактическая сбытовая надбавка за первые 10 месяцев 2019 года зафиксирована в размере 0,78 тенге за кВт*ч при утвержденной регулятором тарифной стоимости сбытовой услуги «Астанаэнергосбыта» в 0,58 тенге за кВт*ч. В прошлом году по факту надбавка была на уровне 0,81 тенге за кВт*ч, а согласованная сбытовая наценка оставалась на уровне 0,69 тенге за кВт*ч. У компании сложился фактический убыток по электроснабжению за последние два года на 1,8 млрд тенге, где 614 млн тенге, согласно прогнозу, уйдут в минус в этом году, говорится в презентации компании. Убыток по факту по сбытовой надбавке за 10 месяцев этого года составил 305 млн тенге, а в прошлом – 253 млн тенге.

В последние годы «Астанаэнергосбыт» недополучает доход из-за применения дифференцированных тарифов и снижения объемов реализации, очевидно, за счет оттока юрлиц. В 2016 году компания испытывала доходные потери в 948 млн тенге, в 2017-м – 1,184 млрд, в 2018-м – 1,213 млрд тенге, в 2019-м недополученная выручка, по прогнозам, составит 614 млн тенге. Поэтому в качестве возмещения убытков от дифференциации в структуру предельной цены на следующий год заложены 1,8 млрд тенге, говорится в раздатке компании.

При этом «Астанаэнергосбыт» смог добиться экономии при покупке и транспортировке электричества в 2018 году на 1 млрд тенге, где на 986 млн тенге было меньше затрачено на генерацию и на 37 млн тенге – на услуги электросетей. В 2019 году к этим составляющим конечной цены на электроэнергию добавился тариф на мощность. В результате сэкономить за этот период удалось гораздо меньше – 220,5 млн тенге, так как убыток при покупке мощности сложился в 265 млн тенге, притом что экономия при приобретении электроэнергии составила 264 млн тенге, а расходы на транспортировку были меньше на 221,6 млн тенге, заложенных в тарифе.

В разрезе конечного тарифа экономия по покупке и транспортировке электроэнергии в 2018 году составила 0,50 тенге за кВт*ч при согласованной с ДКРЕМ тарифной ставке в 13,59 тенге с покупкой электроэнергии у станций за 7,91 тенге за кВт*ч и транспортировкой за 5,69 тенге за кВт*ч, но фактическая цена покупки составила 7,43 тенге на кВт*ч, а стоимости передачи – 5,67 тенге на кВт*ч. В 2019 году с добавлением компонента затрат на мощность тарифная экономия снизилась до 0,11 тенге за кВт*ч, так как на тариф на мощность с ДКРЕМ согласовывалась ставка в 1,01 тенге за кВт*ч, но по факту она вышла 1,14 тенге, в то время как реальная цена покупки электричества в действительном тарифе 11,83 тенге за кВт*ч составляла 5,39 тенге на кВт*ч и транспортировки – 5,3 тенге, что складывалось меньше утвержденного ДКРЕМ тарифа в 11,94 тенге за кВт*ч с согласованной ценой покупки в 5,53 тенге за кВт*ч и транспортировки в 5,41 тенге за кВт*ч.

В презентации указывается, что с 2015 года компания снизила реализацию с 2,212 млрд кВт*ч до 1,957 млрд кВт*ч в этом году, а в следующем прогнозируется, что объемы упадут до 1,916 млрд кВт*ч. Причем если четыре года назад юрлица потребляли 65% поставляемой «Астанаэнергосбытом» электроэнергии, то теперь соотношение с физлицами практически сравняется в 2020 году. Скорее всего, это связано с тем, что ежегодно в столице вводится по 15-20 тыс. квартир, которые передаются от строительных компаний в пользование домохозяйств. В целом снижение потребляемых объемов электричества юрлицами с 2015 года по 2018 год составило 312 млн кВт*ч с их оттоком в другие энергосбытовые компании, а потребление населением выросло за этот период на 151 млн кВт*ч. Всего у «Астанаэнергосбыта» 304 тыс. потребителей, 290 тыс. из них являются лицевыми счетами физлиц, говорится в презентации компании, а в целом количество абонентов выросло на 88 тыс. за последние пять лет, очевидно, за счет подключения примерно свыше 85 тыс. физлиц, владеющих жильем. Проблема в том, что физлица платят ниже себестоимости усредненного на количество потребителей тарифа, а юрлица платят выше, но с их оттоком убытки по физлицам не удается компенсировать, что выливается в увеличение размера среднего тарифа, объяснил Зинкевич. 

Процент собираемости платы за электроэнергию по населению у «Астанаэнергосбыта» составляет 99%, а объем долгов на нынешний момент составляет примерно 800 млн тенге, уточнил глава компании.

Факторы роста

Главным фактором для предлагаемого «Астанаэнергосбытом» роста тарифа является повышение тарифных ставок на выработку и транспортировку электричества, а также на мощность, из которых фактически и состоит конечная цена на электроэнергию для населения, где сбытовая компания устанавливает небольшую надбавку.

Так, средневзвешенная цена закупа электроэнергии у станций повысилась с 5,53 тенге за кВт*ч до 5,75 тенге за кВт*ч. Примерно 58% всего электричества, или 1,1 млрд кВт*ч, «Астанаэнергосбыт» покупает у столичной ТЭЦ-2, ее тариф повысится с 4,87 тенге за кВт*ч до 5,06 тенге за кВт*ч, а остальное – у экибастузских ГРЭС, чье электричество становится дороже с транзитом KEGOC. У ГРЭС-1 ставка останется на прежнем уровне, а у ГРЭС-2 повысится на 4% – с 7,31 тенге за кВт*ч до 7,73 тенге за кВт*ч. Еще немного электричества закупает у «Севказэнерго», уточнил Зинкевич, комментируя вопрос inbusiness.kz.

По цене транспортировки электричества повышение происходит по линиям KEGOC на 0,301 тенге на кВт*ч, или 12%, Астана-РЭК – на 0,22 тенге за кВт*ч и АРЭК, аффилированной с «Астанаэнергосбытом», – на 0,43 тенге за кВт*ч, или 10%. Из-за этого в целом тариф на транзит повысится с 5,41 тенге за кВт*ч до 5,82 тенге. Здесь можно предположить, что если бы местная ТЭЦ продавала «Астанаэнергосбыту» все свое электричество, то затраты на его транспортировку по городу были бы гораздо меньше, а значит, и конечная цена была бы ниже. Но часть своего электричества «Астана-Энергия» продает другим энергосбытовым компаниям, которые работают с юрлицами, отметили на слушаниях.

Еще одним фактором для увеличения окончательной цены на электричество у «Астанаэнергосбыта» является повышение в проекте тарифа на мощность с прежнего, 1,01 тенге на кВт*ч, до 1,65 тенге. Это происходит из-за роста стоимости мощности с 613 тыс тенге за МВт до 806 тыс. тенге. Из-за этого «Астанаэнергосбыт» заплатит за готовность к эксплуатации электрической мощности электростанций 3 млрд тенге, уточнили на слушаниях, что гораздо больше уровня этого года в 2,3 млрд тенге. Кроме того, несколько повысится тариф на балансировку – с 0,088 тенге за кВт*ч до 0,098 тенге.

В проекте предполагается, что сбытовая надбавка «Астанаэнергосбыта» вырастет в следующем году до 1,81 тенге за кВт*ч, что составит примерно 11,7% в предлагаемой цене за электричество, с фактического уровня в 0,78 тенге в 2019 году при утвержденной ДКРЕМ на этот период ставке 0,58 тенге. Такой значительный рост в компании аргументируют необходимостью выплаты процентов банку за пополнение оборотных средств, что потребует 0,82 тенге на кВт*ч, ведь «Астанаэнергосбыт» вовремя оплачивает за электричество станциям, в то время сбор денег с потребителей занимает время. Более того, в надбавку добавятся услуги «Астана-ЕРЦ» в расчете 0,04 тенге на кВт*ч, или примерно 68 млн тенге в год. Ранее эти расходы не закладывались в конечном тарифе для населения. Также наценка учитывает рост затрат на оплату труда и сопутствующих налогов, что добавит примерно 0,39 тенге на кВт*ч. Расходы на содержание сервис-центров снизятся на 9%, или 0,02 тенге на кВт*ч, детализируется в презентации. Объемы реализации электроэнергии у «Астанаэнергосбыта» падают при сохраняющихся затратах, поэтому надбавка растет, аргументировал Зинкевич в своем выступлении.

Отметим, что по городу у «Астанаэнергосбыта» есть пять сервис-центров и головной офис. Всего в сбытовой организации работает около 690 сотрудников. Средняя зарплата сотрудника в этом году составляла 128,6 тыс. тенге, что ниже уровня среднемесячной зарплаты по столице, которая сейчас, по данным «Астанаэнергосбыта», составляет 308 тыс. тенге. Согласно нормативам, зарплата должна была индексироваться по уровню официальной инфляции, но этого не происходило с 2016 года, уточнил Зинкевич. Поэтому в проекте тарифной заявки компания предлагает заложить на одного работающего зарплату в 186 тыс. тенге. К слову, по данным единого расчетного центра (ЕРЦ), в Нур-Султане сейчас 80% оплат услуг ЖКХ осуществляется через интернет-банкинг, 16% – через кассу и 4% – через терминалы.

Таким образом, «Астанаэнергосбыт» предлагает нарастить предельную цену на электроэнергию в следующем году на 2,81 тенге на кВт*ч, или 22%, где 5,75 тенге – это будет средняя цена на электроэнергию у станций, 1,65 тенге на кВт*ч будет стоить тариф на мощность, 5,82 тенге на кВт*ч уходить на транспортировку, 0,10 тенге на кВт*ч – на балансировку и услуги КОРЭМ (Казахстанский оператор рынка электричества и мощности), 0,30 тенге на кВт*ч – на возмещение убытков от применения дифференцированных тарифов и самой надбавки «Астанаэнергосбыта» в 1,81 тенге на кВт*ч, поясняется презентации.

По итогам проведенного публичного слушания с учетом высказанных замечаний и предложений ДКРЕМ будет принято решение 27 декабря, говорится на сайте комитета регулирования естественных монополий.

Данияр Сериков

Почему повышаются тарифы на электроэнергию?

Телемарафон в прямом эфире ATAMEKEN BUSINESS.

24 Июль 2020 10:28 6014

Фото: Максим Морозов

Как повышение тарифов на электроэнергию отразится на бизнесе?

С 1 июля в Казахстане скорректированы предельные тарифы энергопроизводящих организаций, их рост, согласно прогнозу, составит в среднем 16% по стране.

У 34 энергопроизводящих организаций тариф увеличен, у девяти сохранен на прежнем уровне, у одной организации снижен. Решение скорректировать тарифы объяснялось «независящими от энергопроизводящих организаций» причинами: ростом затрат на приобретение топлива, объемы электрической энергии из возобновляемых источников, обязательными платежами в бюджет и услугами системного оператора.

«Также это связано с новой методологией расчета фиксированной прибыли», – добавляет заместитель директора департамента экономики и тарифообразования НПП «Атамекен» Саид Алимбаев.

Покупаем дорого, продаем дешево

«Я долгие годы занимаюсь тарифом, в нашей области в том числе, являюсь членом комиссии по тарифам», – присоединился к обсуждению предприниматель из Карагандинской области Николай Абт.

Он напомнил, что в 2013 году была принята инвестиционная программа «Тариф в обмен на инвестиции». «Станциям, у которых тариф был в пределах 3,5 тенге, у кого-то чуть больше, у кого-то – чуть меньше, сделали тариф в два, а кому-то и в три раза больше. Взамен они должны были инвестировать в капремонт. Наша ТЭЦ-3, например, за это время построила новый котел, запустила новую турбину», – говорит спикер.

По его словам, какие-то организации выполнили программу, какие-то – нет. «В 2018 году программа закончилась, и все должны были вернуться к прежним тарифам, но министерство не проконтролировало этот вопрос, и они проработали с повышенным тарифом до 2019 года. Мы обратились в Генпрокуратуру, к президенту страны. В итоге тарифы снизили, но в среднем до 6 тенге. Сейчас поднимают на 20%, насколько это связано с подорожанием угля или каких-то составляющих – непонятно», – отмечает собеседник.

Ведущий телемарафона Данил Москаленко зачитал сообщение от минэнерго: «В 2019 году из-за износа мощностей, недостаточной маневренности и многочисленных аварийных ситуаций Казахстан вынужденно закупил услуги по регулировке электрических мощностей у соседних стран более чем на 8 млрд тенге, что в конечном счете оказывает отрицательное влияние на тариф для казахстанцев».

В ответ на это Николай Абт напомнил, что на северо-востоке Казахстана образуется излишек электроэнергии, его продают в Россию, там электроэнергия стоит дороже, чем у нас, но мы продаем всего по 4 тенге. А в западных регионах Казахстана, где, наоборот, есть дефицит, электроэнергию закупают в России, но «почему-то по 20 тенге».

«Сейчас нам предлагают энергию (на внутреннем рынке. – Ред.) по 7 тенге, хотя реальная себестоимость ее на станциях – 3 тенге, 3,5 тенге, 2,8 тенге», – говорит собеседник.

Зимой расходы вырастут еще

Заместитель директора Палаты предпринимателей г. Шымкент Кайрат Акенов рассказал, что в городе есть основная энергоснабжающая организация (не считая той организации, которая поставляет электроэнергию в индустриальные зоны), обеспечивающая потребителей. Ее тариф сейчас – 27,70 тенге без НДС. Его планируют повысить до 30,39 тенге, это проект, он на стадии защиты. Обоснование – по причинам повышения тарифов энергопроизводящих компаний от 12% до 25%.

«В городе Шымкент официально действующих субъектов предпринимательства – более 70 тыс. Из-за повышения тарифов может пострадать большинство из них. Я созванивался с рестораном, в летний период он потребляет примерно 30 тыс. кВт∙ч, оплата в месяц – 800 тыс. тенге. Но это с учетом того, что пока работают только летники. Зимой ресторан будет отапливаться, расходы вырастут до 1,5 млн тенге», – рассказал собеседник.

Как снизить тарифы и не вызвать риски

«Конечная цена для потребителя складывается из предельного тарифа энергопроизводящих организаций, тарифа на передачу электроэнергии и снабженческой надбавки. Поэтому изменение тарифа при производстве по цепочке вносит свой вклад в изменение конечной цены для потребителя по разным регионам», – поясняет представитель НПП «Атамекен» Саид Алимбаев.

Он рассказывает, что проект приказа по корректировке предельных тарифов на электроэнергию поступал на рассмотрение в Нацпалату, после чего Нацпалата отметила, что рост предельных тарифов повлечет за собой повышение конечной цены на электроэнергию и также окажет мультипликативный эффект на другие тарифы – на тепло- и водоснабжение.

«Естественно, это вызовет рост затрат предпринимателей, малого и среднего бизнеса – в первую очередь», – комментирует спикер.

По его словам, НПП предложила провести расчеты конечных тарифов и цен, проанализировать, как изменение предельных тарифов на электроэнергию, отразится на стоимости для конечных потребителей. На заключение Нацпалаты минэнерго направило ответ: в настоящее время миннацэкономики проводит расчеты конечных цен на электроэнергию по группам потребителей с учетом влияния увеличения тарифов энергопроизводящих организаций во втором полугодии.

«Ситуация усугубляется перекрестным субсидированием тарифов для населения за счет тарифов для юридических лиц. Поэтому одно из основных наших предложений – разработка мер по уменьшению этой разницы с учетом необходимости принятия мер адресной поддержки социально уязвимых слоев населения», – говорит Саид Алимбаев.

Также, по его словам, Комитет по регулированию естественных монополий рассматривает варианты снижения сумм инвестиционных программ с указанием мероприятий, подлежащих исключению или переносу на следующий год. «Но это вызывает риски ухудшения экономики самих субъектов естественных монополий и риски ухудшения качества и надежности предоставляемых регулируемых услуг», – отмечает спикер.

Слишком много забирают посредники

Саид Алимбаев поясняет, что законодательство в области электроэнергетики и сам «профильный» закон предполагает утверждение предельного тарифа энергопроизводящих организаций на семь лет, но при необходимости корректируется, что заложено в правилах утверждения предельного тарифа на электрическую энергию. «То есть в соответствии с законодательством минэнерго производит корректировку предельных тарифов. Вместе с тем в законе нет ограничений на количество корректировок», – продолжает эксперт.

«А может быть, нам стоит внести законодательную поправку, которая жесткие меры пропишет?» – задал вопрос Данил Москаленко.

«Никаких законодательных изменений делать не надо, надо просто соблюдать те законы, которые сегодня существуют», – ответил Николай Абт.

Свою мысль он пояснил так. В Алматы и для населения, и для юридических лиц, и для бюджетных организаций электроэнергия стоит 17 тенге. В Караганде некоторые юрлица, причем даже не производственные компании, получают электроэнергию по 4 тенге, а бюджетные организации – детские сады, школы – по 40 тенге. В законе о бюджете сказано: запрещена дотация из бюджета частных компаний. Разница в тарифах – это «скрытая дотация», хищение бюджетных средств. «По-другому мы это не понимаем», – делится мнением предприниматель.

Он считает, что нужно демонополизировать рынок, вводить рыночные рычаги. «В мировой практике генерирующие станции получают 70% от продажной цены, 30% получают все посредники, которые доставляют электроэнергию до потребителей. У нас: 7 тенге – средняя цена генерирующих станций, это новая цена с учетом повышения. А мы, юрлица, платим 24 тенге без НДС. То есть посредники забирают всю основную маржу, там и станциям не достается», – обрисовывает положение вещей спикер.

Скачки тарифов – шок для бизнеса

Исполнительный директор казахстанской ассоциации производителей цемента и бетона «QazCem» Ербол Акымбаев отметил, что повышение тарифов, конечно, оказало негативный эффект на предприятия отрасли, потому что в себестоимости продукции – цемента – электричество занимает от 20% до 30%.

«Но говорить однозначно о том, что повышения не должно быть, мы не можем. По многим причинам. Прежде всего, потому что казахстанской экономике, промышленности нужна своя энергетика. Если не будем ее поддерживать, то просто останемся без энергии, без чего не может быть ни промышленности, ни эконмического развития», – отмечает спикер.

Вместе с тем, отмечает он, единовременное повышение тарифа, а скачок в зависимости от региона был от 15% до 27%, произвело шоковый эффект. «Мы не были готовы. Считаем, что правильнее было бы планомерное поднятие тарифов. Например, на 2-3% в год. Чтобы предприятия могли моделировать свои бюджеты на год, предвидеть такие расходы. Никто никогда не может предвидеть увеличение расходов из-за повышения тарифов на 20-30%», – говорит Ербол Акымбаев.

Кроме того, по его словам, в отрасли есть международные инвесторы, для которых скачок тарифов тоже становится неожиданным фактором.

«Мы как отрасль, бизнес, промышленность хотим знать, будут ли поднимать тарифы ежегодно на 20%, или их будут увеличивать раз в пять лет, раз в три года. Мы хотим получать от правительства, от министерства энергетики четкий план по тарифам на последующие годы, чтобы мы могли строить свои бюджеты, реализовывать инвестпроекты, планы по развитию и не попадать под удар», – говорит представитель цементной отрасли.

Потребление нужно перераспределить

Предприниматель из Актобе Аскар Мамырбаев обратил внимание на деталь, которая, на его взгляд, выпала из общего поля зрения.

«Основная причина роста стоимости электроэнергии – активное внедрение ВИЭ. Цена на такую энергию высокая, ее вынуждены покупать централизованно, а потом распределять среди всего населения и промышленных предприятий», – говорит собеседник.

Он указывает на то, что в западном Казахстане много недропользователей, есть металлургические комбинаты, нефтехимические комплексы, которые построили собственные газотурбинные электростанции. «Используя дешевый газ и получая относительно дешевую электроэнергию, они практически отсоединились от системы, не получают дорогую энергию, как население и МСБ», – говорит участник телемарафона.

По его словам, ВИЭ внедряли потому, что Казахстан обязался снижать промышленные выбросы. «Я считаю, что в правила реализации электроэнергии, которые разработало правительство, необходимо внести изменения, обязать в первую очередь недропользователей потреблять дорогую электроэнергию от ВИЭ, а вырабатываемую ими дешевую электроэнергию, наоборот, отдавать населению и МСБ. В нашем регионе бюджетные организации получают электроэнергию почти по 20 тенге без НДС, а те, кто свою электроэнергию вырабатывают, – по 5-6 тенге. Надо вынести этот вопрос на отдельное рассмотрение», – считает участник телемарафона.

Компании, имеющие частные газотурбинные станции, являются условными потребителями и покупают электроэнергию ВИЭ от Расчетно-финансового центра. Но Аскар Мамырбаев считает, что закупаемые ими 100 млн кВт∙ч в год (столько можно получить только от одной газотурбинной станции мощностью 10 МВт) слишком мало относительно уже имеющихся мощностей газотурбинных станций – 2000 МВт. «Вот в чем разница, на все 2000 надо «раскидать», вот тогда будет эффект. Это позволит снизить тарифы», – уверен он.

Все предложения необходимо рассмотреть

«По мнению бизнеса, особое значение имеют стабильность и прогнозируемость тарифов. Но мы видим объективные причины – курсовые колебания, инфляцию, это оказывает влияние, поэтому тарифы пересматриваются и корректируются. Предприниматель из Актобе озвучивал свое предложение на заседании совета по тарифам при НПП. Все предложения, полагаю, необходимо еще раз обсудить и с предпринимателями, и с членами совета по тарифам», – резюмировал заместитель директора департамента экономики и тарифообразования НПП «Атамекен» Саид Алимбаев.

«Бизнес & государство» – совместный проект телеканала ATAMEKEN BUSINESS и НПП «Атамекен». К обсуждению актуальных проблем приглашаются представители различных отраслей бизнеса, Нацпалаты, госорганов. Проект выходит в эфир с апреля.

Елена Тумашова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Энергопередающая организация Экибастуза заявляет о возможных убытках

Антимонопольное ведомство утвердило понижающий тариф.

13 Февраль 2020 15:14 1411

Фото: Максим Морозов

С 1 марта экибастузское ТОО «Энергоуправление» будет осуществлять транспортировку электроэнергии своим потребителям по новому утвержденному тарифу – 2,29 тенге за кВт*час. Такую цифру утвердил Павлодарский областной департамент комитета по регулированию естественных монополий (КРЕМ). До этого тариф составлял 3,71 тенге.

По мнению директора предприятия Раисы Гайнулиной, озвученному inbusness.kz, возникает ощущение, что идет  подрыв экономики предприятия.

«Или рейдерский захват хотят сделать. Такое ощущение, что мы вернулись в 1990-е годы», – отметил руководитель.

ТОО «Энергоуправление» относится  к среднему бизнесу, здесь трудится около 250 человек. Предприятие оказывает услуги по передаче и распределению электроэнергии потребителям.

«В прошлом году наш тариф составлял 3,86 тенге за кВт*ч, когда был брошен клич о его снижении, мы это сделали – 3,71 тенге. В связи с увеличением объема производства, а у нас появился новый потребитель, мы сочли возможным снизить расценку до 3,20 тенге за кВт*ч, соответствующая заявка была подана, слушания проведены, но нам утвердили иную цифру без объяснений», – говорит Раис Гайнулин.

По словам руководителя предприятия, антимонопольное ведомство предусмотрело в тарифе нулевую прибыль. 

«У нас рыночная экономика. Мы оставили себе прибыль в тарифе, так как летом ряд угольных предприятий останавливают добычу ввиду отсутствия рынка сбыта. В этом случае мы за счет чего должны зарплату выплачивать? С такими же цифрами я должен порезать зарплату в два раза. При этом нашему соседу  – «Горэлектросети», работающей с населением,  тариф подняли до 4,30 тенге за кВт*ч. Такое ощущение, что кто-то ждет нашего банкротства», – делает вывод руководитель.

Средняя заработная плата в энергетической отрасли составляет 188 тыс. тенге. В ТОО «Энергоуправление» – 168 тыс. тенге.

«Зарплата в тарифе составляет более 20%. Остальное – содержание сетей. Заявку на ремонт сохранили. Срезали зарплату в два раза, и прибыль поставили по нулям. Как так можно работать?» – задается вопросом представитель бизнеса.

Как сообщил inbusness.kz представитель областного департамента Александр Фида, существует методика расчета тарифов: затраты делятся на объем услуг.

«У предприятия вырос объем услуг, соответственно, снизился тариф. Мы приветствуем прибыльность предприятия в иной деятельности, которую они могут оказывать. Но что касается регулируемой деятельности, можем ограничивать, такое право имеется», – отметил  собеседник.

При этом уточнил, что тариф – величина прогнозная. Субъект его может предложить пересмотреть, если для этого будут предпосылки. Все зависит от финансово-хозяйственной деятельности.

Марина Попова