/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 29 404,07 Hang Seng 27 972,17
KASE 2 341,93 РТС 1 539,27
FTSE 100 7 427,08 Пшеница 544,40
Банки пошли за деньгами на биржу

Банки пошли за деньгами на биржу

Средние игроки наращивают обязательства для финансирования бизнеса на фоне нестабильности депозитной базы.

23 Октябрь 2018 11:29 3390

Банки пошли за деньгами на биржу

Коммерческие банки активизировали фондирование через выпуск облигаций. Они разместили (без учёта сделки Fortebank с «Самрук-Казына» в размере почти 600 млрд тенге) с начала июня на Казахстанской фондовой бирже (KASE), согласно открытым данным, 85 млрд тенге. И это ещё не всё. 24 октября Kaspi Bank намерен реализовать на бирже часть выпуска восьмилетних облигаций (до погашения осталось 4,3 года, купон 9,7% годовых) номинальной стоимостью в 5 млрд тенге.

Новые стандарты от спасаемых банков

Наиболее интересные события связаны с «Цеснабанком». Столичный банк, второй по активам и находящийся в процессе государственной поддержки, 16 октября сообщил о решении разместить на KASE пул облигаций номинальной стоимостью 500 млрд тенге. Уже на следующий день, с 17 октября, на бирже открыты вторичные торги по этим бумагам.

Классического размещения как такового не было, эмитент может провести его в ходе обычных торгов, распродавая бумаги непрерывным встречным аукционом. Для облигаций такая схема является достаточно популярной. По состоянию на 23 октября движения по новым долгам «Цеснабанка» не было. К тому же банк объявил об увеличении количества объявленных акций на 418 млн штук, доводя общее количество объявленных акций до 700 млн единиц. Такой ход поможет банку выровнять левередж между долгом и капиталом, к нему достаточно внимательно относятся инвесторы.

Если вернуться к конкретике выпуска, то четыре выпуска в рамках пятой облигационной программы, зарегистрированной Нацбанком 2 октября этого года, имеют различную структуру.

Первые два выпуска – обычные купонные облигации срочностью 10 и 15 лет, номинальным объёмом в 150 млрд и 200 млрд тенге, предлагают фиксированный доход в 4% годовых. Поскольку информации об итогах размещения не было, стоимость заимствования выпусков неизвестна.

Однако, исходя из текущих параметров денежного рынка, предложение «Цеснабанка» сложно назвать рыночным. В середине октября финансовый регулятор поднял базовую ставку с 9% до 9,25% в связи с усилением инфляционных ожиданий, а сама годовая инфляция по итогам сентября выросла до 6,1% против 6% в августе, фиксированное вознаграждение ниже текущей инфляции и безрисковой кривой. Напомним также, что последние аукционы Минфина по размещению облигаций срочностью 11,4-14,5 года в среднем прошли по 8,45% годовых. Если предположить, что длинные долги «Цеснабанк» разместит по номиналу, получим 445 базисных пунктов к безрисковой кривой доходности и менее интересное предложение к уровню растущих инфляционных ожиданий.

Третий выпуск облигаций «Цеснабанка» отличается тем, что, во-первых, он мелкий (50 млрд тенге), во-вторых – короткий (пять лет), в третьих – субординированный. Бумаги гарантируют высокий купон в 13% годовых на весь срок обращения. Здесь важно отметить, что субординированные облигации подразумевают более высокий риск для инвестора, поскольку являются «младшими» по отношению к «нормальным» облигациям, то есть держатели таких облигаций при банкротстве компании получают возмещение после «нормальных» облигационеров. Этим объясняется столь солидная ставка купона.

Четвёртый выпуск закручен ещё сильнее. Облигации номиналом в 100 млрд тенге являются одновременно субординированными и индексированными с фиксированным купоном в 4% годовых на весь пятилетний срок обращения. Индексируется номинальная стоимость с учётом коэффициента темпа девальвации/ревальвации тенге к доллару. Структура облигации даст возможность инвестору хеджировать девальвационные риски.

Важным вопросом по размещению столь масштабного облигационного предложения «Цеснабанка» является качество инвесторов, способных «переварить» такой пул облигаций. Не секрет, что единственным покупателем многих объёмных выпусков облигаций становился ЕНПФ, управляемый Нацбанком. Не исключено, что в покупке бумаг «Цеснабанка» будут задействованы пенсионные средства.

Дело в том, что процедура реабилитации банка подразумевает участие средств Нацбанка, а точнее, пенсионных активов ЕНПФ, инвестиционная деятельность которого в последнее время находится под пристальным вниманием общественности. Пенсионные активы привлечены на рыночных условиях для покупки облигаций банков в сумме 200 млрд тенге до конца 2018 года в рамках государственной поддержки экономики. Глава Нацбанка Данияр Акишев ранее уточнял, что фондирование предоставят путём покупки облигаций срочностью в пять лет. И пенсионные активы могут участвовать в покупке 50% каждого облигационного выпуска банка при условии паритетного участия других инвесторов.

Сообщение Нацбанка от 17 октября извещает об изменении правил сделки. Лимит инвестирования на каждый банк становится твёрдым и ограничен 20 млрд тенге, обязательность наличия второго контрагента сохраняется. В документе сказано, что на сегодняшний день в рамках указанной облигационной программы активы ЕНПФ инвестированы на сумму 35 млрд тенге с доходностью 11,5-12% годовых.

От слов к делу

Последние прошедшие биржевые размещения показали слабый рыночный спрос на корпоративный долг коммерческих банков. Тем не менее, предложенные объёмы были почти во всех случаях размещены. В частности, в августе спрос на семилетний долг банка «ЦентрКредит» (дюррация 3,6 года, купон 8,5%) составил 33,5% в лице единственного участника. Эмитент разместил 3,1 млрд тенге под 12% годовых. В сентябре банк доразместил выпуск еще на 8,5 млрд тенге с аналогичной доходностью. Спрос составил 72% со стороны одного участника.

К размещению восьмилетних (дюррация 4,3 года, фиксированный купон 9,7%) облигаций Kaspi Bank, судя по статистике, рынок отнесся без энтузиазма. Спрос составил 52,2%, в торгах участвовали два покупателя. В итоге банк привлёк 5 млрд тенге из 10 млрд запланированных. Доходность в поданных заявках составила 11,5% годовых, обе заявки удовлетворены. Брокеры купили 2,9% бумаг, институциональные инвесторы – остальные 97,1%.

Сентябрьский дубль ForteBank позволил привлечь через подписку 44 млрд тенге из запланированных к размещению 220 млрд тенге. Начало обращений бумаг – сентябрь 2018 года, завершение – декабрь 2024 года, купонное вознаграждение – 4%. Ограничения для покупателей на максимальное количество облигаций в поданных заявках условиями проведения подписки не устанавливались. Единственный покупатель приобрёл бумаги по номиналу, с доходностью до погашения в 4% годовых.

В сентябре небольшое размещение «старых» семилетних облигаций (дюррация три года) провёл также «Цеснабанк». Единственный инвестор купил облигаций на сумму 4,7 млрд тенге с доходностью в 12% годовых.

Как видно, заявленные параметры срочности и доходности многих выпусков вполне подходят под требования Нацбанка о покупке облигаций деньгами ЕНПФ. Двухзначная доходность к погашению, предложенная большинством банков из первой десятки, на фоне ситуации, когда недавно стоимость фондирования снижалась для заёмщиков с понятным уровнем кредитного риска, – дань текущей ситуации и отражает недоверие и страхи инвесторов.

Несмотря на меры правительства по улучшению банковского сектора, его показатели оцениваются как относительно слабые, отмечали в последнем отчёте аналитики S&P Ratings. По их оценкам, темпы роста кредитования в 2018 году останутся практически нулевыми. Последние события с крупными банками, когда казалось, что был отыгран основной негатив и кредитные портфели банков, по оценке S&P Ratings, стали гораздо честнее и прозрачнее, вновь возвращают рынок к началу ситуации. Государство всё так же остаётся гарантом расчистки токсичных портфелей и сохранения ликвидности банковского сектора.

Фондирование банков через облигации в непростое время с точки зрения привлечения инвестиций в банковский сектор объясняется потребностью средних банков в длинных деньгах для развития бизнеса. С начала этого года большинство банков потеряли часть депозиторов – физических и юридических лиц. Не избежали оттока и некоторые банки, перечисленные выше.

В качестве резюме можно отметить, что на сегодняшний день банковские размещения не являются такими массовыми, как, например, шесть-семь лет назад, когда для банков открылось «окно» на местном рынке в связи с улучшением макроэкономической ситуации и отсутствием негатива в банковском секторе.

Тем не менее, есть предпосылки для рыночного размещения «коротких» долгов банков. Как рассказал abctv.kz источник в компании по страхованию жизни, неопределённость на финансовом рынке, наблюдаемая в последнее время, разворачивает инвестиционный интерес в сторону коротких, не больше трёх лет долгов эмитентов хорошего кредитного качества, в том числе банков. Хотя конкуренция за деньги рядовых инвесторов очень остра. 20 октября совет директоров государственной «КазАгроФинанс» объявил о решении привлечь 20 млрд тенге, выпустив короткие, как правило, до года, облигации. Статус заёмщика и параметры выпуска могут скорректировать доходности по коротким долгам частных заёмщиков, в том числе банков.

Татьяна Батищева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Экспресс-гарантии – быстрое решение для участия в госзакупках

Разбираемся, как за час получить гарантию, не выходя из офиса.

10 Февраль 2020 08:00 1063

Экспресс-гарантии – быстрое решение для участия в госзакупках

С активным ростом и развитием малого и среднего бизнеса в стране активизировались и финансовые институты. Сегодня банки предлагают огромный выбор инструментов, которые позволили бы компаниям вести свою деятельность эффективно. Один из наиболее востребованных продуктов – банковские гарантии, которые позволяют бизнесу принимать участие в тендерах и госзакупках без необходимости предоставления обеспечения контракта. Несмотря на то, что этот продукт предлагает большинство банков, у каждого из них разные тарифы и условия. Некоторые игроки пошли дальше, переведя такой стандартный продукт в «цифру», сократив тем самым время получения до минимума.

Недавно в Евразийский банк обратился клиент, которому нужно было срочно предоставить гарантию для участия в тендере, буквально за пару часов. В банке оформили ему гарантию за час. Он получил ее дистанционно в своем личном кабинете на портале госзакупок. За такими оцифрованными решениями будущее, считают в банке. Разбираемся, как быстро оформить гарантию и кому она может пригодиться.

Евразийский банк разработал для бизнеса простые, понятные и удобные инструменты. Здесь начата активная работа по банковским гарантиям, документарным операциям, аккредитивам для представителей МСБ. Флагманом для МСБ стал новый продукт – экспресс-гарантии для государственных закупок. Для их выпуска совершенно не обязательно посещать офис банка, достаточно отправить электронную заявку через приложение Client’s Bank. Вся процедура займет несколько минут, и уже в течение часа гарантия в личном кабинете на портале госзакупок. В банке признаются, что такого результата позволила добиться оптимизация всех действующих процессов и упор на развитие онлайн-обслуживания клиентов.

«Мы провели анализ рынка и увидели большую потребность наших клиентов в банковских гарантиях, причем спрос на них остается постоянным практически в течение всего года, так как закупки услуг различными компаниями происходят постоянно, и все они совершаются онлайн. Это значит, что выиграет не только тот, кто предложит лучшие условия, но и тот, кто оперативно отреагирует на запросы клиентов и быстро, в режиме онлайн предоставит все необходимые подтверждающие документы», – пояснила исполнительный директор по корпоративному бизнесу Евразийского банка Анна Максимова.

Экспресс-гарантии предоставляются без залогов, денежного покрытия, расчета оборотов и полностью дистанционно.

Максимальный размер гарантии – один миллион тенге. По словам представителей банка и как показала практика, в пределах этой суммы МСБ и требуются гарантии. К примеру, если рассмотреть миллион тенге как 1% от суммы тендера, сумма контракта составит 100 млн тенге, а это уже достаточно крупная поставка товаров или услуг для МСБ.

При этом такую же сумму – 1 млн тенге – составляет и максимальный размер кредитной линии при ее открытии. После изучения тарифов в других финансовых институтах, банк предложил конкурентные тарифы. Так, комиссия за открытие кредитной линии сроком на один год составит 30 000 тенге, за выпуск гарантии – 15 000 тенге.

Для быстрого получения гарантии от клиента требуется лишь наличие текущего счета, открытого в Евразийском банке, с момента регистрации компании должно пройти не менее шести месяцев, а также должна отсутствовать просроченная задолженность перед банками и по платежам в бюджет.

Несмотря на небольшой срок запуска продукта, им уже успели воспользоваться клиенты. Популярными экспресс-гарантии оказались среди компаний из сферы питания, торговли и других услуг. Впрочем, как отмечают в банке, этот продукт может быть полезен всем компаниям МСБ, которые активно участвуют в госзакупках и тендерах.

«Зачастую для получения гарантий клиенту необходимо предоставить залог или лично прийти в офис, предоставить документы, пройти какие-то процедуры. Но для компаний, часто участвующих в тендерах, такие процедуры тормозили процесс участия в тендерах, поэтому мы решили создать продукт, который позволит быстро получить гарантию и не тратить время на посещение отделений банка. Если у клиента нет обеспечения для участия в тендере, а, как правило, требуется наличие не менее 1% от суммы контракта, мы здесь идем навстречу клиентам, никакие залоги от них не требуем, в рамках одного миллиона тенге он может выпустить гарантию без какого-либо обеспечения, оплатив лишь комиссию банка. И все это быстро, дистанционно, из любой точки мира. Таким образом, мы максимально разгрузили нашего клиента по затратам времени, сил, финансов», – отметила Анна Максимова.

Помимо экспресс-гарантий, Евразийский также предлагает своим клиентам и другие виды гарантий, покрывающие уже более крупные суммы – свыше миллиона тенге. Это в том числе гарантии без обеспечения, под обороты компании.

Конечно, выпуская продукт на такую большую сумму без какого-либо обеспечения со стороны клиента, банк принимает на себя определенный риск, но, как отмечают в Евразийском, расчеты показали, что процент выплаты по тендерным гарантиям минимальный. Таким образом, риск выплат по таким гарантиям очень низок, менее 1%. В долгосрочных планах банка занять до 20% казахстанского рынка банковских гарантий.  

В банке проконсультируют клиентов по любым вопросам участия в тендере и заключения различных договоров.

В заключение стоит отметить, что при заключении договоров важно обращать внимание на рейтинг и репутацию банка, с которым работает подрядчик. Евразийский банк работает на рынке республики более 25 лет, входит в десятку крупнейших банков по активам. Международное агентство Moody’s присвоило долгосрочный депозитный рейтинг в местной и иностранной валютах Евразийскому банку на уровне B2.

Материал подготовлен совместно с партнерами

Как поддерживать банки без бюджетных средств?

Аналитики перечислили варианты.

31 Январь 2020 08:21 2448

Как поддерживать банки без бюджетных средств?

«Роль банковского сектора в развитии экономики снижается с каждым годом», «финансовая система больна» – эти фразы прозвучали в выступлении президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева на расширенном заседании правительства 24 января. Необходимо, не откладывая в долгий ящик, разработать подходы к оздоровлению банковской системы, сказал глава государства, причем поддержка банков должна быть на рыночных условиях, без использования бюджетных средств. Inbusiness.kz спросил аналитиков, нужно ли оздоравливать банковскую систему и как это можно делать без бюджетных средств.

Главное в спасении – для чего оно нужно

«В 2018 году банковский сектор уже был оздоровлен. И, согласно отчету официальных представителей, оздоровление прошло результативно: уровень неработающих займов был снижен, а доходность банковского сектора увеличена», – говорит начальник отдела инвестиционного анализа «Астана Инвест» Серик Козыбаев.

Он напоминает, как выглядело последнее оздоровление банковского сектора.

«Банки выпустили облигации с доходностью ниже, чем доходность гособлигаций, которые были приобретены банками. То есть участники рынка дали в долг под высокий процент, а взяли в долг под низкий процент. Разница между доходностями составила их прибыль. Также БВУ улучшили свой баланс, приобретя гособлигации», – говорит спикер.

Он отмечает, что банки оказались в таком положении из-за «банального воровства денег акционерами и топ-менеджерами».

«Нужно ли поддерживать банковский сектор вновь?!» – задается вопросом эксперт. Он считает, что если это потребуется для развития платежной системы с целью борьбы с теневой экономикой, то это будет позитивным решением, в противном случае не стоит этого делать.

«Лучше ужесточить контроль и наказание за выдачу заведомо невозвратных займов. В конце концов, для этого не потребуется выделение бюджетных средств», – считает собеседник.

Отвечая на вопрос о том, как можно поддержать банковский сектор без бюджетных средств, Серик Козыбаев предполагает в качестве варианта внесение изменений в регулирующие нормы, например, в отношении создания провизий и капитала. Также это может быть контроль объемов беззалогового кредитования и контроль роста потребительского кредитования в целом.

«Большие объемы выданных беззалоговых кредитов это большой риск для банковского сектора», – комментирует он.

На его взгляд, взаимоотношения банков и государства в будущем будут зависеть прежде всего от государства, от того, насколько государство в лице регуляторов готово выслушать и создать конструктивный диалог с банковским сектором.

Все, что должно, и даже больше

«Государство уже сделало все, что должно было, и даже гораздо больше нужного. На помощь банкам, по разным оценкам, ушло до 10-12 млрд долларов, что составляет примерно треть годового республиканского бюджета», – говорит генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев.

По его словам, основные проблемы в секторе разрешены. «Кто успел получить господдержку – получили ее, и теперь государство посылает месседж банкам, что помощи больше не будет», – говорит собеседник.

В то же время, продолжает он, проблемы в крупных БВУ или решены, или значительно облегчены, соответственно, вполне вероятно, что государство теперь будет позволять банкам банкротиться или уходить с рынка.

«Хотелось бы добавить, что это послание для акционеров банков и для населения повторялось и транслировалось постоянно. Для акционеров – чтобы понимали, что помощи от государства не будет, для населения – чтобы оно знало, что нужно с умом подходить к выбору банка и не винить государство в случае возникновения у фининститута проблем», – говорит эксперт.

По его мнению, теперь регуляторы в лице Нацбанка и АРРФР будут оказывать давление на акционеров банков, чтобы те капитализировали прибыль либо привлекали новый, дополнительный капитал.

«В результате мы практически неизбежно увидим в этом году новые сделки по покупке и слиянию банков среди средних и мелких либо уход мелких банков с рынка. Мы считаем, что к концу года в стране станет на один-три банка меньше», – прогнозирует Мурат Кастаев.

Он считает, что для оздоровления банковского сектора нужно выстроить в нем рыночную конкуренцию.

«А значит, прекратить кредитовать экономику через квазигоссектор, постепенно свернуть льготные кредиты и субсидии. Нужно отдавать в рыночную среду ипотечное и автокредитование, где доминируют государственные льготные программы», – перечисляет спикер меры, которые помогут обойтись без вливания бюджетных средств в банковский сектор.

Также, на его взгляд, необходимо распределять свободные средства (счета и депозиты) государственного и квазигосударственного секторов на рыночных условиях, позволять банкам конкурировать между собой и позволять неэффективным банкам уходить с рынка.

«Банковский сектор не нужно поддерживать ни бюджетными средствами, ни другими, рынок сам расставит все по местам. Для банков нужно создать условия для конкуренции, нужно значительно, радикально сократить государственное участие в экономике, распустить или приватизировать субъекты, входящие в государственные холдинги (кроме компаний из стратегически важных отраслей). Необходимо продолжать приватизацию, диверсификацию экспорта и импортозамещение», – говорит собеседник.

Без надежды на «белого рыцаря из правительства»

«Оздоровление системе нужно, этот диагноз был поставлен по результатам AQR», – говорит аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане Андрей Чеботарёв.

Напомним: в конце прошлого года Нацбанк сообщил о завершении первого этапа проверки качества активов в 14 банках. По результатам этой проверки дополнительный основной капитал, который необходим для покрытия рисков, оценен в 3% от активов, или 450 млрд тенге.

«Другой вопрос, как оздоравливать и за чей счет, – продолжает эксперт. – Это длинная и системная работа, которая требует взвешенного подхода. С одной стороны, надо работать над системой рисков для минимизации неработающих кредитов. С другой – стимулировать отечественный бизнес привлекать средства под рыночный процент. Это будет сделать достаточно трудно, так как базовая ставка у нас высокая (9,25%. – Ред.) и к снижению ее пока нет никаких предпосылок».

В ответ на поручения президента председатель агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова, выступая на заседании правительства 28 января, сказала, что оздоровление банковского сектора будет продолжено посредством создания адекватного запаса провизий и капитала на рыночных условиях без использования бюджетных средств.

«У банков есть акционеры и, видимо, руководство агентства, хочет обратиться именно к ним как к одним из основных заинтересованных лиц в спасении системы», – говорит Андрей Чеботарёв. Он приводит в пример Украину, где NPL составляет около 50%.

«Там предлагают узаконить правило, которое позволяет банку выдавать кредиты только на акционерные средства. Это крайняя мера, но достаточно действенная», – считает аналитик.

Можно ли ожидать, что государство резко изменит свою политику в отношении банков, и запрет на использование бюджета для спасения банков будет прописан законодательно, либо регулятор обозначит крайние условия, при которых можно будет потратить средства из казны, а в остальных случаях банки должны будут самостоятельно справляться со сложностями?

Отвечая на этот вопрос, Андрей Чеботарёв высказывает мнение, что запрет выделять средства на спасение и поддержание банков, скорее всего, не будет прописан законодательно.

«Это отрежет путь для такого спасения, а закрывать эту «лазейку» не хочется никому, ни правительству, которое рано или поздно может воспользоваться ею, ни банкам, которые все равно надеются, что в случае беды им помогут», – говорит аналитик.

Но все же он надеется, что изменения произойдут, и государство перестанет предоставлять финансовую помощь банкам, а банки, в свою очередь, перестанут рассчитывать на «белого рыцаря из правительства», который их непременно спасет, и они и дальше будут приносить прибыль акционерам.

Елена Тумашова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: