DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 286,33 Brent 36,55
Банкиры поставили на отсрочку институт банкротства физлиц

Банкиры поставили на отсрочку институт банкротства физлиц

Разработка законопроекта о восстановлении платёжеспособности граждан приостановлена из-за рисков возврата по льготной ипотечной госпрограмме.

27 Ноябрь 2018 07:00 6562

Банкиры поставили на отсрочку институт банкротства физлиц

Автор:

Майра Медеубаева

Фото: kommersant.ru

Кабмин заморозил работу над проектом Закона «О восстановлении платёжеспособности граждан». Соответствующее решение принято в сентябре. И одной из веских тому причин стали риски платёжной дисциплины заёмщиков в рамках госпрограммы «7-20-25». Об этом abctv.kz в кулуарах заседания правительства в понедельник, 26 ноября, сообщила руководитель Управления реабилитации и банкротства Комитета государственных доходов (КГД) Министерства финансов, Айгуль Уалиева.

«На уровне правительства со стороны Национального банка [Казахстана] высказывались риски, что принятие закона о банкротстве физических лиц может привести к невозможности использования нового механизма ипотечного кредитования ввиду иждивенческих настроений среди заёмщиков», – объясняет природу решения Уалиева.

Число должников за последние пять лет удвоилось, до 1,7 млн человек, а размер задолженности вырос в 7,5 раза, до 12,7 млрд тенге, заявляли ранее в КГД, презентуя законопроект и обосновывая его необходимость. Другим риск-аргументом ведомство называло «безвыходность положения людей, как основание для проведения несанкционированных акций протеста». При этом ключевым системным вызовом указывалась растущая кредитная задолженность и доля в ней просрочки (90+ дней).

Законопроект предполагал в изначальном виде как внесудебную, так и судебную процедуры банкротства. Люди, прошедшие соответствующую процедуру, имели такие последствия, как: запрет на опекунство и попечительство, запрет на повторное восстановление платёжеспособности в течение 10 лет, кредитный мониторинг в течение трёх лет и уголовную ответственность в случае недобросовестного поведения (с запретом на занятие бизнесом).

Рис. 1. Целесообразность внедрения института банкротства физлиц в Казахстане

Источник: Комитет государственных доходов Министерства финансов РК, 2017 г.

По словам Уалиевой, в июле этого года принят новый закон по вопросам валютного регулирования и валютного контроля, которым введён новый порядок ипотечного кредитования. Также в реализацию «Пяти социальных инициатив», озвученных главой государства, стартовала новая программа – «7-20-25». Как известно, данная программа предусматривает предоставление займов физическим лицам для приобретения жилья.

В связи с чем, продолжает она, принято решение дать небольшое время для реализации ипотечной программы, анализа промежуточных результатов и, исходя из практики реализации, определиться с дальнейшим внесением данного законопроекта в мажилис, рассказала руководитель управления. По данным Минфина, примерные сроки возвращения к разработке законопроекта не оговаривались.

Отметим, по данным Нацбанка, порядка 1,7 млн физических лиц имеют проблемные займы. Напомним, законопроект «О восстановлении платёжеспособности граждан» предполагал распространение на всех физических лиц независимо от структуры долга, это могли быть как ипотечные, так и потребительские займы, долги по коммунальным платежам, налогам, кроме алиментов и возмещения ущерба.

Основная сумма долга приходится именно на физические лица, которые получили ипотечные займы, подчёркивали в ведомстве. Поэтому в проекте закона разрабатывался механизм по включению долгов по ипотеке в процедуру банкротства. В законопроекте не устанавливали предельную сумму задолженности, по достижении которой должник имел право подавать документы на процедуру банкротства, подчёркивают в Министерстве финансов.

Предполагалось, если сумма обязательств физического лица превышает стоимость его активов, тогда оно может обратиться за применением процедуры банкротства. Но была оговорка: в случае если у лица есть банковский заём, то до обращения в уполномоченный орган он должен обратиться в банк второго уровня и в соответствии с законом о банковской деятельности провести работу по реструктуризации долга, в которой банк предлагает пути решения. Если банк решения не предложит или физическое лицо предложенный механизм не устраивает, только в этом случае физлицо может обратиться за применением процедуры банкротства.

Данные нормы были прописаны в проекте закона, акцентирует представитель КГД. В свою очередь, он был согласован на уровне правительства, за исключением Нацбанка, но в мажилис не внесён, «поэтому говорить о том, что это последняя версия закона, ещё рано». В дальнейшем, когда станет вопрос о внесении в мажилис, он будет пересматриваться, согласовываться с госорганами, возможно, будут изменения, отмечают в министерстве.

Напомним, о необходимости закона о банкротстве физических лиц высказался президент Казахстана в 2014 году. Позже было принято решение, что данный закон необходимо принимать после введения всеобщего декларирования. Как рассказал министр финансов Алихан Смаилов в кулуарах заседания правительства, состоявшегося 26 ноября, работа по всеобщему декларированию ведётся.

«Мы ведём работу по поэтапному декларированию. Планируем, что с 1 января 2020 года всеобщим декларированием будут охвачены работники бюджетной сферы, работники квазигосударственного сектора, госслужащие», – резюмировал глава Минфина.

Майра Медеубаева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Базовая ставка не изменилась – 9,25%

Нацбанк не исключил смягчения денежно-кредитных условий в будущем.

03 Февраль 2020 15:16 5202

Базовая ставка не изменилась – 9,25%

Фото: Максим Морозов

Национальный банк Республики Казахстан принял решение сохранить базовую ставку на уровне 9,25% годовых и процентный коридор +/- 1 п.п.

В сообщении регулятора говорится о том, что инфляция осталась в пределах целевого коридора 4-6%, в январе этого года составила 5,6% в годовом выражении. Рост цен на продовольственные товары составил 9,2%, непродовольственные товары – 5,2%, платные услуги – 1,4%. Инфляционные ожидания населения остаются умеренными. В декабре 2019 года они замедлились до 5,6% по сравнению с 5,8% в ноябре.

Нацбанк считает, что в краткосрочном горизонте будут наблюдаться проинфляционные риски – на фоне влияния повышения акцизов на реализацию бензина и подорожания регулируемых услуг. До конца этого года и в среднесрочной перспективе ожидается постепенное ослабление инфляционных процессов и замедление годовой инфляции до уровня середины целевого коридора 4-6% и ниже до конца 2020 года.

Годовая инфляция в России составила 3%, странах ЕС – 1,6%, что ограничивает рост цен на импортируемые товары.

По мнению регулятора, потребительский и инвестиционный спрос способствует повышению экономической активности. Рост реальных денежных доходов населения в январе – ноябре 2019 года составил 5,8% в годовом выражении, бюджетные расходы на социальную поддержку увеличились на 26,0% в 2019 году, потребительское кредитование выросло на 26,9% за 2019 год. Расширение инвестиций за 2019 год составило 8,5%. По итогам 2019 года краткосрочный экономический индикатор вырос на 5,0% в годовом выражении.

Незадолго до объявления решения по базовой ставке аналитики высказали в беседе с inbusiness.kz мнение, что сейчас оснований к ее изменению нет. Напомним, 9,25% – такой уровень регулятор установил в сентябре прошлого года, подняв тогда ставку с 9,00%, и сохранил в октябре и декабре.

«Думаю, ставку оставят без изменений. На международной арене сейчас напряженно из-за вспышки китайского коронавируса. Падают индексы, нефть, рубль и юань. Китай (фондовый рынок. – Ред.) открывается в понедельник, и падение начнется, скорее всего, и там. Поэтому для снижения базовой ставки в настоящее время особых оснований нет. Но и для ее повышения поводов пока тоже не наблюдается», – прокомментировал эксперт международной брокерской группы TICKMILL Арман Бейсембаев.

«Рыночных предпосылок для снижения базовой ставки в настоящее время нет. Инфляция «топчется» у верхней границы таргетированного коридора (коридор на конец 2019 года – 4-6%, в январе в годовом выражении инфляция составила 5,6%. – Ред.). Скорее всего, ставку оставят без изменения, учитывая то, что с инфляцией регулятор обещал справиться», – поделился мнением аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане Андрей Чеботарёв.

Ранее в беседе с журналистами руководитель управления макроэкономического анализа «ВТБ Капитал» Петр Гришин предположил, что в этом году Нацбанк снизит базовую ставку на 100 процентных пунктов – с 9,25% до 8,25% в течение года. По мнению российского аналитика, снижение может происходить поэтапно, в четыре захода, на каждом втором заседании комитета.

Отметим, что в этом году, так же, как и в прошлом, Нацбанк планирует объявлять решение по базовой ставке восемь раз. Очередное заседание Технического комитета по денежно-кредитной политике назначено на март (само решение объявят 16 марта), далее – на апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, декабрь.

«Дальнейшие решения по базовой ставке будут приниматься с учетом соответствия сложившейся и прогнозной динамики инфляции ее целевым ориентирам, а также баланса внутренних и внешних рисков. При развитии ситуации в соответствии с ожиданиями Национального банка, а также при принятии мер правительством и местными исполнительными органами по повышению конкуренции на продовольственных рынках и проведению оптимальной тарифной политики возможно смягчение денежно-кредитных условий», – говорится в сообщении Нацбанка, распространенном в понедельник, 3 февраля.

Елена Тумашова

«Если банк не хочет кредитовать бизнес, регулятор не заставит его это делать»

Почему госпрограммы «сильно усложняют жизнь Нацбанку», как привлечь иностранных инвесторов в госдолг, и что позволит сделать курс рубля и тенге адекватным.

28 Январь 2020 14:03 1942

«Если банк не хочет кредитовать бизнес, регулятор не заставит его это делать»

На расширенном заседании правительства в пятницу, 24 января, президент Касым-Жомарт Токаев сказал: «Теперь главная задача – обеспечение финансовой стабильности. Предстоит разработать подходы по оздоровлению банковской системы. Сделать это надо срочно, не откладывая дело в долгий ящик. В противном случае последствия могут быть серьезными. Вопрос поддержки банковского сектора следует рассматривать на рыночных условиях, без использования бюджетных средств».

«Оздоровление банковского сектора будет продолжено посредством создания адекватного запаса провизий и капитала на рыночных условиях без использования бюджетных средств», – ответила на поручение председатель Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова. Соответствующие подходы, сказала она на заседании правительства во вторник, 28 января, будут разработаны до конца первого квартала этого года.

О поддержке банковского сектора и госпрограммах говорил на встрече с журналистами в Алматы руководитель управления макроэкономического анализа «ВТБ Капитал» Петр Гришин.

«Из всех стран региона в Казахстане банковская расчистка оказалась самой большой и долгой, у вас ведь история с недвижимостью началась еще до Lehman Brothers (американский инвестбанк обанкротился в 2008 году. – Ред.)», – обозначил одну из особенностей сектора российский аналитик.

Другая, по его словам, заключается в большом количестве госпрограмм. «Если бы была статистика, то мы бы увидели, что доля дохода банков, связанного с посредничеством от обслуживания госпрограмм, в Казахстане самая высокая в регионе, даже по сравнению с Узбекистаном (где все советское нереформированное)», – отметил спикер.

«Фишка в том, что решения нет»

Вместе с тем, по его словам, говоря обо всем этом, нельзя не отметить, что политики – и уровня президента, и уровня премьер-министра – не обязаны быть техническими специалистами в большом количестве мелких вопросов, они смотрят на картинку целиком.

«А картинка целиком очень часто выглядит так: бизнес начинает жаловаться, что ставки высокие, неценовые условия кредитования плохие, банки в свою очередь говорят о невозможности кредитования, потому что лимиты на заемщика или группу заемщиков закончились, требования по резервированию усилились и пр. У политика складывается впечатление, что есть легкое решение (это и правильно, политик должен искать простые, сравнительно легкие решения). Но фишка в том, что решения нет. Это общая проблема и в Европе, и в Азии, и в Америке. Действия государственной системы в адрес банков не обязательно напрямую к чему-то ведут», – считает Петр Гришин.

По его словам, у регулятора, правительства, минфина и других структур есть определенные инструменты для того, чтобы убирать препятствия на пути к «живому» кредитованию, каждый из этих инструментов является необходимым, но недостаточным.

«Например, провели AQR. Это огромная работа, но проблема только одна: это напрямую ни одну задачу не решает. Банковская система не хочет кредитовать, почему-то ей не комфортно это делать. Почему? Потому что есть большое количество вещей, которые сильно ограничивают потенциал кредитования. Например, заемщики достаточно сильно закредитованы или занимаются бизнесом «где-то на грани», или, например, сегодня ты кредитуешь фермеров, которые выращивают коров, а завтра этим фермерам запрещают экспортировать скот. Все усилия Центробанков по регулированию маржи, капитала и т. д. не могут напрямую изменить эту ситуацию, и неправильно ожидать этого от подобных мер», – поясняет эксперт.

Он считает, что, если банк захочет кредитовать ту или иную компанию, он найдет варианты, как это сделать, но если не захочет это делать по каким-то причинам, то регулятор никакими способами не сможет стимулировать его. «Банковская система откликается на рост, если этот рост возникает где-то сам по себе. В постсоветском пространстве это должны быть вещи или демографические (узбекская история), или ресурсные (казахстанская история), или «надо тратить больше из бюджета напрямую» (это в очень существенной степени казахстанская история)», – поясняет спикер.

Базовая ставка не влияет на крупных

На субсидии уходит очень много денег из бюджета, однако это «сильно усложняет жизнь Нацбанку». «Нацбанк свою ставку (базовую ставку. – Ред.) двигает, но большим компаниям, честно говоря, почти фиолетово. Они могут записаться в ту или эту госпрограмму, валюту взять за рубежом, причем дешевле, чем на внутреннем рынке. Получается, что поле, на которое Нацбанк влияет своей денежно-кредитной политикой, из-за большой доли госпрограмм сужается», – говорит спикер.

Кроме того, отмечает он, в Казахстане у субсидированных государством кредитов ставки в основном фиксированные: банк выдал заем на длительный срок и дешево, добавив к нему свою маржу, – и забыл.

«В таком случае весь этот кредит выпадает из поля влияния того, что делает Нацбанк. И это обидно. Потому что задача Нацбанка – держать инфляцию. Сейчас считается, что валютный курс фиксированным быть не может, надо управлять процентными ставками, чтобы инфляция держалась в коридоре 4-6%. И количество каналов, через которые Нацбанк практически может на это воздействовать, очень маленькое», – отмечает спикер.

Причина: среднего бизнеса в Казахстане, как и в России, не так много – много маленьких компаний и какое-то количество крупных, но крупные живут за счет валютного кредитования, которое приходит из-за границы, победить которое естественным образом не получается и это в принципе экономически бессмысленно.

«Если бы не было госпрограмм, тогда для контроля инфляции Центробанку пришлось бы меньше ограничивать потребительское кредитование, и тогда физические лица чувствовали бы, что ставки ниже. Поэтому количество госпрограмм лучше сокращать», – поясняет Петр Гришин.

Спикер говорит, что в России, например, ставка по ипотеке составляет 7%, и она такой сложилась сама по себе, а не за счет субсидий, как в Казахстане по программе «7-20-25».

«Фишка простая: для того чтобы ставки в экономике были низкие, надо прекратить тратить то, что не надо тратить. Необходимо прекратить субсидировать, нужно аккуратно подойти к постепенному сокращению фискального стимула», – отмечает эксперт.

По его словам, по мере того как решаются насущные проблемы (например, завершили модернизацию НПЗ – качество бензина повысилось), государства в экономике должно становиться меньше. И тогда влияния на инфляцию, в том числе через государственные расходы, будет становиться меньше, госпрограмм будет меньше – ставки сами пойдут вниз.

«Наш прогноз до конца года: Нацбанк снизит базовую ставку примерно на 100 базисных пунктов, сейчас она 9,25%, будет 8,25% (предположим, что снижение будет происходить на каждом втором из восьми заседаний, запланированных на год). Курс на конец года составит 387 тенге за рубль, при этом в нашем прогнозе рубль заложен на уровне 63 рублей за доллар, нефть – 55 долларов за баррель», – делится мнением аналитиков компании Петр Гришин.

Валютные рынки не видят нефть

Переходя к теме курса валюты, эксперт перечислил несколько структурных особенностей валютного рынка Казахстана.

Первая заключается в том, что он «в очень маленькой степени связан с нефтью»: крупнейшие нефтяные компании платят налоги в валюте в Нацфонд.

Вторая особенность: рынок узкий, потому что существенное влияние на него оказывает присутствие Нацбанка, который выступает и как агент для правительства по продаже валюты из Нацфонда, и как агент для ЕНПФ по покупке валюты.

Третья особенность проявляется в том, что в Казахстане достаточно большая долларизация сбережений и в корпоративном секторе, и у физических лиц.

Четвертая и, на взгляд представителя российского инвестбанка, самая важная: Казахстан – единственная большая экономика в регионе, где отсутствуют внешние инвесторы на внутреннем рынке госдолга в тенге.

В России структурные особенности таковы, что тоже нет зависимости от нефти (бюджетное правило «сглаживает» две трети зависимости от нефти), но валютный рынок глубокий, потому что все платят налоги только в рублях (соответственно, налогоплательщики, получающие выручку в валюте, вынуждены сначала продавать ее на рынке, чтобы получить рубли). Кроме того, в России долларизация сбережений примерно вдвое меньше, чем в Казахстане, и очень много иностранных инвесторов.

Чего не хватает инвесторам

«Это важно, потому что в современном мире валютные курсы определяются не торговым балансом, а финансовыми потоками – продолжает собеседник. – Наши (российская и казахстанская. – Ред.) экономики «копеечного» размера по сравнению с большими финансовыми рынками. На этих рынках количество сбережений огромно, а количество инвестиций постоянно убывает. Даже Китай сейчас стал чистым «поставщиком» сбережений, кредитором, хотя раньше потреблял инвестиции».

Он поясняет, что инвесторам из мировых центров капитала – Лондона или Нью-Йорка, например, – необходимо куда-то вкладывать триллионы долларов. «Куда? На развитые рынки, но там или очень низкие процентные ставки по облигациям, или рынок акции на абсолютных максимумах (страшновато вкладывать, особенно когда все говорят об очередной рецессии). Поэтому последние лет 10 – это годы, когда инвестирование в рынки госдолга развивающихся стран стало очень горячей темой. Подчеркну, что мы сейчас говорим о госдолге в национальных валютах», – отмечает собеседник.

Такие инвесторы настолько большие, что когда идут на какой-то рынок, где госдолг в национальной валюте (и они, чтобы купить ее, продают доллары), то своей массой сильно укрепляют курс. Поэтому для них плюс-минус два процента текущего счета – вещь незаметная.

«В последних пресс-релизах Нацбанка была такая формулировка: инфляционные курсовые ожидания ухудшились из-за того, что опять вырос дефицит текущего счета платежного баланса. Я с этой формулировкой не согласен, это неправильное наблюдение», – делится мнением спикер.

Он объясняет, что иностранцам, чтобы комфортно вкладывать в локальный рынок, надо, чтобы страна была подключена или к Euroclear, или к Clearstream (международные депозитарно-клиринговые системы). Кроме того, для инвесторов важно участие государства-эмитента в индексе GBI (Government Bond Index, главный бенчмарк для локальных рынков долга), попав в который страна почти автоматом обеспечит себе спрос, при правильных ставках на внутренний долг.

Рублю и тенге нужны одинаковые драйверы

Если это получится, тогда, считает Петр Гришин, в Казахстане возникнет вещь, которая в России есть и драйвит курс.

«Почему рубль сильный, притом что нефть одинаковая для всех, и ни мы, ни вы от нее не зависим на самом деле? Люди думаю, что санкции против России что-то значат. Но несмотря на санкции, более 50% госдолга в средней и дальней срочности (конец кривой у нас – 20 лет) принадлежит иностранцам, количество их денег во внутреннем рынке – примерно 40 млрд долларов. Интерес к госдолгу Казахстана очень большой, потому что реальные процентные ставки у вас большие (базовая ставка минус инфляция, получается около 4%, это довольно жирная процентная ставка, во многих развивающихся странах она отрицательная). Когда появятся иностранные инвесторы, вы увидите укрепление тенге», – поясняет спикер.

Кросс-курс с рублем: чехарда для Нацбанка

По кросс-курсу «тенге-рубль»: всегда есть сильное лобби, которое уверяет, что кросс-курс не должен быть очень большим, поскольку Россия и Казахстан по каким-то производимым товарам являются прямыми конкурентами.

«Такое лобби – идея поддерживать конкурентоспособность экспорта слабой валютой – есть во всех странах. Пытаться привязывать тенге и к доллару, и к рублю – это две противоположные задачи. Потому что может возникнуть такая ситуация, когда у вас появились слухи, что доллар будет стоить 500 тенге, а у нас пришли иностранцы и рубль укрепился. Кросс-курс уезжает, возникает чехарда. Что делать Нацбанку?» – говорит спикер.

По его мнению, поскольку таможенных барьеров между Казахстаном и Россией мало, то кросс-курс может быть стабильным, только если и тенге, и рубль драйвятся примерно одинаковыми факторами.

«Поэтому очень важно, чтобы на рынок госдолга пришли иностранцы. Они позволят минфину дешевле занимать, и у вас представление о процентных ставках резко изменится после того, как они появятся», – заключает собеседник.

Елена Тумашова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: