Собственники больших по площади жилищ в Астане – более 100-200 кв. м – будут по-прежнему платить сниженный тариф за отопление в этом полугодии. Об этом стало известно на слушаниях "Астана-Теплотранзит", организованных с участием местного департамента комитета по регулированию естественных монополий (ДКРЕМ), по предложенным монополией тарифам на доставку тепла по сетям и его сбыт в столице на 2026-2030 годы, передает inbusiness.kz.
"Данная дифференциация у нас не утверждена, и мы ее не применяем", – пояснил зампред по экономике и финансам "Астана-Теплотранзита" Серик Амангельдинов, выступавший с докладом по тарифной заявке.
Население Астаны платит меньше за отопление, чем бизнес и бюджетные организации, то есть его оплата дифференцирована для физлиц и юрлиц. Планировалось, что со второй половины этого года для жителей она будет, в свою очередь, дифференцироваться в зависимости от площади жилища. Это должно было происходить на основе методологии, разработанной в минэкономики.
Ожидалось, что разделение тарифов физлиц на тепло произойдет на следующие три подгруппы: жители с площадью менее 100 кв. м будут платить по обычной сниженной тарифной ставке, от 100 до 200 кв. м – плюс еще 10% от утвержденного базового тарифа для населения, а счастливые обладатели домов и квартир с более 200 кв. м будут оплачивать отопление по среднеотпускному тарифу, то есть по одобренной тарифной ставке до ее дифференциации на физлиц и юрлиц.
По данным "Астана-Теплотранзита", в Астане 90% квартир и домов имеют квадратуру до 100 кв. м. Потребителей с площадью более 200 кв. м в столице насчитывается всего 1,5 тыс. Излишки средств, полученных бы от отопления жилиц с большой квадратурой, планировалось пустить на уменьшение износа теплосетей. Это было бы справедливым, учитывая, что в удельном разрезе дома и квартиры со значительной площадью потребляют больше тепла, ими владеют обычно обеспеченные люди, имеющие возможность платить дороже, но не возникло ли со стороны этой подгруппы сопротивление, что могло привести к отмене дифференциации по площади?
Пояснение дали в пресс-службе комитета по регулированию естественных монополий (КРЕМ).
“Временная отмена дифференцированного тарифа связана с пересмотром механизма дифференциации тарифов на регулируемые услуги водоснабжения и теплоснабжения. Эта мера направлена на формирование более справедливой и сбалансированной тарифной политики. Основная цель – снизить тарифную нагрузку на отдельные подгруппы населения, сохранив при этом финансовую устойчивость предприятий, предоставляющих услуги водоснабжения и теплоснабжения. В этой связи разработан проект приказа заместителя премьер-министра – министра национальной экономики Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в приказ министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 ноября 2019 года № 90 "Об утверждении Правил формирования тарифов". В настоящее время проект находится на согласовании в государственных органах. После завершения всех процедур и вступления приказа в силу для населения будут подготовлены официальные разъяснения”, – проинформировали в комитете.
Пока ожидается, что дифференциация по площади не будет применяться до конца года, уточнили в пресс-службе КРЕМ.
Причины повышения
Такой шаг означает, что “Астана-Теплотранзит” в этом полугодии не получит дополнительную прибыль, которую могли бы пустить на снижение износа столичных теплосетей, на 2025 год он спроектирован на уровне 53,4%. При этом подведомственная столичному акимату монополия в последние годы находилась в убытке: негативный финансовый результат за 2021 год был 613 млн тенге, за 2022 год – 1,5 млрд тенге, за 2023 год – 939 млн тенге, за 2024 год – 387 млн тенге, в этом году прогнозируется минус 3,3 млрд тенге. Кстати, у “Астана-Теплотранзита” небольшие нетарифные доходы, в основном по технологически связанным услугам – таким как, к примеру, опрессовка, что приносит 100-200 млн тенге в год.
В основном негативные показатели экономики “Астана-Теплотранзита” складываются из-за недостаточности пятилетних тарифов на передачу и распределение тепла, которые были утверждены на 2021-2025 годы, еще более пяти лет назад, когда цены на товары и услуги, а также расходы на зарплату, электричество, ГСМ, налоги и другие ключевые статьи затрат у предприятия были совсем другими.
Сейчас утвержденный тариф на этот год на передачу, распределение и снабжение тепловой энергии у монополии составляет с учетом новой сбытовой функции 1920 тенге за Гкал без НДС. В проекте тарифов на следующую пятилетку его предлагается повысить на 78,8%, до 3432 тенге за Гкал без НДС в 2026 году и далее предполагается повышать в диапазоне 1,2-6,6%, до 3955 тенге за Гкал без НДС в 2030 году. Понятно, что это еще не окончательно утвержденный уровень тарифов, так как свое решение по их реальной величине должен будет принять столичный ДКРЕМ.
В случае утверждения такого уровня тарифов на передачу “Астана-Теплотранзит” среднеотпускной тариф на услуги отопления в Астане (с учетом затрат на отпуск тепла с ТЭЦ) в следующем году может повыситься на 35,6%, примерно до 6274 тенге за Гкал без НДС, сейчас он составляет 4627 тенге за Гкал без НДС. Но даже если это произойдет по максимальной шкале, то для большинства жителей он будет дифференцирован и гораздо меньше. Однако стоит помнить, что в следующем году НДС вырастет до 16% с нынешнего уровня в 12%.
В своих материалах “Астана-Теплотранзит” аргументирует столь внушительное повышение тарифа на передачу и теплоснабжение тем, что ему необходимо выходить на безубыточность, а прежние тарифы на уходящую пятилетку утратили свою экономическую актуальность и не включали неучтенные расходы, в то время как цены на товары и услуги от сторонних поставщиков значительно выросли.
В то же время отпуск тепла у предприятия вырастет прогнозно с 9,4 млн Гкал в 2026 году до 10,3 млн Гкал в 2030 году, то есть затраты на потери тепла на сетях будут расти, в том числе вместе с тарифами ТЭЦ. Хотя, с другой стороны, теоретически если объемы транспортировки вырастут значительно за следующие пять лет, то должны сработать эффект масштаба и правило “чем больше объем, тем ниже тариф”.
В целом на баланс предприятия передаются сторонние сети на 52 млрд тенге, что потребует увеличения амортизационных отчислений, расходов на обслуживание объектов и пополнения штата, а значит, и роста фонда оплаты труда работников, где также необходима постоянная индексация из-за инфляции. Так, предполагается, что средняя зарплата в теплосетевой монополии вырастет с 479 тыс. до 568 тыс. тенге за пять лет с ориентиром на среднеотраслевую статистику. Сейчас в госкомпании работают 1049 человек, из них 985 производственников со средней зарплатой в 427 тыс. тенге, состав административно-управленческого персонала насчитывает 64 сотрудника со средней оплатой труда в 609 тыс. тенге.
В этом году в организацию была передана функция сбыта тепла от “Астанаэнергосбыта”, что немного добавило ей затрат в общую тарифную смету, кроме того, у последнего остались долги перед “Астана-Теплотранзитом” на сотни млн тенге, которые через суд частями гасятся.
Вместе с тем в столице необходимо улучшать надежность теплоснабжения и снижать потери на теплосетях, а также их износ до 51,4% в 2030 году. Это предполагается сделать за счет вложений из инвестпрограммы, утвержденной ДКРЕМ и городским управлением энергетики на 29,3 млрд тенге на пять лет, которая будет финансироваться из амортизации и допустимой прибыли. "Астана-Теплотранзит", кстати, изначально предлагал инвестиционную программу на 35 млрд тенге, однако, ее на 5,8 млрд урезал ДКРЕМ.
В итоге 80% инвестиций планируется направить на реконструкцию теплосетей, а остальное – на замену устаревшего оборудования новым, приобретение программного обеспечения и оргтехники, приборов и систем, транспорта и спецтехники. При этом нормативные потери у “Астана-Теплотранзита” закладываются на уровне 12,08% на 2025 год со снижением до 12,03% в 2030 году. В 2024 году фактический уровень потерь у предприятия был меньше – около 10,64%, то есть, в принципе, по расходам на них монополия имеет потенциал снижения.
Долговая нагрузка
Отдельной тратой в представленной тарифной смете “Астана-Теплотранзита” стоит выплата долга по бюджетному кредиту, выделенному еще 10 лет назад по госпрограмме “Нурлы Жол”, на 52,9 млрд тенге. Об этом долге перед государством ранее неоднократно писал inbusiness.kz.
По-хорошему правительство могло бы его давно списать с учетом повышения налогов в следующем году, в том числе НДС, чья собираемость вырастет с ростом тарифов. Расходы на погашение бюджетного кредита в прежние годы регулятор объективно не утверждал в тарифе, не исключено, что в этот раз ситуация может повториться. Пока же по нему монополией намечены выплаты на 2026 год на 2,2 млрд тенге, а на 2027-2030 годы по 3,8 млрд тенге в год.
К слову, "Астана-Теплотранзит" сейчас обсуждает и анализирует возможность участия в нацпроекте по модернизации ЖКХ, что подразумевает привлечение нового кредита на строительство и реконструкцию теплосетей, а также модернизацию оборудования, через госхолдинг "Байтерек" или у банков под субсидируемую ставку в 10%. Условия льготного заемного финансирования еще окончательно не определены, в случае утверждения выплаты по нему будут растянуты на очень долгий срок в тарифе.
Миллиард на бумагу ЕРЦ
Особое внимание inbusiness.kz вызвали заложенные в предлагаемую тарифную смету "Астана-Теплотранзита" расходы на услуги единого расчетного центра (ЕРЦ) в Астане – "Астана-ЕРЦ", который недавно купил совладелец Kaspi Вячеслав Ким. За них в следующие пять лет предлагается оплатить 1,2 млрд тенге, писал ранее inbusiness.kz.
"Коммерческое предложение – это в районе 31 тенге за одну квитанцию. Туда входит распечатка, фальцевание, разноска контролерами, ввод платежей и обработка платежей, и, соответственно, мы уже получаем готовые средства. Это у них услуга ежегодно оказывается, насколько мне известно, ЕРЦ последние пять лет стоимость свою не повышал. Мы просто считаем на количество тех лицевых счетов, которые мы будем им передавать для выставления", – пояснил Амангельдинов, отвечая на вопрос издания.
В тарифной заявке "Астана-Теплотранзита" прогнозировалось, что количество абонентов теплосетей составит в 2026 году 516 тыс., а к 2030 году эта величина вырастет до 718 тыс. единиц.
В принципе, с учетом текущей цифровизации, продвигаемой государством, сейчас астанчане в основном пользуются банковскими приложениями для ознакомления с едиными квитанциями по коммунальным услугам. Так что оплата ЕРЦ за услуги распечатки и доставки их бумажных версий кажется уже пережитком прошлого. С обывательской точки зрения ЕРЦ давно мог бы уточнить у всех владельцев лицевых счетов по услугам ЖКХ в столице, хотят ли они действительно получать квитанции в конвертах или же в цифровом виде, а значит, и снизить затраты на предоставление агрегированных данных в бумаге.
QazaqGaz пожинает субсидии
В последние годы использование дорожающего газа в водогрейных котлах столичных ТЭЦ щедро субсидировалось бюджетом города, чтобы сдерживать плату за отопление для населения. Если бы не дотации, то жителям столицы пришлось бы платить гораздо больше за тепло в жилищах.
В мае inbusiness.kz писал, что газовые субсидии для столичных ТЭЦ быстро растут и должны были увеличиться до примерно 20 млрд тенге в этом году из-за повышения оптовых цен на газ от QazaqGaz с июля. На январь-апрель ими было получено 11,4 млрд тенге.
По словам зампреда по экономике и финансам "Астана-Энергии" Аслана Шияпова, присутствовавшего на слушаниях, столичные ТЭЦ еще не получили полностью все субсидии на покупку газа для производства тепла до конца года.
"На 2025 год на четвертый квартал мы вообще просим 12 миллиардов. В данный момент решением маслихата 6 миллиардов нам уже выделили, утвердили. И 6 миллиардов будет уточнение уже в ноябре – там уже точную сумму нам скажут", – сообщил Шияпов в беседе.
Он уточнил, что на первый квартал 2026 года ТЭЦ запрашивают 16 млрд тенге субсидий – по этой заявке может быть корректировка при рассмотрении. В целом на текущий отопительный сезон может понадобиться примерно 535 млн кубов газа – эта цифра может варьироваться в зависимости от температуры на улице.
Напомним, с начала июля оптовые цены на газ от QazaqGaz увеличились на треть, в последующие два года удорожание продолжится. Так, если с июля 2024 года по июнь 2025 года оптовая цена на газ без НДС в Астане составляла 29,8 тыс. тенге за тысячу кубов, то с июля она повысилась до почти 40 тыс. тенге за тысячу кубометров. С 1 июля 2026 года по 30 июня 2027 года ее рост ожидается далее до 48,4 тыс. тенге, а с июля 2027 года до 62,9 тыс. тенге.
Сможет ли справиться с таким повышением оптовых цен на газ столичный бюджет в ближайшем будущем – это большой вопрос. Однако, наверняка, ему придется увеличивать объем газовых субсидий, если еще останется возможность сдерживать рост тарифов на отопление для населения. В случае нехватки дотаций для обуздания повышения цен на газ для ТЭЦ в следующие два года теплосетям придется увеличивать затраты на потери вслед за вынужденным повышением тарифа на отпуск тепла со стороны теплоисточников.
Читайте по теме:
Водоканал Астаны намерен резко поднять тарифы