Больше половины моющих средств казахстанского производства отправляют на экспорт

6123

При этом на внутреннем рынке доля отечественных производителей крайне мала.

Больше половины моющих средств казахстанского производства отправляют на экспорт Фото: pixabay.com

Рынок моющих, чистящих средств и товаров личного пользования в Казахстане в денежном выражении превысил 563 млн долларов, увеличившись за год в четыре раза. Это данные только по импортной продукции, которая была ввезена в страну за прошлый год. Если добавить сюда цифры по объемам реализации товаров отечественных заводов бытовой химии, итоговая сумма увеличится. Правда, незначительно. Это связано с тем, что доля казахстанских предприятий на внутреннем рынке крайне мала, передает inbusiness.kz со ссылкой на Energyprom.

Роль отечественных производителей можно проследить по балансам ресурсов и использования бюро национальной статистики АСПиР РК. Так, за январь-май текущего года по четырем укрупненным товарным группам из шести удельный вес заграничных поставщиков в реализации на внутреннем рынке варьировался от 98% до 100%. Импорт превалировал в продажах зубной пасты, различных чистящих и моющих средств, шампуней, косметики для волос.

Долю в 45,7% казахстанские производители занимали в категории средств для бритья, составов для принятия ванн, дезодорантов. Аналогичными показателями могли бы похвастаться и отечественные мыловары: из реализованных 20,3 тыс. тонн различных видов мыла на территории страны 10,7 тыс. тонн могли быть полностью made in Kazakhstan. Однако на прилавки казахстанских магазинов попала только половина этого объема, 5,3 тыс. тонн, остальное мыловары экспортировали за границу. В итоге удельный вес казахстанских товаров в категории мыла и поверхностно-активных веществ составил 26,4%.

Именно в двух категориях, в которых наблюдается экспорт продукции, отмечен и более-менее заметный объем производства. В лидерах "мыльная" товарная группа: в 2022 году казахстанские предприятия произвели 17,5 тыс. тонн жидкого и твердого мыла. За первые пять месяцев 2023-го было выпущено 10,7 тыс. тонн таких товаров, рост производства в сравнении с январём–маем прошлого года составил 75,3%.

Почти на 65% за январь–май выросли показатели выпуска моющих средств. За указанный период производители отчитались о производстве 7,9 тыс. тонн различных гелей, кондиционеров для стирки и аналогичных средств для наведения чистоты. В предыдущие пять лет эта ниша неплохо развивалась, ежегодно прибавляя по 15%–38%. Исключительным можно назвать только 2022 год, когда прирост был небольшим — менее 1%. Общий годовой выпуск продукции в этой категории в прошлом году составил 12,9 тыс. тонн.

О значимом собственном производстве можно говорить также в категории средств для бритья, дезодорантов, различных парфюмерных и косметических изделий. По итогам прошлого года было выпущено 5,4 тыс. тонн таких товаров, при том, что в целом по стране продали 11,5 тыс. тонн подобной продукции. Что касается остальных категорий сектора, объёмы их выпуска были относительно небольшими, не достигающими даже 1 тыс. тонн.

Производство моющих, чистящих средств и товаров личного пользования как одна из подотраслей химической промышленности не очень привлекательно для бизнеса: в секторе высока конкуренция со сложившимися брендами, и стартап требует значительных инвестиционных затрат. Например, эксперты АО "Казахстанский центр индустрии и экспорта KazIndustry" оценивают стоимость создания производства моющих средств в 1–1,5 млн долларов. Это одна из причин, по которой в секторе нет очередей из стартаперов и новых амбициозных проектов.

Кроме того, наблюдаются сложности с дистрибуцией на сложившемся годами рынке. Не всегда казахстанские поставщики со своей продукцией могут свободно попасть в крупные торговые сети РК. Об этом говорят сами производители. Именно поэтому крупные казахстанские компании создают филиальные сети в регионах и открывают свои представительства в областных центрах. На это тоже требуются дополнительные ресурсы — и финансовые, и человеческие.

Трудности работы на местном рынке — один из факторов, подталкивающих "мыльный" бизнес выходить на экспорт и искать новые возможности для сбыта. Такую информацию транслировали в СМИ руководители крупных компаний. Например, холдинг "Аврора" через некоторое время после запуска продаж на "домашнем" рынке открыл пять филиалов в России. Казахстанская фирма Goldman&Young ещё на старте своего развития начала экспортировать продукцию в Кыргызстан, а компания "Адал плэнт" много времени потратила на то, чтобы выйти на рынок Китая.

Сравнительные данные по производству и внешней торговле показывают, что при выпуске мыла объемом в 17,5 тыс. тонн Казахстан экспортирует 10,6 тыс. тонн. Это 60,8%. Такая серьезная доля экспорта за последние годы менялась лишь незначительно. Основными покупателями продукции казахстанских мыловаров являются Узбекистан (с долей в 48,7%) и Таджикистан (38,7%).

Высокая импортозависимость в секторе отражается и на ценах: удорожание продукции уже давно выходит за пределы средних цифр инфляции. Например, в июне этого года моющие и чистящие средства в РК выросли в цене на 36,2%, товары личного пользования — на 24,6%. При этом общее годовое удорожание непродовольственных товаров было в пределах 15,8%, а средний показатель инфляции составил 14,6%.

Впрочем, летний уровень подорожания — это ещё цветочки в сравнении с тем, как менялись ценники на продукцию в секторе в начале этого года. В январе–марте статистики фиксировали удорожание товаров для наведения чистоты на 51,5%–53,9%, продукции для личного пользования — на 40%. Максимальный рост цен был отмечен на хозяйственное (на 90,3%) и туалетное мыло (на 53,8%).

Читайте по теме:

Единственный цех по производству мыла прекратил свою работу в Костанайской области

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться