Глядя на текущую реализацию налогово-бюджетной реформы в Казахстане, бросается в глаза фокус на ставках и льготах. Однако в тени остается не менее важный вопрос: сколько государству стоит сам процесс сбора налогов. И что вообще делается в этом направлении. На практике более 95% всех поступлений в 2024 году обеспечили всего семь видов налогов и сборов. Остальная масса — десятки малозначительных платежей, которые требуют затрат на администрирование, не сопоставимых с их фискальной отдачей, включая и самих налогоплательщиков.
Это открывает широкие возможности для оптимизации: упростив систему администрирования второстепенных налогов, можно снизить давление на бизнес и сократить издержки бюджета. Насколько неэффективной оказалась текущая модель и как ее можно улучшить — выяснял inbusiness.kz.
Фискальный каркас Казахстана
Налоговая система Казахстана представляет собой многоуровневую структуру, включающую различные виды налогов и платежей. От корпоративного подоходного налога до специальных сборов — каждый элемент этой системы имеет свои особенности и целевое назначение.
Для сбора налогов в Казахстане задействованы десятки тысяч сотрудников, сотни подразделений и сложные информационные системы. Каждый из видов налогов — от НДС до акцизов — требует собственного подхода и значительных затрат на администрирование, что делает этот процесс одним из самых ресурсозатратных в государственной системе. На плечи органов государственных доходов ложится не только сбор средств, но и содержание разветвленной сети подразделений, информационных систем, подготовка кадров.
Налоговые поступления в бюджет Казахстана за 2024 год на 95% исполнены семью видами налогов: корпоративный подоходный налог, налог на добавленную стоимость, индивидуальный подоходный налог, таможенные платежи (преимущественно представлены экспортными пошлинами на сырую нефть), социальный налог, плата за природные ресурсы (НДПИ, за исключением нефтяного сектора) и акцизы. Ниже на диаграмме представлен их вклад в казну в денежном измерении.
Источник: министерство финансов РК, 2025 г.
Согласно данным комитета государственных доходов, налоговые поступления в государственный бюджет — как республиканский, так и местные бюджеты — за 2024 год составили 19,7 триллиона тенге. Основными источниками остаются корпоративный подоходный налог (26,5%), налог на добавленную стоимость (26,3%) и индивидуальный подоходный налог (12,4%). Также значительную долю обеспечивают вывозные таможенные пошлины на сырую нефть (8,1%), социальный налог (8,0%) и налог на добычу полезных ископаемых (4,7%).
Подчеркнем еще раз – семь ключевых налогов формируют порядка 95% всех налоговых поступлений. Это в полной мере иллюстрирует принцип Парето, согласно которому 20% усилий дают 80% результата. В данном случае подавляющее большинство бюджетных доходов обеспечивается ограниченным числом источников.
Однако, несмотря на превалирующую долю этих налогов, бюджетная система пестрит массой малозначительных и второстепенных платежей и сборов. И это как раз та сфера, где можно проводить радикальные реформы в части администрирования, не опасаясь значительных фискальных потерь. Здесь есть пространство для упрощения, консолидации и снятия избыточных административных барьеров, что поможет улучшить деловой климат и сэкономить ресурсы государства.
Целый блок представляют собой налоги на собственность, куда входят налог на имущество, земельный и транспортный налоги, а также единый земельный налог. Помимо налогов, в бюджет также поступают различные виды обязательных платежей: государственная пошлина, сборы за регистрацию и выдачу разрешений, платы за лицензии, за пользование природными ресурсами и радиочастотами, а также за услуги связи, размещение наружной рекламы и цифровой майнинг.
Во сколько обходится налоговый контроль государству
Если с объемами налоговых поступлений все более или менее ясно, то вопрос, во сколько государству обходится их администрирование, остается куда менее прозрачным. В 2017 году себестоимость сбора 1 миллиона тенге в бюджет Казахстана обходилась бюджету в 20 долларов, приводили расчеты в Национальной палате предпринимателей "Атамекен". Для сравнения там же упомянуты цифры по США, где аналогичные расходы были в 100 раз меньше – 23 цента.
Однако в самом комитете госдоходов inbusiness.kz не смогли назвать актуальной себестоимости сбора налогов и сборов, не говоря уже о второстепенных. В ведомстве пояснили, что администрированием налогов и пошлин занимаются органы государственных доходов (ОГД) — от районных подразделений до приграничных постов. Их инфраструктура финансируется через общий бюджет минфина, поэтому выделить отдельную сумму на администрирование невозможно.
"На органы государственных доходов (ОГД) возложены функции администрирования налоговых и таможенных платежей. Оказание государственных услуг для удобства граждан осуществляется в областных центрах, городах, районах, на границах. Кроме того, на ОГД возложены функции противодействия теневой экономике, контрабанде и другое. Создана общая инфраструктура, такая как здания, сооружения, таможенные посты, информационные системы, которой пользуются все сотрудники ОГД, государственные органы при осуществлении возложенных на них задач в пределах своей компетенции. Так как комитет находится в общей системе министерства финансов РК (МФ РК), финансирование ОГД осуществляется в рамках действующего бюджета МФ РК. Ряд расходов является информацией для служебного пользования, в связи с чем сложно вычленить стоимость налогового администрирования из общей системы финансирования МФ РК", — отметили inbusiness.kz в КГД.
Несмотря на отсутствие прозрачных данных о стоимости администрирования, его эффективность, по мнению КГД, можно оценить по доначислениям: в 2024 году — 1,33 трлн тенге. Наиболее результативным оказался камеральный контроль (535,9 миллиарда тенге), за ним следуют налоговые и таможенные проверки (474,4 миллиарда) и налоговый мониторинг (320,8 миллиарда). Каковы затраты на этот комплекс мероприятий, к сожалению, неизвестно.
Как быть и что делать?
Несмотря на победные реляции КГД, нынешняя реформа – отличный шанс пойти навстречу бизнесу в упрощении администрирования второстепенных налогов. Особенно с учетом расширения числа плательщиков НДС бизнесу просто необходимо разгрузить свои финансовые службы. А государству в лице КГД необходимо внедрять бизнес-подходы в своей работе. По признанию самих правительственных чиновников, подавляющую часть налоговых поступлений обеспечивают не более 5 тыс. предприятий.
Многие из второстепенных налогов приносят менее 0,5% от общего объема доходов бюджета, но при этом требуют немалых затрат на сбор, контроль и учет. Процессы администрирования фрагментированы: отсутствует единое окно, используются разрозненные базы данных, автоматизация охватывает только часть процедур.
Существует и проблема прозрачности. Часто трудно отследить реальный фискальный эффект или понять, на что именно идут собранные средства от конкретных сборов (яркий пример – экологические штрафы). Некоторые налоги почти не платятся, поскольку условия их применения невыгодны для бизнеса, как, например, в сельском хозяйстве или при налогообложении самозанятых.
Интеграция с ЕНПФ, банками и мобильными сервисами может заметно упростить администрирование даже малозначимых налогов. Оптимизация структуры возможна за счет объединения или отмены малодоходных сборов. Например, можно объединить отдельные виды платежей с более крупными налогами.
Также стоит переосмыслить часть налогов с точки зрения справедливости и стимулов — ввести прогрессивные элементы или адресные послабления для определенных групп. И наконец, "малые" налоги при грамотной настройке способны принести бюджету десятки миллиардов тенге в год за счет роста собираемости.
Для этого в первую очередь надо провести аудит эффективности второстепенных налогов, как это делалось ранее в отношении налоговых льгот. Следующий шаг — запуск автоматизированной отчетности и оплаты по всем возможным каналам, включая мобильные приложения и онлайн-банкинг.
Также важно оценить, какие фискальные потери несет бюджет из-за неработающих или "спящих" налогов. Упрощение форм отчетности и правил применения — особенно для малого бизнеса и физических лиц — поможет расширить охват. И наконец, необходимо создать "реестр неэффективных налогов" с конкретным планом реформ или отмен. Это будет важный шаг навстречу бизнесу и населению, который облегчит бремя перед лицом неминуемого роста налоговой нагрузки.
Изображение от pressfoto на Freepik
Читайте по теме:
Кто и зачем получает налоговые льготы в Казахстане: взгляд изнутри