Бывший вице-министр энергетики опроверг наличие дефицита электроэнергии в Казахстане

6356

При этом в минэнерго обсуждают новую роль единого закупщика в стимулировании строительства новых электростанций.  

Бывший вице-министр энергетики опроверг наличие дефицита электроэнергии в Казахстане

В Казахстане нет дефицита электроэнергии или мощностей для ее генерации. Такое мнение в эфире программы "Дневной формат" телеканала Atameken Business высказал бывший вице-министр энергетики Бакытжан Джаксалиев, передает inbusiness.kz.

"Вы знаете, я еще повторюсь, многократно уже говорил о том, что дефицита электрической энергии как товара нет. Здесь достаточно просто. Cегодня установленных мощностей у нас практически 23 ГВт, или 23 тыс. МВт. Если мы хотя бы возьмем на среднее число часов, используем, скажем, шесть тысяч часов взять, то мы значительно больше выработаем электроэнергии, чем нужно вообще в стране. И, таким образом, здесь надо говорить не о дефиците электрической энергии, как, собственно, и не надо говорить о дефиците мощности. Я бы лучше говорил о том, что у нас все-таки дефицит государственного управления сегодня отраслью. В силу того, что управление это должно быть именно из тех потребностей, которые на текущий момент необходимы", – сказал экс-вице-министр, комментируя вопрос телеведущего.

По мнению Джаксалиева, дефицита мощностей нет по всей стране, однако есть запертость сечения проводов, к примеру, в южной зоне энергосистемы Казахстана, из-за чего достаточно мощности туда пропустить невозможно. 

"В этом случае должен работать принцип правильного управления энергетической системой, и, соответственно, вот эти пиковые периоды надо сглаживать. Сглаживать можно путем правильного управления тарифами, что, собственно, сейчас государство начинает предпринимать, и то же самое можно сглаживать путем составления суточных графиков нагрузок, которые за сутки вперед составляются, и никто, как только диспетчера могут четко и ясно сформулировать позицию на предмет пика, который они могут нести. Иными словами, на завтрашний день, к примеру, на юге Казахстана нужен, скажем, переток мощности, равный 2 тыс. МВт. Вот под эти 2 тыс. МВт и составляется весь график нагрузки, который южные потребители должны брать. Не перебирать, а брать", – высказался бывший высокопоставленный чиновник. 

По его словам, для устойчивой работы энергосистемы необходимо правильное диспетчерское управление спросом.

"Управление системой должно ложиться не только на электрические станции, которые у нас диспетчера любят: "Сними нагрузки, возьми нагрузку". Это так нельзя делать. Она должна также управляться потреблением, то есть потребители у нас должны четко и ясно выполнять команды диспетчеров и строго выполнять те графики нагрузок, которые по их же заявкам сформированы", – считает экс-госслужащий.

По мнению эксперта по электроэнергетике Асета Наурызбаева, участвовавшего в телевизионной дискуссии, напротив, энергосистема не должна диктовать условия потребителю, а дать эффективный ответ на его потребности. 

"Построение рынков должно быть таким, чтобы у нас не возникали спайки и другого рода колебания цен, а для того, чтобы цены были все предсказуемые, прогнозируемые и формировались рыночным путем задолго до, собственно, поставки. Сейчас происходит изменение большой технологической парадигмы. Раньше вероятностный характер имел спрос, теперь вероятностный характер имеет еще и генерация", - отметил он. 

Энергосистема должна управлять как спросом, так и генерацией с точки зрения управления вероятностями, указал в своем комментарии Наурызбаев. 

"Поэтому современные методы управления энергосистемами настроены на то, чтобы иметь поток вероятности и иметь ответы на движения этой случайной величины в пределах доверительного интервала. Мы говорим о том, что эти вероятностные методы дают нам уровень надежности энергоснабжения, которые стоят больше или меньше в зависимости от того более надежна или менее надежна у нас энергосистема. И мы должны принять уровень надежности энергосистемы, который для потребителей выражается в количестве часов отключения в году, и на этот уровень строить всю энергосистему. Понятно, что мы не можем обеспечить стопроцентную надежность, потому что всегда происходят неожиданные крупные аварии. Но какой-то объем аварий должен быть поглощен энергосистемой незаметно для потребителей, допустим, 99,99% должно быть поглощено. Такие конфигурации большие, конечно, будут все равно отключать потребителя при любой энергосистеме", - полагает специалист. 

Стимул единого закупщика

В ходе телевизионной дискуссии Бакытжан Джаксалиев поддержал необходимость внедрения единого закупщика электроэнергии в стране. Отметим, что, вероятно, эта роль может быть возложена на расчетно-финансовый центр (РФЦ), подведомственный минэнерго, который уже администрирует для потребителей тариф на мощность и выплаты владельцам ВИЭ, включенные в конечную цену на электроэнергию. 

"Уже буквально два десятилетия назад такой вопрос поднимался на самом деле, но это не говорит о том, что единый закупщик электрической энергии у производителей электроэнергии сразу выравнивает стоимость электроэнергии по всему региону. Это не говорит о том, что те, кто сегодня имеет дешевую электроэнергию – у них поднимется стоимость, и не говорит о том, что у кого сегодня большая стоимость электроэнергии, она понизится. Это далеко не так. Это также, собственно, механизм, который будет позволять сегодня государству управлять теми или иными отраслями, давая понижающий или повышающий коэффициент и тем самым стимулируя те или иные отрасли экономики для их развития", - пояснил бывший чиновник. 

Похожий ценовой механизм применялся в советской экономике, напомнил он. 

"В среднем было, грубо говоря, 4 копейки за кВтч, а на самом деле в сельском хозяйстве и отдельные регионы вообще не платили. Другие платили по одной копейке, но в то же время те, которые производили товары роскоши – безусловно, эти производства имели более высокую стоимость. Или промышленные предприятия, у которых присоединенная мощность была выше 750 тыс. киловольт-ампер – они дополнительно выплачивали за потребляемую электроэнергию. Тем самым им стимулировали вопросы энергосбережения", - рассказал Джаксалиев. 

Согласно его данным, сейчас минэнерго инициирует вопрос создания единого закупщика электроэнергии в энергосистеме, что было прописано в нацплане "100 конкретных шагов" в 2015 году. Тогда по просьбе потребителей и электростанций этот шаг был принят в действие в сокращенном виде, где усреднение произошло по плате на рынке мощности.  

"Это неполный механизм усредненной закупки, и поэтому сейчас, я полагаю, и консультации такие в министерстве проходят, будет более приемлемая схема принята. Тем более что, как объявил министр и как, собственно, предусматривалось главой государства, у нас будут еще и тарифы дифференциированы как по зонам суток, так и по объемам потребления, и, я даже не исключаю, по видам отраслей экономики", - предположил экс-вице-министр. 

Присутствовавший в эфире глава комитета энергонадзора минэнерго Сунгат Есимханов подтвердил, что единый закупщик упростит рынок электроэнергии, где на деле нет конкуренции. 

"Для развития электростанций это будет большой стимул, так как министерство и единый закупщик будут определять политику и будут принимать те программы по развитию, недофинансирование и эти все проблемы будут решаться. Поэтому министерство это поддерживает, в рамках дискуссии на высшем уровне это была принципиальная позиция министерства. У нас были споры с агентством по защите конкуренции и так далее, но на сегодняшний день, насколько я знаю, получена достаточно уже согласованная позиция, готовится законопроект. Понятно, что, может, для каких-то игроков рынка это в определенной степени невыгодно. Но, в целом, понимая проблемы в отрасли, насколько я знаю, насколько мы общаемся со всеми крупными игроками – практически все "за"", - заверил представитель энергетического ведомства. 


Единый закупщик будет самым главным инструментом создания инвестиционного климата в электроэнергетике, уверен Джаксалиев.

"Сегодня все не понимают, как дальше развиваться в силу того, что строить станции – это нужно четко иметь позицию: а кто у тебя будет покупать? Тем более создав новую электрическую станцию – эта станция будет вырабатывать такую же товарную продукцию как старая станция, но ее электроэнергия будет значительно дороже, чем у старой станции, у которой все основные фонды уже самортизированы. Введение новых основных фондов, капзатрат – нужно их компенсировать, и эта стоимость будет как раз ложиться на новые станции, которые создают ровно такой же товар, как и старые станции. И если это будет единый закупщик, тогда для всех кредитных организаций, финансовых институтов, как наших казахстанских, так и международных, и для самих же инвесторов будет очень прозрачный механизм", - считает энергетик. 

По его информации, полная возвратность и прибыльность инвестиций в новые электростанции будет гарантирована инвесторам или кредиторам через договор о покупке электроэнергии (Power Purchase Agreement (PPA), который будет заключаться с единым закупщиком. 

"Тогда у нас не будет возникать вопросов – давайте на какой-то энный период времени возьмем лаг и в рамках этого лага специальная электрическая станция, сделаем определенный тариф, чтобы она могла инвестировать – тогда этой схемы не будет. Именно введение вот такого механизма единого закупщика, прежде всего, как главная его цель, является стимулирующим механизмом для развития энергетической отрасли", - убежден Джаксалиев. 

 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться