/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 29 354,08 РТС 1 646,60 Hang Seng 28 800,87 KASE 2 382,60 FTSE 100 7 651,44 Пшеница 571,00
Погода:
-7Нур-Султан
-7Алматы
DOW J 29 354,08 РТС 1 646,60
Hang Seng 28 800,87 KASE 2 382,60
FTSE 100 7 651,44 Пшеница 571,00
Цены на уголь для потребителей в предстоящем отопительном сезоне возможно вырастут

Цены на уголь для потребителей в предстоящем отопительном сезоне возможно вырастут

Причиной может стать повышение тарифов КТЖ на локомотивную тягу.

13 Июнь 2019 17:59 4106

Цены на уголь для потребителей в предстоящем отопительном сезоне возможно вырастут

Цены на уголь для потребителей в предстоящем отопительном сезоне вырастут. Об этом предупреждает исполнительный директор Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец. На форуме угольной промышленности, состоявшемся 13 июня в Нур-Султане, глава организации связал данный рост с повышением тарифов железнодорожного перевозчика.

«КТЖ» второй раз за год вышла с повышением тарифов на локомотивную тягу. Компания предлагает увеличить тарифы на 12% с 1 июля. Это приведет к удорожанию угля в наступающем отопительном сезоне. У нас есть участки, в которых до 60% в конечной цене сидит железнодорожный тариф», – сказал Радостовец.

В этой связи ассоциация предлагает рассмотреть принцип единой кассы, который должен применяться в национальных компаниях.

«Повышать тариф надо с 1 января, чтобы производители знали цены на следующий год и не было мультипликативного эффекта, который скажется на реальной цене в рознице для потребителей уже этой осенью. В прошлом году ряд компаний пошли на снижение цен на уголь, но это было сделано действительно под давлением (Правительства. – Ред.)», – подчеркнул Радостовец.

По его словам, основное звено удорожания цен для конечного потребителя – это перекупщики и перевозки. Ассоциация предлагает масштабировать проект «Акколь Смарт», который позволяет пользователям мобильного приложения узнать цену, объем и качество угля на ближайших тупиках и также сделает весь процесс покупки угля прозрачным.

«Все лишние цепочки между потребителем и угольным карьером будем убирать. Это я вам гарантирую», – в свою очередь заверил заместитель Премьер-министра Женис Касымбек.

Первый заместитель председателя правления нацкомпании «КТЖ» Канат Альмагамбетов проинформировал, что происходит ежегодное повышение тарифов на 4% на МЖС, среднее повышение в 2018 году составило 6,8%. В 2019 году произошло повышение на 4%.  

«Мы надеемся, что повышение тарифов на 12% с 1 июля удовлетворят, на это есть причины. В свою очередь мы очень рады за угольщиков, у них произошло повышение заработной платы на 25-30%. К сожалению, мы не можем позволить себе даже 5-7%. Мы знаем финансовое состояние всех крупных предприятий, которые производят погрузку угля, практически у всех положительные результаты. В прошлом году минус 85% баланс компаний «КТЖ», в этом году мы ожидаем минус 25, это при том, что мы планируем повышение. Я бы призвал вас всех поддержать железную дорогу, чтобы мы стабилизировались. Происходит повышение стоимости дизтоплива, тариф на локомотивную тягу не может угнаться за темпами роста», – отметил Альмагамбетов.

Также он рассказал о тарифной политике на вагонную составляющую «Казтемиртранс». Аренда вагонов составляет 8500 тенге при содержании вагона 8300, «тот максимальный минимум, который мы можем себе позволить, чтобы не генерировать убыток».

В то же время зампред сообщил, что появление частных перевозчиков вводит дисбаланс в совместную работу «КТЖ» и производителей угля, и привел в пример компанию Dar rail, которая перевозит уголь с разреза «Восточный» до станции Аксу.

«В мае этого года возникли проблемы у разреза «Богатырь», из-за того что частная компания заявила об оплате при прохождении пути. Частник закрывает пути и препятствует движению вагонов на «Богатырь». Надеемся, что к концу месяца проблему разрешим. Учитывая, что «Богатырь» устанавливает свои маршруты, появляются проблемы у «Восточного», потому что частник не может ничего сделать с собственником подъездных путей, который появился у разреза «Богатырь» и препятствует нашей с ним работе», – резюмировал Канат Альмагамбетов.  

Майра Медеубаева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

В ВКО будет жарко

Уголь есть, очередей нет. Ажиотаж при продажах из железнодорожных тупиков, который был характерен для предыдущих двух лет, в этом году пока миновал Восточный Казахстан.

23 Октябрь 2019 12:14 4395

В ВКО будет жарко

Фото: Нуржан Казиев

В Усть-Каменогорске закрыта потребность населения в твердом топливе на отопительный сезон 2019-2020 годов примерно на 80%, в других городах и районах Восточного Казахстана – на 100%, уверяют в акимате ВКО. Но цифры предпринимателей чуть ниже.

По данным руководителя отдела управления энергетики и ЖКХ ВКО Нурлыбека Тлеубекова, при общей потребности в коммунально-бытовом угле для населения Восточного Казахстана в 1 млн 140 тысяч тонн уже продано 1 млн 90 тысяч тонн.

 «По всей ВКО это 96% обеспеченности, – говорит г-н Тлеубеков. – В городах и районах, кроме Усть-Каменогорска, уголь в объеме 100% поступил населению. В Усть-Каменогорске – на 80%. Потребность Усть-Каменогорска – 248 тысяч тонн, из них уже 198 тысяч тонн жители закупили. Но на обоих тупиках города есть запас топлива. Общий резерв по области, если по тупикам пройтись, составляет более 15 тысяч тонн. В Усть-Каменогорске – 3200 тонн угля, в Семее – четыре тысячи, в Аягозе – три тысячи, в Шемонаихе – 550 тонн, в Глубоком – 1,5 тысячи, в Жарминском – три тысячи. Но отопительный сезон идет до апреля 2020 года, и те люди, у кого сейчас нет денег или кто не успел записаться на социальный уголь, успеют его закупить. Для бюджетников доставлены 121,6 тысячи тонн, что составляет 100%». 

По данным Нурлыбека Тлеубекова, отопительный сезон в Восточно-Казахстанской области начался 1 октября. То есть на две недели ранее запланированного срока были подключены к источникам теплоснабжения объекты здравоохранения, образования, культуры.

Как отметил коммунальщик, в этом году агитировать население покупать уголь начали загодя.

«В июле мы давали объявления, чтобы люди покупали летом, но в теплое время уголь мало кто берет. Вот уже немного пошел снег, возможно, ажиотаж начнется. Но такого, как в прошлом году, надеюсь, не будет. В наличии все есть. Надеемся, что готовы к этой зиме», – сделал прогноз Нурлыбек Тлеубеков.

На Усть-Каменогорск выделен лимит на социальный уголь в 40 тысяч тонн, по 20 тысяч на каждый тупик – на станциях Оскемен-1 и Новоустькаменогорск. На Новоустькаменогорске его продано примерно 75%. Это около 15 тысяч тонн. На тупике Оскемен-1 – 60%, или примерно 12 тысяч тонн.

В этом году для перевозки твердого топлива социально защищаемым слоям населения выделено по 10 автомашин для каждого из двух железнодорожных тупиков Усть-Каменогорска. Коммерческая цена угля – 9200 тенге за тонну, а стоимость тонны социального твердого топлива меньше на 450 тенге. Нурлыбек Тлеубеков остался доволен и качеством поставляемого для населения угля. По его словам, жители ВКО в этом году, в отличие от 2018-го, не жалуются на то, что в твердом топливе встречаются крупные куски и пустая порода.

Ажиотаж помог сделать запас

На недавнем заседании дискуссионного клуба проектного офиса «Шыгыс адалдык аланы» председатель специальной мониторинговой группы при департаменте Агентства по противодействию коррупции по ВКО Станислав Каримов подтвердил слова чиновника.

«Мы выезжали и смотрели ситуацию. По сравнению с прошлым годом в этом году ситуация однозначно значительно лучше. В прошлом году чуть ли не составами приходил некачественный уголь, этой ситуации сейчас нет. Такого ажиотажа со стороны населения, как было в 2018-м, мы не наблюдаем, – сказал Станислав Каримов. – Это не значит, что он не случится в ближайшие дни. Будем и дальше мониторить процесс, но пока не наступили холода, ажиотажа среди населения не было. Если будут очереди, жалобы на перекупщиков угля, мы готовы сделать выезды, пригласить население, ЖКХ, чтобы ситуацию привести в соответствие».

Но даже с наступлением легкого мороза (от -6 ночью до -1 днем) в Усть-Каменогорске на тупиках города не возникло очередей. Нуржан Казиев, директор ТОО «Топливная компания «Терминал», а это угольный тупик станции Новоустькаменогорск, рассказал inbusiness.kz, что в день предприятие обслуживает по 10 автомашин, которые приезжают за коммерческим углем. Ежедневно социальное твердое топливо отпускают по спискам из пяти-двенадцати человек.

«У нас договор до апреля по социальному углю, еще полгода впереди. Поэтому нет проблем. Очередей за коммерческим углем практически нет. Стоят три машины поодаль, но у них нет клиентов. Люди запаслись углем. У нас нет ажиотажа, недели две назад выстроились в очередь человек 50, когда пенсионерам пенсию дали, но мы до обеда их обслужили», – добавил Нуржан Казиев.

Он затруднился назвать точные объемы, сколько еще будет продано коммерческого твердого топлива до конца отопительного периода, сославшись на то, что в Усть-Каменогорске разрастаются новые районы, поселки, входящие в городскую черту. Соответственно, и спрос на уголь увеличивается.

Николай Кондратьев, директор ТОО «Сейком», которое находится на угольном тупике станции Оскемен-1, тоже отмечает, что за твердым топливом очередей почти нет. В день загружаются по 10-12 машин. Это почти ничего с учетом того, что еще летом было по 50-70 машин в день. По его словам, довольно низкие объемы продаж социального топлива связаны с тем, что в акимате Усть-Каменогорска стали тщательнее формировать списки социально защищаемых категорий граждан, требовать дополнительные справки, а в предыдущие годы в очереди «социальщиков» было много случайных людей, сами списки составляли наобум. Если ранее в день на тупике обслуживали социальным углем по 40-70 жителей Усть-Каменогорска, то сейчас – 10-13 человек.

«По сравнению с прошлым годом мы на месяц раньше стали продавать социальный уголь – в июне, а в прошлом году – к концу июля. И в то же время в начале 2018 года были перебои с поставками коммунально-бытового угля для всех категорий населения. В начале прошлого года уголь продавался по две-три тонны на руки, лимитировано. Поэтому у людей на конец отопительного сезона 2017-2018 годов запасов в углярках не было. В начале 2019 года у нас не было перебоев с поставками, мы в январе-феврале с перевыполнением плана шли примерно на 40-50%. У многих людей остались запасы топлива от предыдущего отопительного сезона», – отметил директор ТОО «Сейком».

 Но, по данным Николая Кондратьева, население Усть-Каменогорска вряд ли снабжено коммунально-бытовым твердым топливом на 80%. Например, при плане в пределах 145 тысяч тонн угля на этом тупике продали чуть больше 100 тысяч тонн. Это около 60%. Он считает, что приблизительно такой же может быть ситуация на тупике Новоустькаменогорска.

«Призываю людей активнее покупать уголь. Мы пока не знаем, как зима себя покажет, бывает, из-за снегопадов поставки этого топлива бывают нестабильны. Тогда начнется ажиотаж. Сейчас уголь есть, он хороший, сухой. В сутки на тупик по 10-12 вагонов с углем от АО «Каражыра» приходит», – резюмировал г-н Кондратьев.

Ольга Ушакова

Угольной отрасли нужна господдержка

Казахстану необходимы асимметричные ходы в ответ на стимулы в угледобыче и переработке в России, дабы сохранить свою конкурентоспособность.

29 Август 2019 15:30 4461

Угольной отрасли нужна господдержка

Угольная промышленность Казахстана, являясь опорой для энергетического рынка и безопасности страны, нуждается в мерах государственной поддержки по примеру российских властей. Об этом заявила Ассоциация горно-металлургических предприятий (АГМП) Казахстана, комментируя сообщения российских СМИ о мерах по поддержке отрасли.

Большинство вопросов, которые были затронуты на минувшей встрече властей РФ с представителями угольной отрасли и профсоюзами, актуальны и для казахстанских коллег, подчеркивают в АГМП. Ключевые из них – это волатильность цен на топливо, высокие транспортные издержки, дефицит высококвалифицированных кадров и соцзащита городов, а также растущие экологические обязательства.

Одним из актуальнейших вопросов является диверсификация экспорта и поиск новых рынков, считают в профильной ассоциации. На сегодня порядка 80% приходится на российский рынок, и это ярко иллюстрирует зависимость от потребности у соседей. Ужесточение экологических требований со стороны стран ЕС и падение цен на треть обуславливают переориентацию экспорта казахстанского угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

«Поэтому АГМП обратилась к Правительству [Казахстана] с просьбой оказать содействие в проработке с китайской стороной в рамках казахстано-китайской межправительственной комиссии, с участием уполномоченных госорганов и организаций, правовых, тарифных, технических и технологических вопросов, необходимых для организации перевозок через КНР угля из Казахстана, экспортируемого в страны АТР через порт Ляньюньган», – отметили в АГМП.

Другим ключевым фактором конкурентоспособности отечественного угля являются ж.-д. тарифы, поскольку являются безальтернативным видом транспорта (формирует до 40% конечной цены). С 2019 года в Казахстане выросли тарифы за пользование магистральными ж.-д. сетями (МЖС) и услугами железной дороги, сделав экспорт по отдельным направлениям нерентабельным. В этой связи ассоциация выступает за пересмотр тарифной политики АО «НК «Казахстан темир жолы» (КТЖ). Один из возможных путей – перекрестное субсидирование тарифов за счет выручки от транзита по методу «единой кассы».

Другим направлением в части тарифов может стать госрегулирование за счет стимулирования и развития рынка частных ж.-д. перевозчиков. С 1 ноября 2018 года в пилотном режиме по отдельным направлениям «частники» продемонстрировали эффективность, достигнув снижения себестоимости на 10% в сравнении с КТЖ.

Большие надежды у угольщиков связаны с глубокой переработкой и развитием углехимии, что в перспективе может дать свыше 400 продуктов, стоимость которых в 20-25 раз превышает цену первичного топлива-сырья. Включение этих видов деятельности в перечень приоритетных для реализации инвестпроектов даст процессу дополнительный экономический импульс и стимул.

В целом отрасли необходима долгосрочная программа развития на государственном уровне на примере соседней России, о чем АГМП не раз просила, инициировала на последнем Форуме угольной промышленности (состоялся 13 июня этого года), предложила разработать стратегию развития отрасли до 2040 года. В резолюцию также вошел пункт об определении прогноза потребления угля энергопроизводящими организациями и коммунально-бытовым сектором, чтобы улучшить планирование горных работ и капзатраты в оборудование.

Несмотря на снижение доли угля в общем энергобалансе, рост потребления энергии в мире будет толкать его потребление в абсолютном выражении вверх, сходятся во мнении международные эксперты. Осознавая данный факт, в преддверии Дня шахтера в России президентом правительству были поручены конкретные поручения по улучшению состояния дел в отрасли.

В частности, речь идет о таких мерах, как: синхронное развитие международных пунктов пропуска с планами экспорта угля; рекультивация отработанных месторождений, господдержка в обновлении жилого фонда для шахтеров, корректировка порядка исчисления НДПИ, а также регулирование социально-трудовых отношений.

Угольная промышленность Казахстана обеспечивает выработку порядка 70% электроэнергии в стране, на которой базируется энергобезопасность и независимость страны, 100%-ную загрузку коксохимического производства и полностью удовлетворяет потребности в топливе со стороны коммунально-бытового сектора и населения. В отрасли занято порядка 30 тыс. человек, что наглядно отражает ее социально-значимый характер для экономики, где ряд предприятий являются градообразующими.

«Учитывая сегодняшнюю непростую экономическую ситуацию, в АГМП убеждены, что для дальнейшего наращивания производства, динамичного развития, повышения конкурентоспособности отечественной угольной отрасли, как и в соседней стране – партнере по ЕАЭС, необходима ощутимая и системная поддержка со стороны государства. Ассоциация призывает Правительство и уполномоченное министерство обратить особое внимание на существующие в угольной отрасли нерешенные проблемы и вызовы, которая она переживает, и принять комплекс адекватных мер», – резюмировали в АГМП.

Султан Биманов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: